дело № 2а-471/2022 УИД 53RS0002-01-2022-000422-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Любытино 14 марта 2022 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Арсеньевой Е.И.,
при секретаре Елисеевой С.В.,
с участием помощника прокурора Любытинского района Богданова Н.А.,
представителя административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Любытинского района Новгородской области, поданному в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Любытинского муниципального района Новгородской области о признании бездействия администрации Любытинского муниципального района Новгородской области незаконным, обязании совершить определенные действия,
установил:
Заместитель прокурора Любытинского района Новгородской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Любытинского муниципального района Новгородской области о признании бездействия администрации Любытинского муниципального района Новгородской области незаконным, обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Любытинского района проведена проверка исполнения Администрацией Любытинского муниципального района требований законодательства о безопасности дорожного движения, транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) правовые основы законодательства о безопасности дорожного движения в РФ составляет из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В силу п. «в» ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, тоннели, эстакады, мосты.
Согласно ч.9 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии со ст. 1, 2 Приказа Минтранса России от 15.09.2020 № 377 «Об утверждении Порядка ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (далее – Приказ № 377) порядок ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств определяет процедуру ведения федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации (далее - компетентные органы), реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Реестр).
Компетентные органы включают в Реестр и исключают из Реестра категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные пунктами 5 и 11 статьи 1, а также частью 5 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2019, N 31, ст. 4429), а также вносят изменения в Реестр.
Согласно ст. 8 Приказа № 377 следует, что основанием для включения в Реестр не подлежащего категорированию объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства - является решение компетентного органа на основании предоставленной субъектом транспортной инфраструктуры полной и достоверной информации.
Согласно Уставу Любытинского муниципального района Новгородской области утвержденный Решением Думы Любытинского муниципального района от 23.01.2006 № 24 (далее – Устав) к вопросам местного значения района относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.
В соответствии со ст. 34 Устава обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения района в соответствии с федеральными законами, областными законами, нормативными правовыми актами Думы района, постановлениями Главы района, постановлениями и распоряжениями Администрации района.
В ходе проведенной проверки установлено, что мосты через реку «Пчёвжа» расположенный на участке автодороги «Водогон-Тальцы-Петровское» 1км+089 протяженностью 50,23 м., через реку «Прикша» расположенный на участке автодороги «Селище-Слобода» 2км+176 протяженностью 48,80 м., через реку «Мда» расположенный на участке автодороги «Подъезд к д.Большое Заборовье» 4км+470 протяженностью 55,06 м., через реку «Сясь» расположенный на участке автодороги «Любытино-Неболчи-Бокситогорск-Звонец-Теребутенец» 7км+860 протяженностью 12,40 м., через реку «Шуя» расположенный на участке автодороги «Любытино-Неболчи-Бокситогорск-Звонец-Теребутенец» 14 км+905 протяженностью 50,37 м., через реку «Заозеренка» расположенный на участке автодороги «Заполье-Хортицы-В.Заозерье» 12 км+442 протяженностью 12,66 м., через реку «Колпинка» расположенный на участке автодороги «Водогон-Тальцы-Петровское» 8 км+330 протяженностью 12,8 м., через реку «Лезенка» расположенный на участке автодороги «Вычерема-Павлово-Н.Селище» 3км+470 протяженностью 9,70 м., через реку «Белая» расположенный на участке автодороги «Селище-Слобода» 0км+204 протяженностью 39,04 м., через реку «Рапля» расположенный на участке автодороги «Подъезд к д.Красницы» 0км+637 протяженностью 17,20 м., через реку «Тала» расположенный на участке автодороги «Подберезье-Раменье» 3км+156 протяженностью 12,78 м., через реку «Полона» расположенный на участке автодороги «Гудок-Большие Светицы» 1км+840 протяженностью 40,21 м., через реку «Крапивна» расположенный на участке автодороги «Подъезд к д.Порог» 3км+785 протяженностью 12,48 м., через реку «Хотца» расположенный на участке автодороги «Заполье-Хортицы-В.Заозерье» 5км+650 протяженностью 19,67 м., в реестр объектов транспортной инфраструктуры не включены, на официальном сайте: http://rosavtodor.ru/about/upravlenie-fda/upravlenie-transportnoy-ezopasnosti/reestr-kategorirovannykh-obektov-transportnoy-infrastruktury-i-transportnykh-sredstv не числятся.
Согласно справке администрации Любытинского муниципального района от 31.01.2022 № М06-531-4 Объекты не включены в реестр объектов транспортной инфраструктуры, так как сведения по ним не направлялись в Федеральное дорожное агентство.
Вместе с тем вышеуказанные Объекты на основании Приказа Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 29.06.2018 № 1068 «О передаче имущества из государственной собственности Новгородской области в муниципальную собственность» переданы в собственность Любытинского муниципального района.
Таким образом, несоблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности на территории Любытинского муниципального района способствуют увеличению численности дорожно-транспортных происшествий, угрозе антитеррористической защищенности объектов, что в свою очередь ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Учитывая вышеизложенное просит суд, признать бездействие Администрации Любытинского муниципального района незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, обязать Администрацию Любытинского муниципального района в срок до 01 июня 2022 года устранить выявленные нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности на территории Любытинского муниципального района, а именно внести объекты (мосты) через реку «Пчёвжа» расположенный на участке автодороги «Водогон-Тальцы-Петровское» 1км+089 протяженностью 50,23 м., через реку «Прикша» расположенный на участке автодороги «Селище-Слобода» 2км+176 протяженностью 48,80 м., через реку «Мда» расположенный на участке автодороги «Подъезд к д.Большое Заборовье» 4км+470 протяженностью 55,06 м., через реку «Сясь» расположенный на участке автодороги «Любытино-Неболчи-Бокситогорск-Звонец-Теребутенец» 7км+860 протяженностью 12,40 м., через реку «Шуя» расположенный на участке автодороги «Любытино-Неболчи-Бокситогорск-Звонец-Теребутенец» 14 км+905 протяженностью 50,37 м., через реку «Заозеренка» расположенный на участке автодороги «Заполье-Хортицы-В.Заозерье» 12 км+442 протяженностью 12,66 м., через реку «Колпинка» расположенный на участке автодороги «Водогон-Тальцы-Петровское» 8 км+330 протяженностью 12,8 м., через реку «Лезенка» расположенный на участке автодороги «Вычерема-Павлово-Н.Селище» 3км+470 протяженностью 9,70 м., через реку «Белая» расположенный на участке автодороги «Селище-Слобода» 0км+204 протяженностью 39,04 м., через реку «Рапля» расположенный на участке автодороги «Подъезд к д.Красницы» 0км+637 протяженностью 17,20 м., через реку «Тала» расположенный на участке автодороги «Подберезье-Раменье» 3км+156 протяженностью 12,78 м., через реку «Полона» расположенный на участке автодороги «Гудок-Большие Светицы» 1км+840 протяженностью 40,21 м., через реку «Крапивна» расположенный на участке автодороги «Подъезд к д.Порог» 3км+785 протяженностью 12,48 м., через реку «Хотца» расположенный на участке автодороги «Заполье-Хортицы-В.Заозерье» 5км+650 протяженностью 19,67 м. в реестр объектов транспортной инфраструктуры, согласно приказа Минтранса России от 15 сентября 2020 года № 377 «Об утверждении Порядка ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
В судебном заседании помощник прокурора Богданов Н.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО1 против исковых требований не возражала.
Выслушав пояснения помощника прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Любытинского района проведена проверка исполнения Администрацией Любытинского муниципального района требований законодательства о безопасности дорожного движения, транспортной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) правовые основы законодательства о безопасности дорожного движения в РФ составляет из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В силу п. «в» ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, тоннели, эстакады, мосты.
Согласно ч.9 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В соответствии со ст. 1, 2 Приказа Минтранса России от 15.09.2020 № 377 «Об утверждении Порядка ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (далее – Приказ № 377) порядок ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств определяет процедуру ведения федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта Российской Федерации (далее - компетентные органы), реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Реестр).
Компетентные органы включают в Реестр и исключают из Реестра категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные пунктами 5 и 11 статьи 1, а также частью 5 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2019, N 31, ст. 4429), а также вносят изменения в Реестр.
Согласно ст. 8 Приказа № 377 следует, что основанием для включения в Реестр не подлежащего категорированию объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства - является решение компетентного органа на основании предоставленной субъектом транспортной инфраструктуры полной и достоверной информации.
Согласно Уставу Любытинского муниципального района Новгородской области утвержденный Решением Думы Любытинского муниципального района от 23.01.2006 № 24 (далее – Устав) к вопросам местного значения района относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.
В соответствии со ст. 34 Устава обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения района в соответствии с федеральными законами, областными законами, нормативными правовыми актами Думы района, постановлениями Главы района, постановлениями и распоряжениями Администрации района.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки установлено, что мосты через реку «Пчёвжа» расположенный на участке автодороги «Водогон-Тальцы-Петровское» 1км+089 протяженностью 50,23 м., через реку «Прикша» расположенный на участке автодороги «Селище-Слобода» 2км+176 протяженностью 48,80 м., через реку «Мда» расположенный на участке автодороги «Подъезд к д.Большое Заборовье» 4км+470 протяженностью 55,06 м., через реку «Сясь» расположенный на участке автодороги «Любытино-Неболчи-Бокситогорск-Звонец-Теребутенец» 7км+860 протяженностью 12,40 м., через реку «Шуя» расположенный на участке автодороги «Любытино-Неболчи-Бокситогорск-Звонец-Теребутенец» 14 км+905 протяженностью 50,37 м., через реку «Заозеренка» расположенный на участке автодороги «Заполье-Хортицы-В.Заозерье» 12 км+442 протяженностью 12,66 м., через реку «Колпинка» расположенный на участке автодороги «Водогон-Тальцы-Петровское» 8 км+330 протяженностью 12,8 м., через реку «Лезенка» расположенный на участке автодороги «Вычерема-Павлово-Н.Селище» 3км+470 протяженностью 9,70 м., через реку «Белая» расположенный на участке автодороги «Селище-Слобода» 0км+204 протяженностью 39,04 м., через реку «Рапля» расположенный на участке автодороги «Подъезд к д.Красницы» 0км+637 протяженностью 17,20 м., через реку «Тала» расположенный на участке автодороги «Подберезье-Раменье» 3км+156 протяженностью 12,78 м., через реку «Полона» расположенный на участке автодороги «Гудок-Большие Светицы» 1км+840 протяженностью 40,21 м., через реку «Крапивна» расположенный на участке автодороги «Подъезд к д.Порог» 3км+785 протяженностью 12,48 м., через реку «Хотца» расположенный на участке автодороги «Заполье-Хортицы-В.Заозерье» 5км+650 протяженностью 19,67 м., в реестр объектов транспортной инфраструктуры не включены, на официальном сайте: http://rosavtodor.ru/about/upravlenie-fda/upravlenie-transportnoy-ezopasnosti/reestr-kategorirovannykh-obektov-transportnoy-infrastruktury-i-transportnykh-sredstv не числятся.
Согласно справке администрации Любытинского муниципального района от 31.01.2022 № М06-531-4 Объекты не включены в реестр объектов транспортной инфраструктуры, так как сведения по ним не направлялись в Федеральное дорожное агентство (л.д.8).
Вместе с тем вышеуказанные Объекты на основании Приказа Министерства инвестиционной политики Новгородской области от 29.06.2018 № 1068 «О передаче имущества из государственной собственности Новгородской области в муниципальную собственность» переданы в собственность Любытинского муниципального района.
Непринятие органом местного самоуправления мер по устранению указанных нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения, что может привести к дорожно-транспортным происшествиям, угрозе антитеррористической защищенности объектов, что в свою очередь ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Поскольку бездействие административного ответчика по несоблюдению требований законодательства в сфере дорожной деятельности носит существенный характер и может иметь серьезные последствия в отношении неопределённого круга лиц, суд приходит к выводу, что требования заместителя прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Любытинского района, поданное в порядке ст.39 КАС РФ в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Любытинского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Любытинского муниципального района, обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Любытинского муниципального района выразившееся в несоблюдении требований законодательства в сфере транспортной безопасности.
Обязать администрацию Любытинского муниципального района в срок до 01 июня 2022 года устранить выявленные нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности на территории Любытинского муниципального района, а именно внести объекты (мосты) через реку «Пчёвжа» расположенный на участке автодороги «Водогон-Тальцы-Петровское» 1км+089 протяженностью 50,23 м., через реку «Прикша» расположенный на участке автодороги «Селище-Слобода» 2км+176 протяженностью 48,80 м., через реку «Мда» расположенный на участке автодороги «Подъезд к д.Большое Заборовье» 4км+470 протяженностью 55,06 м., через реку «Сясь» расположенный на участке автодороги «Любытино-Неболчи-Бокситогорск-Звонец-Теребутенец» 7км+860 протяженностью 12,40 м., через реку «Шуя» расположенный на участке автодороги «Любытино-Неболчи-Бокситогорск-Звонец-Теребутенец» 14 км+905 протяженностью 50,37 м., через реку «Заозеренка» расположенный на участке автодороги «Заполье-Хортицы-В.Заозерье» 12 км+442 протяженностью 12,66 м., через реку «Колпинка» расположенный на участке автодороги «Водогон-Тальцы-Петровское» 8 км+330 протяженностью 12,8 м., через реку «Лезенка» расположенный на участке автодороги «Вычерема-Павлово-Н.Селище» 3км+470 протяженностью 9,70 м., через реку «Белая» расположенный на участке автодороги «Селище-Слобода» 0км+204 протяженностью 39,04 м., через реку «Рапля» расположенный на участке автодороги «Подъезд к д.Красницы» 0км+637 протяженностью 17,20 м., через реку «Тала» расположенный на участке автодороги «Подберезье-Раменье» 3км+156 протяженностью 12,78 м., через реку «Полона» расположенный на участке автодороги «Гудок-Большие Светицы» 1км+840 протяженностью 40,21 м., через реку «Крапивна» расположенный на участке автодороги «Подъезд к д.Порог» 3км+785 протяженностью 12,48 м., через реку «Хотца» расположенный на участке автодороги «Заполье-Хортицы-В.Заозерье» 5км+650 протяженностью 19,67 м. в реестр объектов транспортной инфраструктуры, согласно приказа Минтранса России от 15 сентября 2020 года № 377 «Об утверждении Порядка ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд Новгородской области (пос.Любытино) в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Е.И. Арсеньева