ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4717/18 от 17.07.2018 Раменского городского суда (Московская область)

Решение

Именем Российской федерации

17 июля 2018 года

Раменский городской суд Московской области

в составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.

с участием адвоката Бирюковой Н.Д.

при секретаре Пенкиной Е.М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-4717 по иску ФИО1 к администрации Раменского муниципального района о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома,

У с т а н о в и л:

ФИО1 обратился с административным иском, которым просит признать незаконным решение администрации Раменского муниципального района <номер> от <дата> об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер> расположенного по адресу: <адрес> и обязать администрацию Раменского муниципального района оказать ему муниципальную услугу по выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование требований указывает, что является собственного указанного земельного участка, площадью 2547 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу: <адрес>. Администрация Раменского муниципального района Московской области своим письмом <номер> от <дата> отказала ему в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке, мотивируя это отсутствием разработанного и согласованного надлежащим образом плана планировки и застройки территории. Данный отказ административный истец считает незаконным по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании административный истец ФИО1 отсутствовал. Его представитель по ордеру адвокат Бирюкова Н.Д. (л.д.10) поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Административный ответчик – Администрация Раменского муниципального района извещена, представитель ФИО2 представила письменное мнение, в котором административный иск не признала, просила отказать и слушать дело в свое отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписке из ЕГРН ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, площадью 2547 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенном по адресу: <адрес> (л.д.17-19).

Распоряжением Министерства строительного комплекса <адрес><номер> от <дата> утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <номер>л.д.21-28).

Письмом от <дата><номер> администрацией Раменского муниципального района Московской области ФИО1 было отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с отсутствием разработанного и согласованного надлежащим образом проекта планировки территории (л.д.29).

В силу п. 1 ч. 1 ст. Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Из анализа Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ следует, что заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги.

Согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления городского округа по инициативе данного органа либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

Таким образом, орган местного самоуправления в целях обеспечения надлежащего предоставления заявителю услуги был вправе самостоятельно организовать разработку и подготовку документации по планировке территории с предоставлением ее на утверждение.

В силу ст. 56.1 ЗК РФ предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются ЗК РФ, другими федеральными законами. Существующих ограничений и обременении права на указанный земельный участок не зарегистрировано. Резервирования земельного участка в соответствии с законодательством не имеется.

Земельный участок имеет категорию земель- земли населенных пунктов и разрешенный вид использования – для индивидуального жилищного строительства.

Пункт 13 ст. 51 ГрК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. Данный перечень расширительному толкованию не подлежит.

Административным истцом при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство были представлены необходимые документы (свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка) В соответствии с ч. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство.

В силу ст. 56.1 ЗК РФ, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются ЗК РФ, другими федеральными законами. Существующих ограничений и обременении права на указанный земельный участок не зарегистрировано. Резервирования земельного участка в соответствии с законодательством не имеется.

Таким образом, отказ администрации в выдаче разрешения на строительство не основан на законе, так как основание, указанное в ответе, не предусмотрено ГрК РФ.

Вместе с тем, с силу разделения полномочий суд не вправе подменять орган местного самоуправления в принятии решения и не вправе предрешать существа решения указанного органа вопроса, находящегося в его полномочиях. Поэтому суд в целях защиты прав истца считает необходимым возложить на администрацию Раменского муниципального района обязанность рассмотреть повторно заявление ФИО1 от <дата> о выдаче разрешения на строительство жилого дома.

Руководствуясь гл. 22 КАС РФ, суд

Р е ш и л:

Признать незаконным решение администрации Раменского муниципального района <номер> от <дата> об отказе ФИО1 в выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <номер> расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Администрацию Раменского муниципального района устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления ФИО1 о выдаче разрешения на строительство в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 19 июля 2018 года.

Судья: