ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-470/2021 от 03.11.2021 Рыльского районного суда (Курская область)

Э№2а-470/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рыльск 03 ноября 2021 года

Рыльский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Клименко М.В.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Рыльского районного суда Курской области Харитоновой Э.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Деменковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рыльского района Курской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений за 2019-2020 годы,

У с т а н о в и л:

Прокурор Рыльского района Курской области в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений за 2019-2020 годы, мотивируя тем, что в рамках систематического надзора прокуратурой Рыльского района Курской области проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области. В ходе проверки установлено, что информация о деятельности указанного органа местного самоуправления размещается на официальном сайте в сети «Интернет» - https://крупецкой.рф.

Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства по состоянию на 29.09.2021 на официальном сайте Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области информация о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений за 2019-2020 годы не размещена. Таким образом, Администрация Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области, имея соответствующие полномочия, мер к размещению на официальном сайте органа муниципального контроля информации в соответствии с законодательством Российской Федерации до настоящего времени не приняла, тем самым допустила незаконное бездействие.

Просил признать незаконным бездействие администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети <данные изъяты> информации, предусмотренной п.п. 1,3 ч. 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п. 12-14, 16, 18-20, 38 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>; Обязать администрацию Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - https://крупецкой.рф информацию, предусмотренную п.п. 1,3 ч. 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п. 12-14, 16, 18-20, 38 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680, а именно: информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений за 2019-2020 годы, а также перечень нормативных актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования «Крупецкий сельсовет» Рыльского района Курской области, и их тексты в актуальной редакции, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Харитонова Э.Н. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить, пояснив, что сведений об устранении допущенных нарушений в настоящее время не имеется.

Представитель административного ответчика - Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени заседания уведомлен надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, административные исковые требования признал, не возражал против их удовлетворения, положения ст.157 КАС РФ разъяснены и понятны.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право свободно получать информацию любым законным способом.

На основании ч.1 ст.17.1 Федерального закона от <дата>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из п.19 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту – Федеральный закон № 8-ФЗ) одним из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является принцип открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Статьей 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ установлено, что одним из способов обеспечения органом местного самоуправления доступа к информации о своей деятельности является размещение указанной информации в сети Интернет.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 13 Федерального закона № 8-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 названной статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

Согласно положениям ч. 1, п.п. 1, 3 ч. 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

В целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов; обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений.

В силу пунктов 12, 38 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680, на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), а при наличии технической возможности - на официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» создается отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений. Органы государственного контроля (надзора) вправе организовать в указанном разделе (подразделе) подписку для заинтересованных лиц на рассылку электронных сообщений с информацией о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений.

По итогам обобщения практики осуществления вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обеспечивает не реже чем один раз в год подготовку обзора практики осуществления вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля с указанием проблем их осуществления, наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами. Такой обзор практики подлежит размещению на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в сети «Интернет».

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района от 29.04.2019 № 64 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере муниципального контроля, осуществляемого администрацией Крупецкого сельсовета Рыльского района на 2019 год и плановый период 2020 – 2021 гг. Постановлением Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района от 19.03.2020 № 28 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере муниципального контроля, осуществляемого администрацией Крупецкого сельсовета Рыльского района на 2020 год и плановый период 2021 – 2022 гг. Постановлением Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района от 25.01.2021 № 3 утверждена Программа профилактики правонарушений, осуществляемой органом муниципального контроля Администрацией Крупецкого сельсовета Рыльского района в 2021 году и плановый период 2022-2023 годы.

Решением Собрания депутатов Крупецкого сельсовета Рыльского района от 19.03.2020 №211 утвержден перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления МО «Крупецкий сельсовет», уполномоченных на их осуществления, согласно которому Администрация Крупецкого сельсовета Рыльского района осуществляет муниципальный контроль за соблюдением привал благоустройства и муниципальный контроль в области торговой деятельности.

Судом установлено, что Администрацией Крупецкого сельсовета Рыльского района информация о деятельности органа местного самоуправления размещается на официальном сайте в сети «Интернет» - https://крупецкой.рф

Вместе с тем, в нарушение п.19 ч.1 ст.14, ч.3 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ, п.п. 1, 3 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п. 12, 38 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680, по состоянию на 29.09.2021 на официальном сайте Администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района информация о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений за 2019-2020 годы, не размещена.

Таким образом, Администрация Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области, имея соответствующие полномочия, мер к размещению на официальном сайте органа муниципального контроля информации в соответствии с законодательством Российской Федерации до настоящего времени не приняла, тем самым допустила незаконное бездействие.

Невыполнение Администрацией Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области вышеуказанных требований закона в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля противоречит принципу открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления, свидетельствует о формальном подходе к реализации предусмотренных законом полномочий, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Рыльского района Курской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрация Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений за 2019-2020 годы - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети <данные изъяты> информации, предусмотренной п.п. 1,3 ч. 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п. 12-14, 16, 18-20, 38 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680.

Обязать администрацию Крупецкого сельсовета Рыльского района Курской области разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети <данные изъяты> информацию, предусмотренную п.п. 1,3 ч. 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п. 12-14, 16, 18-20, 38 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 № 1680, а именно: информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений за 2019-2020 годы, а также перечень нормативных актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля в области торговой деятельности на территории муниципального образования «Крупецкий сельсовет» Рыльского района Курской области, и их тексты в актуальной редакции, в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Рыльский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия мотивированного решения – 08.11.2021.

Председательствующий судья М.В.Клименко