ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4711/17 от 28.11.2017 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2А-4711/17 28 ноября 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе :

председательствующего судьи Вайнонен Е.Э.,

при секретаре Чистяковой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 о признании незаконными действия (бездействия) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга,

у с т а н о в и л :

ФИО1 является собственником квартиры <адрес>.

ФИО2 является собственником квартиры <адрес>.

02.03.2017 ФИО1, ФИО2 письменно обратились в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга с жалобой на ТСЖ « Приморский 59» по вопросу начисления платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, при начислении коммунальных услуг на общедомовые нужды, указали, что при выставлении платежных документов ТСЖ значительно завышает суммы, подлежащие оплате. Членами ТСЖ они не являются.

На основании жалобы истцов 23.03.2017 ГЖИ проведена проверка в отношении ТСЖ, выдано предписание <№> от 23.03.2017 со сроком исполнения до 01.08.2017.

Истцы с результатами и актом проверки не согласились, 11.04.2017 обратились в ГЖИ с жалобой на действия ( бездействие) инспектора А. проводившего проверку, просили провести проверку в отношении инспектора и назначить новую документарную проверку ТСЖ.

Оснований для проведения проверки ГЖИ установлено не было, о чем письмом инспекции от 11.05.2017 <№> сообщено в адрес ФИО1

Полагая отказ необоснованным, ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным исковым заявлением, уточнив требования, просят признать незаконными действия (бездействия) ГЖИ Санкт-Петербурга, выразившиеся в отказе в проведении повторной проверки по начислению платы за жилое помещение со стороны ТСЖ « Приморский 59» в отношении административных истцов, не являющихся членами многоквартирного дома, по их жалобе от 11.04.2017 и доводам, изложенным в жалобе ( л.д.5-9,43-47,134-136).

Административный истец ФИО2 в судебное заседание явился, доводы административного иска поддержал.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени, месте судебного заседания извещена, доверила представление своих интересов ФИО2, административному истцу, действующему на основании доверенности, который в судебное заседание явился, требования заявленного административного заявления поддержал.

Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Г., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, возражает против заявленных требований административного искового заявления, поддержал письменные возражения ( л.д.65-69).

Заинтересованное лицо ТСЖ « Приморский 59» в судебное заседание не явились, извещены.

Суд полагает возможным в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно п.2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербург, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004 №1849 ( далее Положение), задачей инспекции является осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии со ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

Из материалов дела следует, что на основании поступившей в ГЖИ Санкт-Петербурга жалобы от 02.03.2017 ФИО1, ФИО2 на ТСЖ « Приморский 59» по вопросу начисления платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, при начислении коммунальных услуг на общедомовые нужды, Инспекцией издано Распоряжение <№> от 10.03.2017 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ТСЖ «Приморское 59» адресу: <адрес> ( л.д.35оборот-36).

В результате проведенной 23.03.2017 ГЖИ Санкт-Петербурга проверки были выявлены нарушения требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Согласно Акта проверки ГЖИ от 23.03.2017 № 3009-р установлены нарушения в части платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению, электроснабжению на общедомовые нужды. В расходы на содержание общего имущества не включаются расходы на оплату холодной воды, электрической энергии потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в МКД. Размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт АППЗ не определен органами управления ТСЖ согласно утвержденной сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на 2016 год. Размер обязательных платежей, связанных с оплатой расходов на содержание вывоза мусора, не соответствует размеру платежа утвержденного сметой доходов и расходов на содержание общего имущества на 2016. При самостоятельном производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению размер платы за такую коммунальную услугу не определяется в соответствии с формулой 20 приложения № 2 Правил № 354 ( л.д.77 оборот-79). Проверка проведена А. ведущим специалистом, государственным жилищным инспектором Санкт-Петербурга.

Указанные в Акте проверки обстоятельства послужили основанием для выдачи Инспекцией Предписания <№> от 23.03.2017 (76-77).

Не согласившись с результатами и актом проверки, 11.04.2017 административные истцы обратились в ГЖИ с жалобой на действия ( бездействие) инспектора А. проводившего проверку, просили провести проверку в отношении инспектора и назначить новую документарную проверку ТСЖ.

Письмом ГЖИ от 11.05.2017 <№> в адрес ФИО1 сообщено об отсутствии оснований для проведения проверки ( л.д.70).

Доводы административных истцов, что размер обязательных платежей и взносов членов товарищества собственников жилья не является обязательным для лиц, не являющихся членами ТСЖ, не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.

Постановлением Правительства РФ от 13.08. 2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила № 491).

Пунктом 33 Правил установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2017 г. также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил.

Жилищно-строительный кооператив, по смыслу части 2 статьи 161 ЖК РФ, является одним из способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с частью 8 статьи 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Обязанности собственников помещений, не являющихся членами корпорации, по содержанию общего имущества в многоквартирном доме обусловлены положениями статьи 39 ЖК РФ, части 6 статьи 155 ЖК РФ, а также статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С учетом вышеприведенных положений жилищного законодательства, собственники помещений в многоквартирном доме, не являющиеся членами жилищно-строительного кооператива, обязаны оплачивать расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; установление размера таких платежей относится к компетенции органов управления жилищно-строительного кооператива; решения, принятые на общем собрании членов кооператива в установленном законом и уставом порядке, являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением решений, связанных с членством в кооперативе; отсутствие членства в кооперативе не освобождает собственников помещений от оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества.

Протоколом общего собрания членов ТСЖ от 25.05.2016 утверждена смета и тарифы на 2016 за содержание и ремонт общего имущества жилого помещения для собственников многоквартирного дома. Сведения, что данный протокол признано судом недействительным материалы дела не содержат.

Доводы административных истцов о нарушениях по начислению платы за холодную воду, электрическую энергию на содержание общего имущества МКД (места общего пользования) являются необоснованными, по следующим основаниям.

В соответствии с п.29 Правил № 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Согласно п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 ( далее Правила № 354), потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

В силу п.44 Правил № 354 Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Доводы иска об имеющихся нарушениях в части начисления за горячие водоснабжение и отопление на содержание общего имущества не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Согласно п.54 Правил № 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению ( при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к Правилам № 354, как сумма 2 составляющих: произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду; произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

О нарушении в части начисления горячей воды указано в п.5 Предписания <№> от 23.03.2017.

При таком положении основания для проведения новой документарной проверки ТСЖ « Приморский 59» у ГЖИ Санкт-Петербурга отсутствовали.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В нарушение ст. 226 КАС РФ административным истцом не представлено доказательств, которые могли бы служить основанием для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, заявленные ФИО1, ФИО3 требования административного искового заявления подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177, 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

ФИО1, ФИО2 в удовлетворении административного искового заявления к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконными действия (бездействия), выразившихся в отказе в проведении повторной проверки по начислению платы за жилое помещение по вопросам, изложенным в жалобе от 11.04.2017 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 20.12.2017 года.