ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-470/2017 от 12.01.2017 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-470/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 12 января 2017 года

Советский районный суд города Волгограда

В составе судьи Ситникова В.С.

при секретаре Кузнецовой М.В.,

с участием представителя истца ФИО1 ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Слипкань ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 ФИО10 к администрации Советского района г. Волгограда о признании недействительным (незаконным) решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО2 ФИО12 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Советского района г. Волгограда о признании недействительным (незаконным) решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ее представитель обратился в администрацию Советского района г. Волгограда с заявлением о переводе жилого помещения (квартиры) в нежилое помещение (офис).

Решением администрации Советского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ФИО13 было отказано в переводе указанного жилого помещения в нежилое, поскольку не представлен документ, подтверждающий согласие всех собственников помещения в многоквартирном доме на устройство лестницы из металлических конструкций.

Считает решение незаконным, указывает, что ст. 23 ЖК РФ не предусматривает предоставление согласия собственников помещений в многоквартирном доме на перевод жилого помещения в нежилое.

При переводе жилого помещения в нежилое не происходит присоединения общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно проектной документации предусмотрено устройство входа в помещение через существующий выход на балкон, ступени входной группы выполнены открытым способом без устройства ленточного фундамента и цокольных капитальных стен, то есть работы, предусмотренные проектной декларацией, не влекут изменения параметров объекта капитального строительства.

Назначение земельного участка также не изменяется и не создается препятствий для использования земельного участка другими жителями дома, границы и размер земельного участка не затрагиваются и не изменяются.

Кроме того, земельный участок под <адрес> не сформирован и не относится к общему имуществу собственников жилых помещений в указанном доме.

На основании изложенного, просит признать недействительным (незаконным) решение администрации Советского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Административный истец ФИО2 ФИО14 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом и своевременно.

Представитель истца ФИО1 ФИО7 в судебном заседании заявленные требования поддержала, просит их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении. Также пояснила, что ФИО2 ФИО15 были представлены все необходимые документы для перевода жилого помещения в нежилое. Проектная документация соответствует требованиям законодательства.

Представитель административного ответчика администрации Советского района г. Волгограда по доверенности Слипкань ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснила, что решение администрации Советского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе жилого помещения в нежилое вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление необоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 288 названного Кодекса размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности (ч. 1 ст. 22 ЖК РФ).

Перевод жилого помещения в нежилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения в орган, осуществляющий перевод помещений, представляет соответствующий пакет документов (ст. 23 ЖК РФ).

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 Кодекса условий перевода помещения.

В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно пункту "в" части 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).

В соответствии с частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, как и распоряжение этим имуществом, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

При разрешении дела судом установлено, что по заказу административного истца ФИО2 ФИО16 архитектором <данные изъяты> разработан проект перевода жилого помещения - <адрес> - в нежилое помещение.

Как следует из проектной документации, вышеуказанная квартира является объектом проектирования, подлежит переводу в нежилое помещение с размещением офиса и устройством отдельного входа с фасадной части жилого дома.

Согласно проектному решению в связи с организацией входа в проектируемое помещение со стороны главного фасада, проектом предполагается устройство лестницы, компенсирующих разницу в отметках между проектируемым уровнем тротуара и проектной отметкой чистого пола помещения, использование части существующей асфальтированной площадки перед помещением в качестве парковки с нанесением разметки парковочных мест. Проектом предусмотрен вход в помещение с главного фасада жилого дома через существующий дверной проем выхода на балкон. Лестница входа выполняется из металлических конструкций на бетонных фундаментах. Проектом перевода жилого помещения в нежилое не затрагивается общее имущество собственников многоквартирного дома, так как не затрагиваются наружные ограждающие конструкции жилого дома ввиду того, что вход в помещение предусмотрен через существующий выход на балкон и не затрагивается общее имущество на земельном участке ввиду того, что ступени входной группы выполнены открытым способом на металлических стойках 80 х 80мм без устройства ленточного фундамента и цокольных капитальных стен, что в соответствии с ЖК РФ не требует согласия собственников жилого дома на проведение данных работ по переводу жилого помещения в нежилое. Принятые в чертежах проектные решения соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории РФ, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных чертежами мероприятий. Изменения, предусмотренные проектом, не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности жилых помещений и иных помещений здания в целом и не превышают предельные параметры реконструкции, установленные градостроительным регламентом, не затрагивают права и интересы третьих лиц, не создают угрозу жизни и здоровью людей, что позволяет проводить дальнейшую эксплуатацию в соответствии с функциональным назначением (л.д. 13-33).

Из материалов дела также усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 ФИО22, представитель ФИО2 ФИО17, обратилась в администрацию Советского района г. Волгограда с заявлением о переводе вышеуказанного жилого помещения в нежилое (л.д. 9).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы администрации Советского района г. Волгограда отказал административному истцу в переводе указанного помещения из жилого в нежилое на основании п. 2.8 ч. 1 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду отсутствия согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию, переустройство и перепланировку помещений в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещения затрагивает границы или размер общего имущества в многоквартирном доме и изменяются доли в праве общей собственности на общее имущество. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на устройство лестницы из металлических конструкций на бетонных фундаментах на территории общего пользования не представлено (л.д. 10-12).

Отказывая в удовлетворении требований ФИО2 ФИО18, суд исходит из того, что представленная административным истцом проектная документация предусматривает выполнение наружной лестницы путем размещения на земельном участке, входящем в состав придомовой территории. При таком положении в ходе переустройства жилого помещения в нежилое будет затронута часть общего имущества многоквартирного дома в виде части прилегающего к жилому дому земельного участка, а также балконной плиты. Однако, ФИО2 ФИО19 не представлено согласие всех собственников на переустройство жилого помещения с использованием части общего имущества.

Как указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008 года, несмотря на отсутствие в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ указания о праве органа местного самоуправления потребовать от заявителя представления согласия всех собственников многоквартирного дома на стадии решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, если такой перевод связан с необходимостью проведения работ по реконструкции дома либо с предоставлением заявителю в этих целях части общего земельного участка, при условии, что этот земельный участок передан в порядке, установленном ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома, то в указанных случаях положения ч. ч. 2 и 3 ст. 23 ЖК РФ необходимо применять в совокупности с нормами, которые предусматривают необходимость получения согласия всех собственников либо решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Из проектной документации, подготовленной организацией <данные изъяты>, видно, что для выполнения требований п. 2 ст. 22 Жилищного кодекса РФ об обеспечении доступа к переводимому помещению без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, необходимо обустройство дверного проема в оконном проеме существующего балкона со строительством лестничного марша с использованием части прилегающего к дому земельного участка.

Ограждающие несущие конструкции данного дома, также как прилегающий земельный участок относятся к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома. Соответственно, для производства переустройства (перепланировки) с присоединением такого имущества должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В связи с этим доводы представителя административного истца о том, что ФИО2 ФИО20 представлены все необходимые документы для перевода жилого помещения в нежилое, суд отклоняет как несостоятельные.

Утверждения представителя административного истца о том, что проект перепланировки соответствует требованиям законодательства, правового значения по делу не имеют, поскольку основанием для отказа в согласовании перевода жилого помещения в нежилое явилось отсутствие согласия всех собственников помещений многоквартирного дома на осуществление перепланировки с использованием общего имущества.

Ссылки в административном исковом заявлении на отсутствие данных о формировании земельного участка, находящегося под <адрес>, и проведении его кадастрового учета, судом не принимаются во внимание.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении Пленума от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

При этом, с учетом приведенных выше норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, следует прийти к выводу о том, что отсутствие кадастрового учета земельного участка с элементами озеленения, непосредственно примыкающего к фундаменту дома, и нахождение такого участка в собственности внутригородского муниципального образования или субъекта Российской Федерации, не является основанием для освобождения собственника помещения многоквартирного дома от обязанности получить согласие остальных собственников помещений дома на уменьшения земельного участка и передачу его части во владение собственнику, заинтересованному в его использовании для личных нужд, поскольку собственники помещений многоквартирного дома вправе в любое время потребовать передачи земельного участка в собственность и в реализации этого права им не может быть отказано.

Устройство лестницы в помещение предполагает занятие части земельного участка, что ведет к невозможности использования участка в том размере, который существовал бы до обустройства входа, в связи с чем административный истец обязан был получить согласие собственников помещений в доме на распоряжение той частью земельного участка. Однако, такого согласия собственников помещений в доме ФИО2 ФИО21 получено не было.

Суд также учитывает то обстоятельство, что предусмотренное проектом устройство лестницы повлечет изменение внешнего архитектурного облика дома и приведет к изменению порядка пользования внешней стены дома, которая находится в общедолевой долевой собственности собственников помещений в данном жилом доме, на что требуется в соответствии с положениями ст. 36, 40 Жилищного кодекса РФ согласие всех собственников помещений в данном доме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175, 177, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 ФИО11 к администрации Советского района г. Волгограда о признании недействительным (незаконным) решения администрации Советского района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение одного месяца через Советский районный суд г. Волгограда.

Председательствующий <данные изъяты> В.С. Ситников