Дело №2А-472/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2021 г. с. Турунтаево
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при секретаре Добрыниной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прибайкальской районной администрации к судебному приставу-исполнителю Прибайкальского РОСП УФССП по РБ ФИО1, Управлению ФССП по Республике Бурятия о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора и его отмене,
установил:
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Прибайкальской районной администрации удовлетворены, признано незаконным бездействие Прибайкальской районной администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке проектной документации и строительству очистных сооружений на территории МО «Турунтаевское» СП, на Прибайкальскую районную администрацию возложена обязанность:
- в течение девяти месяцев с момента вступления решения в законную силу представить документы, предусмотренные пунктами 3.1, 3.1.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность», утвержденного Постановлением Правительства РБ от 08 октября 2014 г. №490, в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия для решения вопроса о финансировании разработки проектной документации очистных сооружений на территории МО «Турунтаевское» СП,
- в течение одного года с момента вступления решения в законную силу для организации водоотведения на территории МО «Турунтаевское» СП в соответствии с установленными требованиями законодательства разработать проектную документацию для строительства очистных сооружений,
- в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений на территории МО «Турунтаевское» СП.
Решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по требованию о понуждении обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений на территории МО «Турунтаевское» СП взыскателю выдан исполнительный документ № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя Прибайкальского РОСП УФССП по РБ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления (получена должником ДД.ММ.ГГГГ№).
Обращаясь в суд, представитель <адрес>ной администрации ФИО2 просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Прибайкальского РОСП УФССП по РБ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №, как несоответствующее положениям ч. 9 ст. 21, п. 11 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», поскольку в исполнительном листе № указан срок исполнения требования Прибайкальской районной администрацией - в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу, поскольку этот срок не прошел, то судебный пристав-исполнитель должна была отказать в возбуждении исполнительного производства.
Представитель административного истца Прибайкальской районной администрации, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Прибайкальского РОСП УФССП России по РБ ФИО1, представитель административного ответчика Управления ФССП по РБ, представитель заинтересованного лица, взыскателя по исполнительному производству Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного заседания, суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
В письменных возражениях и.о. Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора Федорова А.О. указала, что оснований для отмены постановления судебного пристава-исполнителя не имеется, доводы должника о недопустимости возбуждения исполнительного производства до окончания установленных судом сроков устранения нарушений основаны на неправильном толковании закона, поскольку приведенная истцом ч. 9 ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает особенности исчисления сроков предъявления исполнительного документа, содержащего сроки для исполнения указанных в нем требований, возбуждение исполнительного производства до окончания установленных судом сроков исполнения его решения обусловлено требованиями ч. 2 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой требования исполнительного документа должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в срок, установленный исполнительным документом. Отсутствие контроля судебного пристава за своевременным и правильным исполнением каждого этапа судебного решения может нарушить определенный судом ход реализации мероприятия по строительству очистных сооружений. В настоящее время должником уже нарушен срок направления бюджетной заявки и необходимых документов в Минстрой РБ, под угрозой находятся остальные связанные с эти требования судебного решения. Возбуждение исполнительного производства произведено в рамках действующего законодательства, направлено на принудительное исполнение требований суда, изложенных в исполнительном документе, в установленные им сроки.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ч.1 ст. 46)
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее по тексту также Федеральный закон) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном указанным Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно ст. 6 Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.ст. 7, 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, которыми являются, в том числе и судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 – 6.1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» сроки. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом. В указанные сроки не включается время: в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением; отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1). Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8). Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона. (ч. 11) Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (ч. 12) Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. (ч. 17)
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных ч. 9 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 9 ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае, если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.
Согласно ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
В решении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и исполнительном документе № от ДД.ММ.ГГГГ на Прибайкальскую районную администрацию возложена обязанность в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию очистных сооружений на территории МО «Турунтаевское» СП, то есть установлен не только срок, к которому должником должна быть исполнена эта обязанность в полном объеме, но и период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно) для принятия им последовательных организационных и иных мер (действий) для обеспечения строительства и ввода в эксплуатацию очистных сооружений, поскольку указанная деятельность характеризуется длительностью, трудоемкостью, затратностью, а ввод в эксплуатацию объекта строительства является конечным результатом таких мер (действий).
При установленных обстоятельствах при предъявлении исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ к исполнению нарушений ч. 9 ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не допущено, соответственно, у судебного пристава-исполнителя Прибайкальского РОСП УФССП по РБ ФИО1 не имелось оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства №, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Вместе с тем, при рассмотрении дел об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, и вправе установить обстоятельства, на которые стороны не ссылались.
Суд приходит к выводу, что п. 2 постановления в части установления должнику Прибайкальской районной администрации 5-дневного срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также в части указания на применение судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований по истечении установленного им 5-дневного срока для добровольного исполнения, противоречит положениям ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которым если устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока; содержащиеся в исполнительном документе № от ДД.ММ.ГГГГ требования объективно не могут быть исполнены должником в 5-дневный срок, решением суда для их добровольного исполнения установлен 2-летний период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно).
При таких обстоятельствах судом установлены основания для признания незаконным и нарушающим права и законные интересы административного истца постановления судебного пристава-исполнителя Прибайкальского РОСП УФССП по РБ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства № в вышеуказанной части с возложением на судебного пристава-исполнителя устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Прибайкальской районной администрации в установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» порядке.
Поскольку административным истцом судебные расходы к возмещению за счет Управления ФССП по РБ не предъявлялись, то оснований для удовлетворения исковых требований к указанному административному ответчику не имеется, в удовлетворении административного искового заявления Прибайкальской районной администрации в оставшейся части необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Прибайкальской районной администрации удовлетворить частично.
Признать незаконным, нарушающим права и законные интересы Прибайкальской районной администрации постановление судебного пристава-исполнителя Прибайкальского РОСП УФССП по РБ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства № в части установления 5-дневного срока для добровольного исполнения Прибайкальской районной администрацией требований, содержащихся в исполнительном документе № от ДД.ММ.ГГГГ, с момента получения Прибайкальской районной администрацией копии постановления, в части указания на применение судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения содержащихся в исполнительном документе № от ДД.ММ.ГГГГ требований по истечении установленного 5-дневного срока для добровольного исполнения.
Судебному приставу-исполнителю Прибайкальского РОСП УФССП по РБ ФИО1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Прибайкальской районной администрации в установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» порядке.
В удовлетворении административного искового заявления Прибайкальской районной администрации в оставшейся части отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Горковенко С.В.