ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4707/16 от 19.09.2016 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-4707/16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 сентября 2016 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судья Андреева И.С., при секретаре Курносиковой А.А.,

с участием представителя административного истца Гурман Ю.А.,

представителя административного ответчика Управления Министерства Юстиции РФ по Челябинской области – ШЕМ, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика прокуратуры Челябинской области – старшего помощника прокурора Советского района г. Челябинска РОЯ, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений к Управлению Министерства Юстиции РФ по Челябинской области и прокуратуре Челябинской области о признании незаконными действий (бездействий), распоряжения и требования,

установил:

Представить административного истца Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений (далее по тексту – Ассоциация, административный истец) ГЮА, обратился в районный суд с учетом уточнений к Управлению Министерства Юстиции РФ по Челябинской области (Минюст по Челябинской области) о признании незаконным действий в части не предоставления Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений копии обращения гражданина, послужившего основанием для назначения внеплановой документарной проверки и в части отказа истребовать это обращение из Прокуратуры Челябинской области, о признании незаконным Распоряжения Управления Минюста России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-р, о признании незаконными действий (бездействий) прокуратуры Челябинской области в части не предоставления Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений по ее запросу копии обращения гражданина, послужившего основанием для назначения внеплановой проверки и в части не предоставления Управлению Минюста России по Челябинской области копии обращения гражданина, послужившего основанием для назначения внеплановой проверки, кроме того просит признать незаконным Требование Прокуратуры Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой проверки.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Распоряжением Управления Минюста России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-р в период с 14 по ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение внеплановой документарной поверки Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений. Как следует из данного распоряжения, проверка назначена в соответствии с Требованием о проведении внеплановой проверки Прокуратуры Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, считает что данное требование не соответствует ч. 2, 3 ст. 10 Закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, так как основано на заявлении лица, которое не представляется возможным его идентифицировать, а также не содержит необходимых оснований - фактов о нарушении Ассоциацией законодательства, а также законных прав и интересов гражданина. Кроме того, указывает, что прокуратурой нарушен порядок проведения проверки и гарантий эффективной защиты прав и свободы лиц, в отношении которых осуществляются проверочные мероприятия, поскольку в нарушение п. 2 ст. 21 указанного Закона документы, послужившие основанием для проведения внеплановой проверки, истцу предоставлены не были. По мнению заявителя, его права и интересы нарушены тем, что вследствие издания обжалуемого требования на Ассоциацию была возложена дополнительная обязанность по предоставлению всех истребуемых документов. Так же просит признать незаконным Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ поскольку оно вынесено на основании незаконного требования прокуратуры Челябинской области.

Представитель административного истца ГЮА в судебном заседании подержал требования административного искового заявления с учетом уточнений, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Минюста РФ по Челябинской области ШЕМ в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований по основаниям указанным в отзыве на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика прокуратуры Челябинской области РОЯ просила отказать в удовлетворении требований административного истца, ссылаясь на то, что требование вынесено законно и обосновано на основании заявления физического лица.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав и проанализировав имеющиеся и дополнительно представленные сторонами доказательства в их совокупности со всеми материалами дела, приходит к следующему выводу.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что в прокуратуру Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ по средствам электронной почты поступило обращение МВ о нарушениях федерального законодательства некоммерческой организацией «Ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений», расположенной по адресу: <адрес> (далее Ассоциация) и ее руководителем ГЮА, а именно оказание противодействия проведению выборов, препятствие реформированию органов местного самоуправления, что, по мнению заявителя, наносит вред основам государственного устройства России и осуществляется в интересах иностранных государств.

ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Челябинской области начальнику Управления Министерства Юстиции РФ по <адрес> направлено требование о проведении внеплановой проверки в отношении административного истца.

На основании вышеуказанного требования Управлением Минюста РФ по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение -р, которым в период с 14 по ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение внеплановой документальной проверки Ассоциации на предмет установления соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и иного имущества, целям предусмотренным ее учредительным документам.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона внеплановая проверка может проводиться органами государственного контроля в целях проверки соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки, в частности, может являться поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Из материалов дела следует, что в обращении поступившем в прокуратуру Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ от МВ содержались сведения о нарушениях, допущенных некоммерческой организацией Ассоциацией сельских муниципальных образований и городских поселений и её руководителем федерального законодательства, а именно: оказание противодействия проведению выборов, препятствие реформированию органов местного самоуправления, что наносит вред основам государственного устройства России и осуществляется в интересах иностранных государств.

В силу ч. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Должностные лица органов, указанных в п. 1 ст. 21 данного закона обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно (ч. 4 ст. 21 Закона о прокуратуре).

Частью 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Согласно положениям Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации осуществляется при проведении федерального государственного надзора. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 г. № 705 установлено, что государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством Юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.

Таким образом, поскольку имелось поступившее в административный орган обращение о фактах возникновения угрозы безопасности государства, прокуратурой Челябинской области правомерно в соответствии с действующим законодательством и в пределах своих полномочий вынесено оспариваемое требование, адресованное Управлению Министерства Юстиции РФ по Челябинской области, о проведении в отношении административного истца внеплановой выездной проверки.

При таких обстоятельствах доводы административного истца об отсутствии в обращении сведений о фактах, которые в силу названной нормы могут быть отнесены к основаниям проведения внеплановой проверки, отклоняются судом, так как противоречат представленным доказательствам.

Доводы административного истца о не установлении лица, обратившегося в орган государственного контроля (надзора) также нельзя признать обоснованными, так как в соответствии ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и пунктом 2.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 г. № 45, обращение, поступившее в форме электронного документа, обязательно должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Вышеуказанные требования заявителем выполнены, оснований для признания обращения анонимным не установлено

Отказывая в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным Распоряжения Управления Минюста России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. -р суд исходит из следующего.

Порядок проведения проверок в отношении некоммерческих организаций регламентированы Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 (далее - Положение о федеральном надзоре) и Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 N 456 (далее - Административный регламент).

В соответствии с Положением о федеральном надзоре задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций (п. 2 Положения о федеральном надзоре).

Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 32 Федерального закона № 7-ФЗ (п. 5 Положения о федеральном надзоре).

В соответствии с п.п. 4 п. 4.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки в отношении некоммерческой организации является наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа или его территориального органа, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При этом, согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по - вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Таким образом, доводы административного истца о незаконности проведения внеплановой проверки не состоятельны, поскольку проверка была проведена на основании требования прокуратуры Челябинской области, которое является обязательным для исполнения. Кроме того, запрашивать обращение, послужившее основанием для предъявления прокурором требования о проведении проверки, а также оценивать указанное обращение на наличие фактов, свидетельствующих о нарушении юридическим лицом требований законодательства, являющихся основанием для проведения внеплановой проверки его деятельности, действующим законодательством не предусмотрено.

Доводы административного истца, о признании незаконными действий (бездействий) Управления Минюста России по Челябинской области и Прокуратуры Челябинской области в части не предоставления ему копии обращения гражданина, послужившего основанием для назначения внеплановой документарной проверки не состоятельны, поскольку у административных ответчиков отсутствует обязанность предоставления указанных документов лицу, в отношении которого проводится проверка, а с ходатайством для ознакомления с обращением, послужившим основанием для внесения требования о проведении внеплановой проверки в прокуратуру области административный истец не обращался.

С учетом изложенного, административный иск Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений к Управлению Министерства Юстиции РФ по Челябинской области и прокуратуре Челябинской области о признании незаконными действий (бездействий), распоряжения и требования удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 179, 180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

В удовлетворении требований Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений о признании незаконным действий (бездействий) Управления Минюста России по Челябинской области в части не предоставления Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений копии обращения гражданина, послужившего основанием для назначения внеплановой документарной проверки и в части отказа истребовать это обращение из Прокуратуры Челябинской области, о признании незаконным Распоряжение Управления Минюста России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-р о признании незаконными действий (бездействий) прокуратуры Челябинской области в части не предоставления Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений по ее запросу копии обращения гражданина, послужившего основанием для назначения внеплановой проверки и в части не предоставления Управлению Минюста России по Челябинской области копии обращения гражданина, послужившего основанием для назначения внеплановой проверки о признании незаконным Требования Прокуратуры Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой проверки – ОТКАЗАТЬ в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий п/п И.С.Андреев

Копия ВЕРНА.

Судья И.С. Андреев