ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4727/20 от 17.07.2020 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-4727/2020

74RS0002-01-2020-004145-31

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июля 2020 года г. Челябинск

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего судьи М.А. Рыбаковой,

рассмотрев административное дело по административному иску ИФНС России по Центральному району г.Челябинска к Милка ФИО3 о взыскании обязательных платежей с физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Центральному району г.Челябинска обратилась в суд с заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по пене по транспортному налогу в размере 2252 рубля 47 копеек, пене по налогу на имущество физических лиц в размере 192 рубля 04 копейки и пене по земельному налогу в размере 04 рубля 68 копеек.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик в налоговом периоде 2015-2018 года являлся собственником транспортных средств, признаваемых в соответствии со ст.358 НК РФ объектами налогообложения транспортным налогом, объектами недвижимости, признаваемых в соответствии со ст.401 НК РФ объектами налогообложения налогом на имущество физических лиц и собственником земельных участков, признаваемых в соответствии со ст.389 НК РФ объектами налогообложения земельным налогом.

Налоговым органом, за указанные периоды, налоговыми уведомлениями начислены налоги.

По уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ начислены транспортный налог по ОКТМО 75701390 за 2015 год в сумме 29491 рубль, транспортный налог по ОКТМО 757013ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 1794 рубля, налог на имущество за 2015 год по ОКТМО 75701390 в сумме 3139 рублей, налог на имущество за 2015 год по ОКТМО 75701310 в сумме 121 рубль, по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

По уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ начислены транспортный налог по ОКТМО 75701390 за 2016 год в сумме 20895 рублей, земельный налог за 2016 год по ОКТМО 75701370 в сумме 38 рублей, земельный налог за 2016 год по ОКТМО 75728000 в сумме 16 рублей, налог на имущество за 2016 год по ОКТМО 75701390 в сумме 1389 рублей, налог на имущество за 2016 год по ОКТМО 75728000 в сумме 17 рублей и налог на имущество за 2016 год по ОКТМО 75701330 в сумме 180 рублей, по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

По уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ начислены транспортный налог по ОКТМО 75701390 за 2017 год в сумме 13600 рублей, земельный налог за 2017 год по ОКТМО 75701370 в сумме 153 рублей, земельный налог за 2017 год по ОКТМО 75728000 в сумме 95 рублей, налог на имущество за 2017 год по ОКТМО 75701390 в сумме 1491 рублей, налог на имущество за 2017 год по ОКТМО 75728000 в сумме 158 рублей и налог на имущество за 2017 год по ОКТМО 75701330 в сумме 73 рублей, по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

По уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ начислены транспортный налог по ОКТМО 75701390 за 2018 год в сумме 19536 рублей, земельный налог за 2018 год по ОКТМО 75701370 в сумме 153 рубля, земельный налог за 2018 год по ОКТМО 75728000 в сумме 48 рублей, налог на имущество за 2018 год по ОКТМО 75701390 в сумме 1491 рубль, по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомления направлены в адрес ФИО1 заказными почтовыми отправлениями, согласно списков заказной корреспонденции ФГУП Почта России.

Налогоплательщик обязанность по уплате налогов в установленные законом сроки, не исполнил. Административному ответчику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в размере 2376 рублей 65 копеек, в срок до ДД.ММ.ГГГГ и требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки в сумме 21075 рублей 00 копеек и пени в размере 72 рубля 54 копейки, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В указанные сроки, ФИО1, обязанность по уплате задолженности не исполнил.

Налоговый орган в установленные законом сроки обратился с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 к мировому судье судебного участка № <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка №<адрес> вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-808/2020 о взыскании недоимки по налогам, страховым взносам и пени с ФИО1.

В соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправке обратиться в суд с иском о взыскании налога на имущество в пределах суммы, указанных в требовании об уплате налога.

В соответствии с абз.2 п.3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Представитель административного истца - ИФНС России по <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, при надлежащем извещении, о причине неявки суд не уведомил; не согласия рассмотрения дела с применением упрощенного (письменного) производства, не выразил.

В силу ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных участников в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон.

В силу ст. 291 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации административное дело рассмотрено по правилам упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы административного дела, проверив доводы заявления, суд считает административное исковое заявление ИФНС <адрес> не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу требований ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора

Как предусмотрено п.1 ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Исходя из положений п.4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговым законодательством определено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог, земельный налог и налог на имущество, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Таким образом, обязанность физического лица по уплате имущественных налогов возникает только после того, как ему в порядке, установленном налоговым законодательством, вручено либо направлено заказным письмом налоговым органом налоговое уведомление.

При этом налоговое уведомление об уплате налогов должно было быть направлено налогоплательщику не позднее чем за 30 дней до наступления срока уплаты.

При неисполнении обязанности по уплате налога, указанного в уведомлении, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налоговый орган не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено законом, обязан направить налогоплательщику требование об уплате налога.

Согласно п. 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса РФ. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.

Из материалов дела следует, что что административный ответчик в налоговом периоде 2015-2018 года являлся собственником транспортных средств, признаваемых в соответствии со ст.358 НК РФ объектами налогообложения транспортным налогом, объектами недвижимости, признаваемых в соответствии со ст.401 НК РФ объектами налогообложения налогом на имущество физических лиц и собственником земельных участков, признаваемых в соответствии со ст.389 НК РФ объектами налогообложения земельным налогом.

Суду представлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, где начислены транспортный налог по ОКТМО 75701390 за 2015 год в сумме 29491 рубль, транспортный налог по ОКТМО 757013ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 1794 рубля, налог на имущество за 2015 год по ОКТМО 75701390 в сумме 3139 рублей, налог на имущество за 2015 год по ОКТМО 75701310 в сумме 121 рубль, по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

Суду представлен Список ФГУП Почта России о направлении в адрес административного ответчика заказного письма. Суд указывает, что список заказных писем ФГУП Почта России не содержит информации о направлении в отправлении с номером идентификатора 45091704970389, в адрес административного ответчика уведомления от ДД.ММ.ГГГГ.

Суду представлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, где начислены транспортный налог по ОКТМО 75701390 за 2016 год в сумме 20895 рублей, земельный налог за 2016 год по ОКТМО 75701370 в сумме 38 рублей, земельный налог за 2016 год по ОКТМО 75728000 в сумме 16 рублей, налог на имущество за 2016 год по ОКТМО 75701390 в сумме 1389 рублей, налог на имущество за 2016 год по ОКТМО 75728000 в сумме 17 рублей и налог на имущество за 2016 год по ОКТМО 75701330 в сумме 180 рублей, по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

Суду не представлены и в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие направление налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика.

Суду представлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ начислены транспортный налог по ОКТМО 75701390 за 2017 год в сумме 13600 рублей, земельный налог за 2017 год по ОКТМО 75701370 в сумме 153 рублей, земельный налог за 2017 год по ОКТМО 75728000 в сумме 95 рублей, налог на имущество за 2017 год по ОКТМО 75701390 в сумме 1491 рублей, налог на имущество за 2017 год по ОКТМО 75728000 в сумме 158 рублей и налог на имущество за 2017 год по ОКТМО 75701330 в сумме 73 рублей, по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

Суду не представлены и в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие направление налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика.

Суду представлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ начислены транспортный налог по ОКТМО 75701390 за 2018 год в сумме 19536 рублей, земельный налог за 2018 год по ОКТМО 75701370 в сумме 153 рубля, земельный налог за 2018 год по ОКТМО 75728000 в сумме 48 рублей, налог на имущество за 2018 год по ОКТМО 75701390 в сумме 1491 рубль, по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

Суду не представлены и в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие направление налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика.

Довод административного истца о неисполнении ответчиком в установленные законом сроки обязанности по уплате налогов, судом отклоняется.

Суду не представлены и отсутствуют в материалах дела карточки расчетов с бюджетом (КРСБ) за период 2015-2019 года по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество, уплачиваемого физическими лицами, позволяющим сделать вывод о наличии задолженности по указанным налогам и правомерности начисления пени.

Суду представлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указана сумма пени по транспортному налогу ОКТМО 75701310 в размере 2185 рублей 23 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц по ОКТМО 75728000 в размере 6 рублей 33 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц по ОКТМО 75701390 в размере 102 рублей 59 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц по ОКТМО 75701330 в размере 3 рублей 09 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц по ОКТМО 75701310 в размере 71 рублей 71 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц по ОКТМО 75701310 в размере 3 рублей 19 копейки и пени по земельному налогу ОКТМО 75728000 в размере 4 рублей 51 копейка, подлежащие уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Суду не представлены и в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие направление требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика.

Суду представлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогам в сумме 21075 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу по ОКТМО 75701310 в размере 67 рублей 24 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц ОКТМО 75701390 в размере 5 рублей 13 копеек и пени по земельному налогу по ОКТМО 75728000 в размере 0 рублей 17 копеек, подлежащие уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Суду не представлены и в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие направление требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика.

Налоговый орган в установленные законом сроки обратился с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 к мировому судье судебного участка № <адрес>.

Суд учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №<адрес> отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-808/2020 о взыскании вышеупомянутой задолженности с ФИО1.

Поскольку ФИО1 в добровольном порядке требования в указанный срок не исполнил, Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением в предусмотренный законом срок – ДД.ММ.ГГГГ.

Суд указывает, что Налоговым кодексом Российской Федерации определено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог, земельный налог и налог на имущество, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Таким образом, обязанность физического лица по уплате имущественных налогов возникает только после того, как ему в порядке, установленном налоговым законодательством, вручено либо направлено заказным письмом налоговым органом налоговое уведомление.

При этом налоговое уведомление об уплате налогов должно было быть направлено налогоплательщику не позднее чем за 30 дней до наступления срока уплаты.

Оценив изложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Центральному району г.Челябинска требованиях к Милка ФИО4 о взыскании обязательных платежей с физических лиц, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.

Председательствующий Рыбакова М.А.