ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4729/2016 от 20.12.2016 Тракторозаводского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело №2а-4729/2016

Решение

Именем Российской Федерации

"20" декабря 2016 г. г. Челябинск

Тракторозаводский районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего судьи Володько П.В.,

при секретаре Акхузиной Е.А.,

с участием прокурора Звонаревой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Челябинска к ООО "Фирма "МАВТ" (ОГРН 1027403870119), ООО "МАВТ-Ритейл" (ОГРН 1057424596569) о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

Прокурор г. Челябинска обратился в суд с административным исковым заявлением к ООО "Фирма "МАВТ" о признании запрещенной к распространению на территории России информации, размещенной в сети "Интернет" по адресу www.mavt.ru.

В обосновании административного искового заявления указано, что по вышеуказанному адресу размещена информация о возможности приобретения алкоголя в ночное время, о возможности приобретения алкоголя дистанционным способом, а также реклама алкоголя. Кроме того, доступ к информации по указанному адресу могут свободно получить несовершеннолетние, что пагубно влияет на их здоровье и развитие.

Административное дело рассмотрено в порядке административного судопроизводства.

Определением судьи Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 16.11.2016 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ООО "Фирма "МАВТ-Ритейл", из числа заинтересованных лиц исключена сеть алкомаркетов ГК "МАВТ ВиноТека".

Старший помощник прокурора г. Челябинска Звонарева Т.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представители административных ответчиков ООО "Фирма "МАВТ", ООО "Фирма "МАВТ-Ритейл" и заинтересованного лица Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций участия в судебном заседании не приняли, извещены надлежащим образом, причин своей неявки суду не сообщили.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц, так как они извещены о месте и о времени судебного заседания.

Суд, выслушав объяснения прокурора Звонаревой Т.Ю. и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в России запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

При этом в п. 2 ч. 5 той же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в России запрещено.

Согласно ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Таким образом, исковые требования о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в России запрещено, подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик является лицом, которое зарегистрировало и администрирует доменное имя mavt.ru в сети "Интернет". Данное обстоятельство подтверждается справкой информацией службы whois и ответом на запрос из АО "РСИЦ" от 08.12.2016 г. (л.д.195).

Из имеющихся в материалах дела распечаток страниц сети "Интернет" на сайте по адресу www.mavt.ru и по результатам обозрения сайта судом установлено, что на нем расположена информация о реализуемых видах алкогольной продукции, безалкогольных напитков и сопутствующих товаров (еда) в магазинах торговой марки "Мавт". Прокурор в обосновании заявления указал, что размещенная на сайте информация нарушает законодательство о рекламе, так как фактически является рекламой алкогольной продукции.

Как следует из материалов проверки прокуратуры г. Челябинска (акт от 18-19.01.2016 г., рапорт старшего помощника прокурора г. Челябинска Звонаревой Т.Ю., справка от 19-20.01.2016 г.), в сети "Интернет" на сайте по адресу www.mavt.ru размещена информация о реализации алкоголя с использованием рекламы алкоголя и указанием цены и способов приобретения алкоголя.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Требования к рекламе алкогольной продукции установлены в ст. 21 Федерального закона "О рекламе".

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Вместе с тем согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Не является рекламой информация о реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара, следовательно - на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Соответственно, размещенная на сайте продавца алкогольной продукции информация об ассортименте предлагаемых к реализации товаров не может расцениваться как реклама, поскольку такая информация размещена непосредственно на официальном сайте и предназначена для информирования посетителей о деятельности компании и реализуемых ею товарах.

Согласно ст. 33 Федерального закона "О рекламе" государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе осуществляет антимонопольный орган.

Управление ФАС по Челябинской области при проведении проверки соблюдения законодательства о рекламе не усмотрено нарушений при размещении информации на сайте по адресу www.mavt.ru, что подтверждается письмом от 18.01.2016 г. .

Настаивая на удовлетворении заявленных требований, прокурор также утверждал, что размещенная на сайте информация используется в целях дистанционной продажи алкоголя.

На основании п. 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее - Правила), не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции.

Согласно п. 2 Правил под продажей товаров дистанционным способом понимается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара с использованием сети "Интернет" или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Таким образом, продажа товара дистанционным способом предполагает отсутствие у покупателя возможности непосредственно ознакомиться с товаром при заключении договора купли-продажи.

Материалы административного дела не содержат доказательств того, что на обсуждаемом сайте размещена информация о продаже товара, которую можно квалифицировать как дистанционную. Буквальное толкование размещенной на сайте информации не дает оснований утверждать, что посетитель сайта может приобрести алкогольную продукцию при отсутствии возможности непосредственного ознакомления с ней.

В административном исковом заявлении прокурора также указано, что на сайте административного ответчика размещена информация о возможности приобретения алкоголя в ночное время.

На основании ч. 6 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени (в ночное время).

Продажа алкоголя в ночное время является нарушением закона, которое влечет административную ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Ни представленные в суд материалы проверки прокуратуры г. Челябинска, ни материалы административного дела не содержат сведений о том, что на сайте www.mavt.ru имеется информация о продаже алкоголя в ночное время. При непосредственном исследовании судом анализируемого сайта такая информация также не обнаружена.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Материалы административного дела не содержат доказательств того, что размещенная на анализируемом сайте информация способна вызвать у детей желание употребить алкогольную и спиртосодержащую продукцию - как указано выше, на сайте размещена информация о реализуемых товарах в целях информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара.

Вместе с тем, законодательный запрет установлен лишь на распространение информации среди детей - в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

В рассматриваемом случае административным ответчиком приняты меры к ограничению распространения размещенной на сайте информации среди детей - при обращении к спорному сайту открывается контекстное меню, которое предупреждает пользователя о том, что сайт содержит информацию для лиц старше 18 лет, а также предлагает подтвердить возраст пользователя; при недостижении пользователем совершеннолетия происходит переадресация на другой сайт, не имеющий отношения к спорному.

Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что в сети "Интернет" по адресу www.mavt.ru не размешена реклама алкоголя, предложения к приобретению алкоголя дистанционным способом либо в ночное время либо информация, побуждающая несовершеннолетних потреблять алкоголь. При таких обстоятельствах основания для признания указанной информации запрещенной к распространению на территории России отсутствуют.

На основании изложенного, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора г. Челябинска к ООО "Фирма "МАВТ" (ОГРН 1027403870119), ООО "МАВТ-Ритейл" (ОГРН 1057424596569) о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: П.В. Володько