ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4738/17 от 15.12.2017 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

адм. дело №2а-4738/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» декабря 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Сахаровой Е.А.

при секретаре Мазиной Н. И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тригуб Виктора Борисовича к Управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца» и его отмене как не соответствующий законодательству Российской Федерации, суд

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец обратился в суд и указывает, что является собственником 14133/35500 долей на домовладение<адрес>. Кроме него, собственниками так же являются Тригуб В.Б. – 16509/78100 долей, Чуркина Г.Н. – 867/35500 долей, Ярмонова (Чуркина) О.О. – 353/35500 долей, Воронежская область – 1/4 доли (областной краеведческий музей). ДД.ММ.ГГГГ. Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области был издан приказ , которым было утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> (<адрес>) или части объекта культурного наследия. Тригуб В.Б. полагает, что указанным нормативным актом существенно нарушены его конституционные права, а именно право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право частной собственности. Обжалуемым приказом он лишен возможности получения права собственности на земельный участок, его обременили обязательствами и требованиями по обеспечению доступа граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства к объекту культурного наследия. Указанный акт принят необоснованно на основании недостоверной информации и создает необратимые последствия в части лишения права владения, пользования и распоряжения жилым домом и земельным участком на котором с ДД.ММ.ГГГГ. проживали его предки, когда домовладение было куплено прадедом ФИО1 Принятие решение о включении домовладения ФИО1 в списки охраняемых объектов принималось без заключения историко-культурной экспертизы и без его согласия, как и создание в домовладение мемориального музея <данные изъяты>. Полагает, что домовладение не может быть отнесено к объекту историко-культурного наследия, сведения указанные в свидетельстве не соответствуют действительности, не все пункты свидетельства заполнены в нарушение требований законодательства, границы территории объекта определены не правильно, кроме того, указанный акт умаляет память и достоинство его прадеда ФИО1 – широко известного в России по революционной деятельности, заслугам перед отечеством. В связи с изложенным, Тригуб В.Б. просит суд признать незаконным приказ Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца» и его отмене как не соответствующий законодательству Российской Федерации.

Административный истец Тригуб В.Б. и представитель административного истца по доверенности Шлыков В.С. поддержали административное исковое заявление с учетом уточнений и просили его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области по доверенности Столяров Н.А. просил отказать в удовлетворении административного искового заявления.

Заинтересованные лица Чуркина Г.Н., Ярмонова (Чуркина) О.О., Тригуб В.Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Русанова Е.Д. просила отказать в удовлетворении административного иска.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В данном случае административное исковое заявление Тригуб В.Б. подлежит рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ, а не по правилам главы 21 КАС РФ как настаивает представитель административного истца и административный истец, так как оспариваемый приказ Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца» не является нормативным актом, применительно к п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) «О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ», где указано, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В данном случает приказ Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области не относится к нормативным актам, так как нем отсутствуют правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих.

На основании пояснений сторон, свидетельств, договоров, судом установлено, что решением исполкома Воронежского областного совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ. «О мерах по совершенствованию работы по охране памятников истории и культуры в Воронежской области в свете постановления Президиума Верховного Совета РСФСР «О работе советских и хозяйственных органов Пензенской области по выполнению Закона РСФСР «Об охране и использованию памятников истории и культуры» принято решение принять под государственную охрану (местный учет) памятники истории и культуры, согласно Приложения№1 (л.д.36-40), где под указан «<данные изъяты>, жилье, <адрес>».

Постановлением администрации Воронежской области №850 от 14.08.1995г. «О порядке управления зданиями – памятниками истории и архитектуры Воронежской области» в целях сохранения историко-культурного наследия Воронежской области, улучшения управления зданиями-памятниками, привлечения средств на их реставрацию и охрану в соответствие с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», Указом Президента РФ№176 от 20.02.1995г. «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения», ст.ст.295, 298 ГК РФ постановлено согласно приложения№2 утвердить перечень памятников областного и местного значения, где под указано «<данные изъяты> к. XIX в. <адрес> (л.д.41-42 т.1 и т.2 л.д.49-54).

Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца» было утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>»(<адрес> или части объекта культурного наследия. (л.д.20-34).

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.58) Тригуб В.Б. был уведомлен, что на основании ст.32 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об отнесении объекта с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес> к объектам культурного наследия регионального значения - <данные изъяты>.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.59-66), свидетельств и договоров (л.д.68-72, 74-92, 94-97), судом установлено, что собственниками жилого дома площадью 292,8 кв.м. с кадастровым номером расположенным по адресу <адрес>, являются Тригуб В.Б., Воронежская область (оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ., доля в праве 1/4 Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области Воронежский областной литературный музей <данные изъяты>), ФИО2, Тригуб В.Б., Чуркина Г.Н.

ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.98-99) Тригуб В.Б. было выдано охранное обязательство как собственнику <адрес> жилого <адрес> департаменту культуры Воронежской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно статье 6 данного Закона под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.ст. 4, 7, 15, 16 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения…объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации…Гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия, территории объекта культурного наследия, зонах охраны объекта культурного наследия, защитной зоне объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с настоящим Федеральным законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: 1) государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в том числе принятие решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра; 2) проведение историко-культурной экспертизы; 3) организацию исследований, необходимых для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, регионального органа охраны объектов культурного наследия, муниципального органа охраны объектов культурного наследия; 4) установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; 5) установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; 6) разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима; 7) установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места; установление особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия; 8) согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; 9) осуществление в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ…

Как указано в ст.47.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия). Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

До оформления в порядке ст. 47.6 охранного обязательства на объект, включенный в единый госреестр объектов культурного наследия, применяются действовавшие на 22.01.2015 охранно-арендные, охранные договоры или охранные обязательства (ФЗ от 22.10.2014 N 315-ФЗ).

Согласно ст.47.6 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Охранным обязательством устанавливаются следующие требования:1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; 2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона; 3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона;4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, может обжаловать указанные требования в суд. Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия, предусмотренный статьей 21 настоящего Федерального закона.

Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи: 1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона; 2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона.

Охранное обязательство утверждается…актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Форма охранного обязательства, порядок его подготовки и утверждения, порядок подтверждения лицом, указанным в пункте 11 настоящей статьи, выполнения содержащихся в нем требований устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

Приказом Минкультуры России от 01.07.2015 N 1887 "О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)" (вместе с "Порядком подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия", "Порядком подтверждения лицом, указанным в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия") 1. Настоящий Порядок подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия (далее - Охранное обязательство), устанавливается в соответствии с пунктом 9 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон). Охранные обязательства утверждаются в отношении…памятников…К Охранному обязательству прилагается паспорт объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) (при его наличии). Охранное обязательство готовится и утверждается Органом охраны по форме согласно приложению N 1 к настоящему Приказу с учетом следующих особенностей…Титульный лист Охранного обязательства. Гриф "Утверждено" должен содержать указание о виде акта Органа охраны, которым утверждено Охранное обязательство, а также его дате и номере. В графе "Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации/земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия" необходимо указать полное наименование объекта культурного наследия в соответствии с правовым актом о его принятии на государственную охрану. В графе "Регистрационный номер объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" необходимо указать регистрационный номер объекта в Реестре (при его наличии). Раздел 1 Охранного обязательства. Раздел 1 заполняется в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 47.6 Закона. О наличии либо отсутствии паспорта объекта культурного наследия в одной из соответствующих граф раздела 1 проставляется отметка в виде знака "V". В случае наличия паспорта объекта культурного наследия пункты 1 - 10 не заполняются. Пункт 1 заполняется в соответствии с правовым актом о принятии объекта культурного наследия на государственную охрану. Пункт 2 заполняется при наличии у Органа охраны соответствующих сведений. При заполнении пунктов 3 и 4 выбирается один из предложенных в форме Охранного обязательства вариантов, о чем проставляется отметка в виде знака "V". Пункт 6 заполняется в соответствии с правовым актом о принятии объекта культурного наследия на государственную охрану. При наличии у Органа охраны данных об иных адресах объекта культурного наследия соответствующая информация вносится в графу "Иные сведения" пункта 6. При этом указывается(ются) источник(и) данных о каждом из адресов. К Охранному обязательству прилагается фотографическое (иное графическое) изображение объекта культурного наследия, за исключением отдельных объектов археологического наследия, фотографическое изображение которых вносится на основании решения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия. При заполнении пункта 10 указывается наличие у Объекта культурного наследия зон охраны, реквизиты (дата, номер акта органа государственной власти, наименование этого органа) акта об утверждении таких зон охраны. При отсутствии у Объекта культурного наследия, в отношении которого утверждается Охранное обязательство, утвержденных зон охраны, а также в случае расположения объекта культурного наследия, включенного в Реестр/земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, в зонах охраны другого объекта культурного наследия, а также в объединенных охранных зонах, об этом делается запись в пункте 10, с указанием сведений об этих зонах охраны. В пункте 12 указываются иные сведения, предусмотренные Законом, которые, по мнению Органа охраны, подлежат включению в данный раздел. Раздел 2 Охранного обязательства. Акт технического состояния объекта культурного наследия составляется по форме и в порядке, установленными соответствующим Органом охраны. Требования к составу и срокам (периодичности) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия могут быть установлены предписаниями соответствующего Органа охраны, выдаваемыми в порядке, установленном законодательством. При заполнении в пункте 14 наименования регионального органа охраны объектов культурного наследия, в который Ответственному лицу надлежит направлять письменное заявление об обнаружении объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, в случае, если Охранное обязательство утверждено тем же региональным органом охраны объектов культурного наследия, допустимо указать его сокращенное (в том числе сокращенное для целей конкретного Охранного обязательства) наименование. Раздел 3 Обязательства. В подпункте 6 пункта 17, а также в пункте 20 Охранного обязательства указывается наименование Органа охраны. Требования, указанные в пункте 4 статьи 47.3 Закона, устанавливаются предписанием соответствующего Органа охраны. Раздел 6 Охранного обязательства. В случае необходимости, в пункт 25 Охранного обязательства Органом охраны вносится информация в соответствии с пунктом 3 статьи 47.6 Закона.

Таким образом, судом установлено, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца» издан уполномоченным региональным органом охраны объектов культурного наследия, которым на территории Воронежской области является Управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области на основании п.11 ст.9.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Положение об Управлении по охране объектов культурного наследия Воронежской области, утверждено постановлением Правительства Воронежской области№275 от 13.04.2015г. На памятник Департаментом культуры Воронежской области автономным учреждением культуры «Государственная инспекция историко-культурного наследия» утвержден паспорт (л.д.1-38 т.2).

Таким образом, судом установлено, что здание, расположенное по адресу <адрес> было принято под государственную охрану в соответствие с решением исполкома Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ., а не на основании оспариваемого охранного обязательства. При этом, исторические факты, которые по существу оспаривает административный истец, охранным обязательством не устанавливались, и в рамках данного дела оспариванию так же не подлежат.

Охранное обязательство, утвержденное приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ. соответствует форме, установленной федеральным органом охраны объектов культурного наследия, за исключением п.5, в котором не указан номер и дата принятия акта органа государственной власти о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, при этом, из обязательства следует, что «<данные изъяты>.» не включено в реестр объектов культурного наследия, регистрационный номер в обязательстве не указан. Сведения о границах территории объекта культурного наследия регионального значения утверждены Приказом Управления культуры Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. №. Предмет охраны культурного наследия утвержден приказом управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. . Иные сведения об исторической ценности, исторической территории усадьбы, научно-реставрационной ценности флигеля усадьбы, архитектурном ансамбле усадьбы, и иные сведения указаны на основании паспорта объекта. Исходя из того, что указанные акты органов исполнительной власти субъекта РФ не были обжалованы суд полагает, что все эти сведения, на момент принятия решения суда, носят достоверный характер и оспариванию в рамках данного дела не подлежат, так как сведения были утверждены не оспариваемым обязательством, а иными актами исполнительного органа субъекта РФ.

Вместе с тем, суд считает, что охранное обязательство в части не заполнения п.5 не соответствует требованиям законодательства.

До выдачи оспариваемого охранного обязательства собственником доли объекта культурного наследия регионального значения Тригуб В.Б. Департаменту культуры Воронежской области было дано охранное обязательство (л.д.98-99 т.1). При этом, закон в редакции до 22.10.2014г. не содержал требований по особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия, указанные требования были дополнены только законом в редакции №315-ФЗ от 22.10.2014г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем, в период с 22.10.2014г. до момента утверждения оспариваемого охранного обязательства Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области должны были быть приняты меры по включению в реестр объектов культурного наследия народов РФ, что Управлением не было сделано.

Порядок включения объектов культурного наследия в реестр возлагает на региональный орган охраны объектов культурного наследия обязанность обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы. Заключение государственной историко-культурной экспертизы должно содержать следующие сведения, необходимые для принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр: информацию о наименовании объекта, о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий, о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта), о категории историко-культурного значения объекта, о виде объекта, описание особенностей объекта, являющихся основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению, сведения о границах территории выявленного объекта культурного наследия, включая текстовое и графическое описания местоположения этих границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, фотографическое (иное графическое) изображение. Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен (пункт 1, подпункты 1 - 8 пункта 2, пункты 13 и 14 статьи 18). Законодателем различаются государственные историко-культурные экспертизы в зависимости от целей и объектов, указанных в статье 28 и 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ (в редакции от 29 июля 2017 года).

Согласно Приказа Минкультуры России от 03.10.2011 N 954 (ред. от 05.08.2015) "Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" единый реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра (пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"). Основанием для регистрации Минкультуры России объектов культурного наследия в Едином реестре являются решения органов государственной власти о включении объектов культурного наследия в реестр (решения о принятии объектов культурного наследия на государственную охрану). Регистрация Минкультуры России объектов культурного наследия в Едином реестре осуществляется посредством присвоения объектам культурного наследия регистрационных номеров, состоящих из арабских цифр.

Исходя из изложенного, и того обстоятельства, что в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" права собственника объекта культурного наследия были законом ограничены в значительной степени, чем законом в ранее действующей редакции, Управление как исполнительный орган субъекта в рамках своей компетенции и предоставленных полномочий для соблюдения баланса интересов собственника объекта и государства, прав иных граждан, обязано было решить вопрос о включении указанного объекта в Единый реестр объектов культурного наследия, в рамках решения которого необходимо было проведение государственной историко-культурной экспертизы, что помогло бы в разрешении разногласий между Управлением и собственником доли объекта культурного наследия Тригуб В.Б., о которых он неоднократно указывал в своих обращениях в различные инстанции, в том числе, и к административному ответчику. При этом, Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области не было представлено суду доказательств в обоснование своих доводов о законности не заполнения охранного обязательства в части п.5 или о невозможности исполнения указанного требования закона. Не заполнение указанного пункта противоречит требованиям вышеуказанного закона и иным нормативным актам и нарушает права и охраняемые интересы административного истца, права которого как собственника доли объекта культурного наследия были ограничены по сравнению с ранее действующими нормами федерального законодательства. При этом, сам факт утверждения Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области охранного обязательства приказом от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца», прав Тригуб В.Б. не нарушает, так как установленные охранным обязательством ограничения предусмотрены федеральным законодательством, доказательств иного суду истцом и его представителем не представлено. При этом, доводы об ограничении права наследования, оформления земельного участка, не принимаются судом во внимание, как не основанные на нормах закона, так как ни закон, ни охранное обязательство таких ограничений не содержат.

Таким образом, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению в части признания незаконным приказа Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца» утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца без заполнения п.5 «Номер и дата принятия акта государственной власти о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При этом, требования об отмене приказа не основаны на законе и не являются способом устранения нарушенного права административного истца, поэтому не подлежат удовлетворению. Согласно ст.227 ч.9 КАС РФ при удовлетворении административного иска суд обязан устранить допущенные нарушения прав административного истца в данном случае путем обязания Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области внести сведения в п.5 охранного обязательства собственника или иного законного владельца в порядке, установленном Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Руководствуясь ст. ст. 175-179, 181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Тригуб Виктора Борисовича к Управлению по охране объектов культурного наследия Воронежской области о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца» и его отмене как не соответствующий законодательству Российской Федерации удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца» в части утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца без заполнения п.5 «Номер и дата принятия акта государственной власти о включении объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Обязать Управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области внести сведения в п.5 охранного обязательства собственника или иного законного владельца в порядке, установленном Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: