ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4718/202213ОК от 13.10.2022 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-4718/2022 13 октября 2022 года

УИД 29RS0023-01-2022-004562-85

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Поповой Д. В.,

при секретаре Некрасовой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Толстовой .. о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафу,

у с т а н о в и л:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС № 9, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Толстовой Н. С. о взыскании задолженности по налогам, пени и штрафу.

В обоснование административного искового заявления указала, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за 2020 год в размере 69 791,00 руб., пени по состоянию на 19.08.2021 в размере 505,98 руб., штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 НК РФ в размере 6 979,00 руб., всего сумма задолженности, подлежащая взысканию, 77 275 руб. 98 коп.

Административный истец - представитель МИФНС № 9 в судебное заседание не явился, был извещён надлежащим образом о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело без его участия (л. д. 56).

Административный ответчик Толстова Н. С., надлежаще извещённая (л. д. 57), в суд не явилась, направила в суд своего представителя.

Представитель административного ответчика адвокат Сударикова Н. С., действующая на основании ордера (л. д. 29), в суде с заявленными требованиями не согласилась, указав, что у налогового органа отсутствовали основания для доначисления налога в размере 69 791,00 руб., поскольку Толстова Н. С. представила декларацию, верно отразив размер налога в сумме 47 580,00 руб. Указала, что решением суда по административному делу № 2а-5282/2022 Толстовой Н. С. отказано в удовлетворении её административного иска к МИФНС № 9, Управлению Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решений № ...... Настаивает, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно статье 150, части 2 статьи 289 КАС РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

Изучив материалы дела, материалы дела № 2а-6335/2021-2, суд приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Толстовой Н. С. ..... представлена в МИФНС № 9 налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 год (далее – декларация).

Обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), установлена подпунктом 4 пункта 1 статьи 23, пунктами 1, 6 статьи 80 НК РФ.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки декларации установлено занижение налоговой базы на сумму .....

Инспекцией ..... принято решение ..... о привлечении Толстовой Н. С. к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 6 979,00 руб., а также доначислении налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 69 791,00 руб., пени в сумме 505,98 руб. (л. д. 8-11).

Как следует из содержания указанного решения, Толстовой Н. С. ..... в Инспекцию представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за 2020 год.

В соответствии со статьей 88 НК РФ должностным лицом Инспекции проведена камеральная налоговая проверка в период с ....., то есть в установленный законом срок.

В указанной декларации налогоплательщиком заявлен доход, полученный в порядке дарения недвижимого имущества в размере .....

.....

.....

.....

.....

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов, пояснений налогоплательщика и иных материалов, заместителем начальника Инспекции в порядке статьи 101 НК РФ вынесено решение от ..... о привлечении Толстовой Н. С. к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 6 979 руб. за неуплату (неполную уплату) НДФЛ (размер штрафных санкций снижен в 2 раза с учетом смягчающих ответственность обстоятельств).

Указанным решением налогоплательщику также предложено уплатить недоимку по налогу на доходы в размере 69 791 руб. и пени, начисленные в соответствии со статьёй 75 НК РФ, в сумме 505,98 рублей.

Пунктом 1 статьи 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

В силу статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой «Налог на доходы физических лиц».

Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации связывает возникновение обязанности по уплате НДФЛ с получением налогоплательщиком (физическим лицом) дохода, полученного в денежной, натуральной формах или в виде материальной выгоды.

Доходы физических лиц, полученные ими в порядке дарения, относятся к доходам, полученным в натуральной форме, и подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Исходя из положений подпункта 7 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, самостоятельно производят исчисление и уплату налога.

Так, пункт 18.1 статьи 217 НК РФ установлено, что доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

.....

Таким образом, налогообложение указанного дохода производится в общем порядке, по установленной пунктом 1 статьи 224 НК РФ ставке в размере 13% для налоговых резидентов Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что в отношении доходов, полученных с 1 января 2020 года, применяются положения части 6 статьи 214.10 НК РФ, содержащей императивные нормы о расчете налоговой базы исходя из кадастровой стоимости передаваемого в порядке дарения имущества.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 214.10 НК РФ налоговая база по полученному в порядке дарения недвижимому имуществу определяется исходя из кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) и подлежащей применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровой стоимости этого объекта, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет). При получении в порядке дарения доли в объекте недвижимого имущества - исходя из соответствующей доли кадастровой стоимости этого объекта.

В случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных в результате дарения ему объекта недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем 1 пункта 1.2 статьи 88 НК РФ камеральной налоговой проверки налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и об указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком (абзац 4 пункта 6 статьи 214.10 НК РФ).

Из материалов камеральной налоговой проверки следовало, что налогоплательщиком в 2020 году был получен доход в натуральной форме в порядке дарения, исключающий случаи, предусмотренные пунктом 18.1 статьи 217 НК РФ.

.....

Следовательно, налогооблагаемый доход при продаже доли квартиры правомерно определен налоговым органом в установленном законом порядке исходя из её кадастровой стоимости.

При этом суд соглашается с выводами налогового органа, вопреки возражениям представителя в судебном заседании об обратном, о том, что исчисление полученного налогоплательщиком дохода в порядке дарения доли в квартире, исходя из рыночной стоимости, даже подтвержденной отчетом об оценке, не предусмотрено действующим законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, расчет налоговой базы, приведенный налогоплательщиком самостоятельно в представленной декларации, на основании отчета ..... об оценке рыночной стоимости, основан на неверном толковании и применени норм права.

Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ).

Согласно статье 3 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним; ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости осуществляет именно Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в установленном законодательством Российской Федерации порядке (Росреестр).

Таким образом, вопросы, связанные с определением размера кадастровой стоимости объектов недвижимости, находятся в компетенции Росреестра, а не ФНС России.

Налоговый орган является только пользователем информации о зарегистрированных правах, кадастровой стоимости и т.д., предоставляемой Росреестром в установленном законом порядке.

Вышеуказанное решение Толстова Н. С. обжаловала в вышестоящий налоговый орган, которое решением Управления федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № 07-10/1/15443 от 08.11.2021 жалоба оставлена без удовлетворения.

Решением суда по административному делу № 2а-5282/2022 Толстовой Н. С. отказано в удовлетворении её административного иска к МИФНС № 9, Управлению федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решений ..... Данное решение в законную силу не вступило.

В установленный срок налог, пени и штраф налогоплательщиком не уплачены.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы установлена также статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со статьями 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в адрес регистрации налогоплательщика заказным письмом направлено требование:

- № 38491 от 12.10.2021 с предложением в добровольном порядке в срок до 22.11.2021 уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 69 791,00 руб., задолженность по пени в сумме 505,98 руб., штраф в сумме 6 979,00 руб. (л. д. 6, 12).

Пунктом 4 статьи 31, пунктом 6 статьи 69 НК РФ установлено, что в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В установленный срок, а также на момент направления настоящего заявления в суд и его рассмотрения в суде, требования налогоплательщиком самостоятельно не исполнены, что представителем администратвиного ответчика в суде не оспаривалось.

Порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем установлен статьей 48 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ установлен специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица предъявляется налоговым органом в порядке приказного производства.

Заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (статья 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Поскольку общая сумма задолженности по требованию № 38491 от 12.10.2021 со сроком исполнения до 22.11.2021 превышает 10 000,00 руб., то срок для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа - не позднее 23.05.2022 (22.11.2021 + 6 мес.), следующий за 22.05.2022 рабочий день.

Как усматривается из материалов дела, 17.12.2021 Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Северодвинского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу пени и штрафу с Толстовой Н. С.

24.12.2021 мировым судьей судебного участка № 2 Северодвинского судебного района Архангельской области вынесен судебный приказ № 2а-6335/2021-2 о взыскании с Толстовой Н. С. задолженности по налогу, пени и штрафу в общей сумме 77 275 руб. 98 коп.

13.01.2022 от Толстовой Н. С. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа № 2а-6335/2021-2.

14.01.2022 мировым судьёй судебного участка № 2 Северодвинского судебного района Архангельской области принято определение об отмене судебного № 2а-6335/2021-2.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть не позднее 14.07.2022.

С административным исковым заявлением Инспекция обратилась в Северодвинский городской суд Архангельской области 05.07.2022, то есть в пределах установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ срока.

При таких обстоятельствах, изложенные в судебном заседании доводы представителя о пропуске налоговым органом срока обращения с настоящим административным исковым заявлением являются несостоятельными, поскольку МИФНС № 9 своевременно обратилась как к мировому судье за выдачей судебного приказа, так и в городской суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С учётом установленных обстоятельств и представленных в дело доказательств суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Представленный истцом расчёт взыскиваемых сумм судом проверен, признан обоснованным в соответствии с нормами действующего законодательства и арифметически правильным, ответчиком не оспорен, а также доказательств, опровергающих доводы налогового органа о наличии спорной задолженности, материалы дела их не содержат.

Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» госпошлину в размере .....

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Толстовой .. о взыскании задолженности по налогу, пени и штрафу удовлетворить.

Взыскать с Толстовой .., в доход бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации за 2020 год в размере 69 791,00 руб., пени по состоянию на 19.08.2021 в размере 505,98 руб., штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 НК РФ в размере 6 979,00 руб., всего сумма задолженности, подлежащая взысканию, 77 275 (Семьдесят семь тысяч двести семьдесят пять) руб. 98 коп.

Взыскать с Толстовой .. в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 2 518 (Две тысячи пятьсот восемнадцать) руб. 28 коп.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Д. В. Попова

Решение принято в окончательной форме 14.10.2022.