Дело № 2а-470/2018 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Верхний Уфалей 08 ноября 2018 года Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Гуцко Н. И. при секретаре Емельяновой А.Е. с участием: представителя административного истица ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2 рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области об оспаривании решения об отказе в перерасчете арендной платы по договору аренды земельного участка У С Т А Н О В И Л : ФИО3 обратился в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области об оспаривании решения об отказе в перерасчете арендной платы по договору аренды земельного участка. В обоснование иска указал, что является арендатором земельного участка с кадастровым № (из категории земель населенных пунктов) площадью 4594 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Решением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ определена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости равной 1 140 000 руб. Считает, что до вынесения указанного решения имел право на перерасчет величины арендных платежей в связи с завышенной первоначально кадастровой стоимостью указанного земельного участка. Согласно извещению о проведении заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. № соответствующее заявление административного истца ФИО3 о пересмотре кадастровой стоимости поступило в Управление Росреестра ДД.ММ.ГГГГ вх.. №. Считает, что в соответствии с положениями ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением комиссии от 18.01.2018 г. №, должны применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. Однако решением Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа, выраженным в письме от 16.07.2018 №, ему отказано в перерасчете арендной платы по договору аренды земельного участка № от 22.03.2017 с 01 января 2017 года. Считает данное решение незаконным. В судебном заседании административный истец ФИО3 не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, допустить к участию в деле своего представителя ФИО1 Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности от 07.11.2018 административные исковые требования поддержал. Представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования ФИО3 не признала, указав, что в соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЭ "О государственной кадастровой оценке" для расчета арендной платы по земельному участку истца применяется его кадастровая стоимость с 01 января года, в котором внесены сведения в ЕГРН, а именно - 2018 г. Кроме того указала, что письмо Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа от 16.07.2018, исх. № не является решением, а лишь свидетельствует о направлении в отношении арендатора - ФИО3 перерасчета арендной платы с ДД.ММ.ГГГГ (оферта) по договору аренды земельного участка № от 22.03.2017 г., с приложением дополнительного соглашения к договору аренды. Просила отказать ФИО3 в удовлетворении административного искового заявления. Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области Верхнеуфалейский отдел в письменном заявлении просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, мнения не представили. Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает административное исковое заявление ФИО3 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия в осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу п. 2 ч. 2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, установленным данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27. 09. 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия ) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия ( бездействия ) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия ( бездействия ) незаконными. Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании Распоряжения Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области № от 231.03.2017 административному истцу ФИО3 предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, с кадастровым номером 74:27:0105018:23, площадью 4594 кв.м., под производственную базу по хранению и переработке металлического лома, сроком на 49 лет. В соответствии с договором аренды земельного участка № от 22 марта 2017 года ФИО3 является арендатором указанного земельного участка, в границах, указанных в кадастровом паспорте (выписке) земельного участка. Арендодателем является административный ответчик – Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области. Согласно пункту 3.1. Договора аренды установлена арендная плата. Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.02.2017 и расчету арендной платы за земельный участок (приложение № к Договору аренды земельного участка № от 22.03.2017 г.) кадастровая стоимость земельного участка составляет 3 429 466,94 руб. Административный истец ФИО3 обратился с заявлением по вопросу определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Челябинской области (далее – комиссия). Указанное заявление согласно извещению Комиссии от 26.12.2017 поступило в Комиссию 20.12.2017 г, вх. №, заседание Комиссии назначено на 18 января 2018 г. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области № от 18.01.2018 определена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости равной 1 140 000 руб. На основании указанного решения Комиссии ФИО3 21.06.2018, вх. № обратился к административному ответчику с заявлением о перерасчете арендной платы по договору аренды земельного участка по договору аренды земельного участка № от 22.03.2017. Согласно письму Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа от 16.07.2018, исх. № арендатор ФИО3 был уведомлен о том, что датой внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН по указанному решению Комиссии является 29 января 2018 г., в связи с чем расчет арендной платы по договору аренды выполнен с 01 января 2018 г., а также ему направлен для рассмотрения проект дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка № от 22.03.2017 года. Дополнительное соглашение № от 16 июля 2018 г к договору аренды земельного участка № от 22.03.2017 г подписано арендатором ФИО3 и Арендодателем - Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа. Согласно п. 1 расчет арендной платы на земельный участок исходя из стоимости 1 140 000 руб определен с 01. 01. 2018 года. По мнению административного истца, он имел право на перерасчет величины арендных платежей указанного земельного участка до вынесения указанного решения комиссии № от 18.01.2018, а именно с 1 января 2017 г, поскольку его заявление о пересмотре кадастровой стоимости поступило в Управление Росреестра 20 декабря 2017 г. Считает, что в соответствии с положениями ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением комиссии от 18.01.2018 г. №, должны применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 г. Однако решением Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа, выраженным в письме от 16.07.2018 №, ему отказано в перерасчете арендной платы по договору аренды земельного участка № от 22.03.2017. с 01 января 2017 года. ФИО3 считает отказ Управления имущественных отношений, выраженным в письме от 16. 07. 2018 №, незаконным. В соответствии с ч. 5, 6 ст. 24. 20 Федерального закона от 29. 07. 1998 N 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03. 08. 2018) « Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ). Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 03.07. 2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" В случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 03. 07. 2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" комиссия в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен на электронном носителе в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Административный ответчик считает, что в связи с тем, что датой внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН по указанному решению комиссии является 29 января 2018 г, то для расчета арендной платы по участку должна применяться кадастровая стоимость земельного участка с 01 января года, в котором внесены сведения в ЕГРН, а именно - с 1 января 2018 г, о чем административный ответчик известил истца письмом от 16. 07. 2018, исх. №. Суд принимает во внимание вышеприведенные положения действующего законодательства и соглашается с доводами административного ответчика о том, что установленная комиссией новая кадастровая стоимость земельного участка должна применяться для расчета арендной платы земельного участка истца с 01 января 2018 года, поскольку сведения в ЕГРН об изменении стоимости участка внесены 29 января 2018 г. В то же время доводы административного ответчика о том, что ответ на заявление ФИО3 от 21. 06. 2017 с просьбой о перерасчете арендной платы за 2017-2018 г в соответствии с решением комиссии № от 1ё8. 01. 2018 г, нельзя рассматривать как решение, в связи с тем, что ему было направлено письмо от 16.07.2018, исх. № о перерасчете арендной платы с 01.01.2018 г. (оферта) по договору аренды земельного участка № от 22.03.2017 г., с приложением дополнительного соглашения к договору аренды. Также указали, что решение органа местного самоуправления принимаются в издании соответствующего нормативного акта в форме распоряжений, постановлений. В данном случае вышеуказанное письмо выражено в форме предложения о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определённому лицу. По мнению суда, данное письмо следует рассматривать как решение об отказе ФИО3 в удовлетворении его заявления (вх. № от 21. 06. 2018 ) о перерасчете арендной платы по договору аренды земельного участка № от 22. 03. 2017, поскольку об этом указано в самом тексте письма. Одновременно в данном письме сообщено об изменении арендной платы с 01 января 2018 г и приложен проект дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка. Суд считает, что несоблюдение административным ответчиком формы решения об отказе в удовлетворении заявления истца в данном случае не влияет на существо принятого решения. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что законные интересы административного истца ФИО3 административным ответчиком при отказе в удовлетворении его заявления о перерасчете с 01 января 2017 года арендной платы по договору аренды земельного участка не нарушались, в связи с чем оспариваемое решение нельзя признать незаконным, следовательно, административные исковые требования являются необоснованными, не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Р Е Ш И Л : Отказать ФИО3 в административном исковом заявлении к Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области о признании незаконным решения об отказе от 16. 07. 2018 № № в перерасчете с 01 января 2017 года арендной платы по договору аренды земельного участка, с кадастровым №, площадью 4594 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Верхнеуфалейский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Председательствующий : Н. И. Гуцко |