ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4723/2021 от 03.06.2021 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2а-4723/2021

УИД 28RS0004-01-2021-005329-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 июня 2021 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Воронина И.К.,

при секретаре Мосикян А.А.,

с участием помощника Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Ковальчук В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению и.о. Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети интернет запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением. В обоснование указал, что Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о животном мире, об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов. В ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет», осуществляется беспрепятственный доступ к электронным адресам: https://coollib.net/b/346672/read, https://fishingsecrets.info/lovushki-dlja-dikih-zverej/, на которых размещена для свободного доступа неограниченного круга лиц информация, о способах изготовления капканов для охоты на животных с инструкцией и географическим материалом по установке пронзающих и раздавливающих ловушек. Сведения, размещенные на данных интернет-страницах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости применения пронзающих и раздавливающих ловушек при осуществлении охоты, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению. Применение при охоте пронзающих и раздавливающих ловушек может повлечь причинение ущерба охотничьим ресурсам, является методом, влекущим страдания животного и нарушающим принцип недопущения жестокого обращения с животными при осуществлении охоты, а также вреда гражданам РФ, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции РФ и федеральному законодательству. Факт размещения указанных информаций установлен работником прокуратуры 29.04.2021 в помещении Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры по адресу: ул. Артиллерийская, д. 24 в г. Благовещенск при использовании рабочего компьютера. Действующим законодательством установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые направлены на совершение уголовно-наказуемых деяний, а также могут подтолкнуть к противоправному поведению, за которое предусмотрена административная и уголовная ответственность. При таких обстоятельствах, информация, размещенная на интернет-страницах: https://coollib.net/b/346672/read, https://fishingsecrets.info/lovushki-dlja-dikih-zverej/, о способах изготовления капканов для охоты на животных с инструкцией и географическим материалом по установке пронзающих и раздавливающих ловушек противоречит целям и задачам действующего законодательства, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости изготовления и применения запрещенных способов охоты и орудий лова, поскольку не содержит указаний на противоправность данных действий, побуждает неопределенный круг лиц к совершению не только административных правонарушений, но и уголовных преступлений, а также способствуют их совершению. Кроме того, учитывая, что применение при охоте пронзающих и раздавливающих ловушек может повлечь причинение ущерба охотничьим ресурсам и является методом, влекущим страдания животного и нарушающим принцип недопущения жесткого обращения с животными при осуществлении охоты, а также вреда гражданам РФ, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции РФ и федеральному законодательству. По состоянию на 29.04.2021 данные информации в нарушение действующего законодательства Российской Федерации размещены в сети «Интернет» на интернет-страницах https://coollib.net/b/346672/read, https://fishingsecrets.info/lovushki-dlja-dikih-zverej/, и в Единый реестр не внесены ввиду того, что пунктом 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащиеинформацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принять данное решение, не определен.

На основании изложенного, просит суд признать информацию о способах изготовления капканов для охоты на животных с инструкцией и географическим материалом по установке пронзающих и раздавливающих ловушек, размещенных на интернет страницах по сетевым адресам: https://coollib.net/b/346672/read, https://fishingsecrets.info/lovushki-dlja-dikih-zverej/, информациями, распространение который в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Ковальчук В.В. на удовлетворении административного искового заявления настаивал.

Представители заинтересованных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций и Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Из письменного отзыва представителя Управления Роскомнадзора по Амурской области следует, что в ходе мониторинга установлено, что указатели Интернет-страниц https://coollib.net/b/346672/read, https://fishingsecrets.info/lovushki-dlja-dikih-zverej/, в Едином реестре отсутствуют. К указанным страницам осуществляется доступ неопределённого круга лиц. На Интернет-страницах https://coollib.net/b/346672/read и https://fishingsecrets.info/lovushki-dlja-dikih-zverej/ размещена информация о способах изготовления капканов и ловушек для диких зверей. Оценка законности размещения в сети Интернет в открытом доступе для неопределённого круга пользователей информации о способах изготовления капканов и ловушек не входит в компетенцию Роскомнадзора. Полномочия Роскомнадзора установлены в Положении о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228. Контроль за соблюдением законодательства о животном мире, об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в полномочия Роскомнадзора не входит. На основании изложенного решение вопроса о признании информации, указанной в административном исковом заявлении прокурора и распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оставляет на усмотрение суда.

Выслушав пояснения явившегося лица, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о животном мире, об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Интернет», осуществляется беспрепятственный доступ к электронным адресам: https://coollib.net/b/346672/read, https://fishingsecrets.info/lovushki-dlja-dikih-zverej/, на которых размещена для свободного доступа неограниченного круга лиц информация, о способах изготовления капканов для охоты на животных с инструкцией и географическим материалом по установке пронзающих и раздавливающих ловушек.

Сведения, размещенные на данных интернет-страницах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости применения пронзающих и раздавливающих ловушек при осуществлении охоты, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий, побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и способствуют их совершению. Применение при охоте пронзающих и раздавливающих ловушек может повлечь причинение ущерба охотничьим ресурсам, является методом, влекущим страдания животного и нарушающим принцип недопущения жестокого обращения с животными при осуществлении охоты, а также вреда гражданам РФ, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции РФ и федеральному законодательству.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (далее - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»).

Согласно ст. 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Указанная норма устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации.

Факт размещения указанных информаций установлен работником прокуратуры 29.04.2021 в помещении Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратуры по адресу: ул. Артиллерийская, д. 24 в г. Благовещенск при использовании рабочего компьютера.

Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации)) (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) орудия охоты - огнестрельное, пневматическое, охотничье метательное стрелковое и холодное оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ. «Об оружии», а также боеприпасы, метаемые снаряды к охотничьему метательному стрелковому оружию, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 209-ФЗ одним из основных принципов правового регулирования в области охоты й сохранения охотничьих ресурсов является принцип использования охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными, в том числе при подготовке и дрессировке собак охотничьих пород.

Аналогичная правовая норма, закрепляющая в качестве основополагающего начала пользования животным миром принцип применения способов, не допускающих жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности, установлена ст. 12 Федерального закона от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире».

В пи. 4 п. 1 ст. 22 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться допустимые для использования орудия охоты, способы охоты, транспортные средства, собаки охотничьих пород и ловчие птицы.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона № 209-ФЗ основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты.

В п. 62.23 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477 (далее - Правила), установлен полный запрет на применение самострелов, настороженного огнестрельного, пневматического и метательного оружия, падающих пик, крючьев, ловчих ям, «подрезей», «башмаков» и других самоловов, способных нанести вред человеку.

Согласно п. 61 Правил отлова и отстрела охотничьих животных осуществляется способами, не допускающими жестокого обращения с животными.

Лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, согласно ч. 1 ст. 57 Федерального закона № 209-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности, ст. 258 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную охоту.

Административная ответственность за нарушение правил охоты предусмотрена статьей 8.37 КоАП РФ.

Таким образом, действующим законодательством установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые направлены на совершение уголовно-наказуемых деяний, а также могут подтолкнуть к противоправному поведению, за которое предусмотрена административная и уголовная ответственность.

При таких обстоятельствах, информация, размещенная на интернет-страницах: https://coollib.net/b/346672/read, https://fishingsecrets.info/lovushki-dlja-dikih-zverej/, о способах изготовления капканов для охоты на животных с инструкцией и географическим материалом по установке пронзающих и раздавливающих ловушек противоречит целям и задачам действующего законодательства, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости изготовления и применения запрещенных способов охоты и орудий лова, поскольку не содержит указаний на противоправность данных действий, побуждает неопределенный круг лиц к совершению не только административных правонарушений, но и уголовных преступлений, а также способствуют их совершению.

Кроме того, учитывая, что применение при охоте пронзающих и раздавливающих ловушек может повлечь причинение ущерба охотничьим ресурсам и является методом, влекущим страдания животного и нарушающим принцип недопущения жесткого обращения с животными при осуществлении охоты, а также вреда гражданам РФ, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции РФ и федеральному законодательству.

В соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ установлено создание и функционирование единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр).

В силу ч. 3 ст. 15.1. Закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,

Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом (подпункт «а» п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).

Вместе с этим, по состоянию на 29.04.2021 данные информации в нарушение действующего законодательства Российской Федерации размещены в сети «Интернет» на интернет-страницах https://coollib.net/b/346672/read, https://fishingsecrets.info/lovushki-dlja-dikih-zverej/, и в Единый реестр не внесены ввиду того, что пунктом 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащиеинформацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принять данное решение, не определен.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу части 4 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

При этом пунктом 2 части 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» - информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, возможно путем рассмотрения дела по правилам административного искового производства, итоговым результатом которого являются обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.

Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101.

В связи с изложенным суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц и ограничения доступа к информации, размещенной на указанном сайте в сети Интернет, распространение которой запрещено законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 178-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайтах с адресами https://coollib.net/b/346672/read, https://fishingsecrets.info/lovushki-dlja-dikih-zverej/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит обращению к немедленному исполнению.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.К. Воронин

Решение в окончательной форме составлено 11 июня 2021 года