ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4727/20 от 09.11.2020 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

№ 2а-4727/2020

61RS0022-01-2020-008814-33

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2020 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Верещагиной В.В.,

при секретаре судебного заседания Панчихиной В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МКУ «Благоустройство», заинтересованные лица Администрация г.Таганрога, Комитет по управлению имуществом г.Таганрога, ФИО2 о признании незаконным отказа МКУ «Благоустройство», выраженного в ответе от 02.07.2020г. , в предоставлении разрешения на размещение элементов благоустройства территории,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к МКУ «Благоустройство» о признании незаконным отказа МКУ «Благоустройство», выраженного в ответе от 02.07.2020г. , в предоставлении разрешения на размещение элементов благоустройства территории, в обоснование указав следующее.

ФИО1 является собственницей 7/32 доли домовладения по адресу: <адрес>. На территории всей улицы к домовладениям примыкают клумбы и палисадники, оборудованные собственниками жилых домов. Домовладение по адресу: <адрес> является угловым, смежным является земельный участок общего пользования. На территории, прилегающей к домовладению ФИО1, была организована клумба, как элемент благоустройства придомовой территории. При этом данная клумба, по мнению административного истца, не нарушает права правообладателей смежных земельных участков и земельных участков общего пользования, не препятствует проходу по тротуарам.

Административный истец обратился в МКУ «Благоустройство» с заявлением о предоставлении разрешения на размещение элемента благоустройства около жилого дома, расположенному по адресу: <адрес>.

Вместе с тем ФИО1 был получен ответ МКУ «Благоустройство» от 02.07.2020г. №603038/6450, которым ей было отказано в удовлетворении ее заявления.

Административный истец считает, что данный отказ МКУ «Благоустройство» является незаконным и необоснованным, противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы.

В связи с этим административный истец просит суд признать незаконным отказ МКУ «Благоустройство», выраженный в письме от 02.07.2020г. №603038/6450, в предоставлении разрешения административному истцу ФИО1 на размещение около жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> элементов благоустройства территории.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, о времени, дате и месте его проведения извещена надлежащим образом, направила в суд письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с направлением ее в командировку, в удовлетворении которого протокольным определением суда от 09.11.2020г. отказано в связи тем, что суду не представлены доказательства, подтверждающие уважительность неявки ФИО1 в судебное заседание.

Представитель административного ответчика «МКУ «Благоустройство» в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил в суд возражения, в которых указал, что заявленные исковые требования, по его мнению, являются незаконными и необоснованными, отказ ФИО1, выраженный в письме 02.07.2020г. №603038/6450, соответствует действующему законодательству, просил в удовлетворении иска отказать.

Представители заинтересованных лиц Администрации г.Таганрога, Комитета по управлению имуществом г.Таганрога, заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Дело в отсутствие неявившихся лиц рассмотрено в порядке ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации).

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст. 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ст. 9).

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.

Ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории, а также в соответствии с разрешенным использованием земельного участка (п.п.8 п.1 ст.1 и п.п.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с. п.п.1 и п.п.2 п.3 ст.25 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются выполнение работ, не связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.

П.3 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014г. №1300 в соответствии с п.3 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п.4 этого перечня к таким видам объектов, в том числе, относятся элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

В соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Областным законом от 22.07.2003г. №19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» постановлением Правительства Ростовской области от 06.07.2015г. №440 утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области.

Согласно п.2 вышеуказанного постановления Правительства Ростовской области от 06.07.2015г. №440 размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов, виды которых определены Постановлением Правительства Российской Федерации № 1300 (далее - разрешение), выданного уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, или органом местного самоуправления городских округов, поселений, осуществляющим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, органов местного самоуправления муниципальных районов, уполномоченных на управление и распоряжение земельными участками, при размещении на землях или земельных участках, находящихся в собственности муниципального района (далее - уполномоченный орган по распоряжению земельными участками).

П.5 данного постановления Правительства Ростовской области предусмотрено, что заявление о выдаче разрешения подается или направляется физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в уполномоченный орган по распоряжению земельными участками либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с соответствующим органом местного самоуправления или уполномоченным органом по распоряжению земельными участками.

Ст.41 Устава г. Таганрога, принятого решением Городской Думы г.Таганрога от 03.06.2011г. №318, предусмотрен перечень полномочий Администрации г.Таганрога, согласно которому указанный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления г.Таганрога, в том числе, осуществляет владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности г.Таганрога, распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; осуществляет контроль за соблюдением правил благоустройства на территории г.Таганрога, организует благоустройство территории г.Таганрога.

Постановлением Администрации г.Таганрога от 16.05.2018г. №914 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, без предоставления земельных участков и установления сервитута».

Получателями муниципальной услуги являются физические и юридические лица, подавшие в установленном порядке заявление на имя заместителя главы Администрации города Таганрога по вопросам экономики с приложением необходимых документов (п.1.2 данного постановления Администрации г.Таганрога).

Согласно п.2.3 результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю одного из следующих документов:

постановление Администрации г.Таганрога о разрешении использования земель или земельных участков;

письменный мотивированный отказ Комитета по управлению имуществом г.Таганрога в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков.

Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец ФИО1 15.06.2020г. обратилась в МКУ «Благоустройство» с заявлением о предоставлении ей разрешения на размещение элемента благоустройства около жилого дома, расположенному по адресу: <адрес> на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014г. №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

Данное заявление было зарегистрировано в МКУ «Благоустройство» 15.06.2020г. за вх.№60.30.38-Фл/356.

Письмом от 02.07.2020г. №603038/6450 МКУ «Благоустройство» отказано в удовлетворении вышеуказанного заявления, которое получено административным истцом нарочно 04.07.2020г., о чем свидетельствует подпись ФИО1 на этом ответе.

Из данного письма следует, что в землеотводе автомобильной дороги возле своего дома, расположенного по адресу: <адрес>, административный истец выполнил устройство клумб из камня и кирпича и устройство стены у забора высотой более 1,5 метра. В связи с этим ФИО1 указано на необходимость представить до 05.07.2020г. в МКУ «Благоустройство» разрешающие документы на данные устройства или привести все в соответствие.

Отказ административным ответчиком мотивирован тем, что автомобильные дороги по <адрес> переданы в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Благоустройство». В связи с этим рассмотреть вопрос о выдаче административному истцу согласия на возведенный элемент благоустройства возле домовладения ФИО1 не представляется возможным.

Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 13398 кв.м., находится в муниципальной собственности, категория земель: земли населенных пунктов – для размещения земельного участка общего пользования – <адрес> в <адрес> (<адрес>. Указанный земельный участок в соответствии с постановлением Администрации г.Таганрога от 18.12.2012г. №4545 находится в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ «Благоустройство». Данные права зарегистрированы в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.02.2013г., сделана запись 11.02.2013г. .

Земельный участок с кадастровым номером 61:58:0000000:39822 входит в землеотвод автомобильной дороги <адрес>, границы которой отображены в техническом паспорте объекта, инвентарном плане автомобильной дороги.

Как следует из материалов дела, а именно, фотоматериала, полученного в связи с выходом работников МКУ «Благоустройство» в адрес административного истца для проверки доводов заявления от 15.06.2020г., по состоянию на 25.06.2020г. административный истец ФИО1 в землеотводе автомобильной дороги возле своего дома, расположенного по адресу: <адрес>, выполнила устройство клумб из камня и кирпича и устройство стены у забора.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находится в муниципальной собственности и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования МКУ «Благоустройство», при этом данная организация не является уполномоченным органом по выдаче разрешений на размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области, суд приходит к выводу, что административным ответчиком МКУ «Благоустройство» на основании письма от 02.07.2020г. №603038/6450 правомерно отказано административному истцу в удовлетворении его заявления от 15.06.2020г.

При этом суд принимает во внимание, что административный истец не лишен возможности в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления по распоряжению земельными участками (Администрацию г.Таганрога) с соответствующим заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, в целях размещения объектов, указанных в пункте 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Административный истец ФИО1 в нарушение положений ч.11 ст. 226 КАС Российской Федерации не представила доказательств нарушения ее прав, свобод и законных интересов административным ответчиком МКУ «Благоустройство». При том, что согласно положениям ст. 226 КАС Российской Федерации обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возложена на административного истца.

По смыслу положений ст. 227 КАС Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) государственных, муниципальных органов, их должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) государственного или муниципального органа, должностного лица нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Наличие совокупности таких условий при разрешении настоящего административного дела судом не установлено.

Принимая во внимание вышеизложенные положения закона и обстоятельства дела, оценивая все доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС Российской Федерации, учитывая отсутствие нарушения прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к МКУ «Благоустройство», заинтересованные лица Администрация г.Таганрога, Комитет по управлению имуществом г.Таганрога, ФИО2 о признании незаконным отказа МКУ «Благоустройство», выраженного в ответе от 02.07.2020г. №603038/6450, в предоставлении разрешения на размещение элементов благоустройства территории - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 13.11.2020г.

Председательствующий Верещагина В.В.