ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-473/2022 от 19.05.2022 Кольского районного суда (Мурманская область)

*** Дело № 2а-473/2022

***

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2022 года город Кола Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Пелепца Е.Л.,

при секретаре Шабуровой Е.А.,

с участием административного истца Щербинина К.Д.,

представителя административных соответчиков ФКУ «ИК-18 УФСИН России по Мурманской области» и ФСИН России Клочковой К.М.,

при рассмотрении в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административного дела по административному иску Щербинина К.Д. к ФКУ «Исправительная колония № 18 УФСИН России по Мурманской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными действий, связанных с постановкой и нахождением на профилактическом учете, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

установил:

Щербинин К.Д. обратился в суд с указанным административным иском, указав, что в период отбывания по приговору суда наказания в ФКУ «Исправительная колония № 18 УФСИН России по Мурманской области» (далее также ФКУ ИК-18), в *** года был поставлен на два вида профилактического учета, а именно как склонный к суициду и членовредительству, а также как склонный к посягательствам на половую неприкосновенность и половую свободу.

На указанные виды профилактического учета он был поставлен в связи с осуждением по статьям 134 и 135 Уголовного кодекса РФ, однако считает, что законных оснований для постановки его на учет не имелось. Кроме того, после постановки на учет какая-либо профилактическая работа с ним не проводилась, на комиссии по рассмотрению вопросов о продлении или снятии с учета он не вызывался. При этом, из-за постановки на данные виды учета он испытывал неудобства, так как его фотографии были развешаны в дежурной части, в кабинете начальника отряда, ему постоянно казалось, что за ним следят и имеется негативное отношение со стороны сотрудников исправительного учреждения и других осужденных. В связи с этим полагает, что при нахождении его на учете администрацией исправительного учреждения не соблюдались положения Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

С учетом сделанных при рассмотрении дела письменных дополнений, просит суд признать незаконными действия, связанные с его постановкой и нахождением на указанных видах профилактического учета, а также взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в размере 50 000 руб.

При рассмотрении дела административный истец Щербинин К.Д. поддержал заявленные требований в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске.

Представитель административных соответчиков - ФКУ ИК-18 и ФСИН России - Клочкова К.М. в судебном заседании и письменном отзыве полагала заявленные требования необоснованными и просила в их удовлетворении отказать.

Заслушав участвовавших в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы устанавливается Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2013 № 72 (далее - Инструкция).

Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика) (п. 5 Инструкции).

Согласно п.8 Инструкции основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющихся инициатором постановки на профилактический учет.

На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные склонные, в частности, к совершению суицида и членовредительству, а также склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность (п.24 Инструкции).

Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (п. 26 Инструкции).

В судебном заседании установлено, что Щербинин К.Д., *** г.р., осужден приговором *** суда *** от *** по ст.135 ч.2, ст.134 ч.3, ст.69 ч.3, ст.70 УК РФ к 16 годам лишения свободы.

Как следует из обстоятельств дела и представленных документов, протоколом заседания комиссии по профилактике правонарушений среди осужденных, отбывающих наказание в ФКУ «ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю» от *** Щербинин К.Д. был поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительству, а также как склонное к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.

В последующем, решением комиссии по профилактике правонарушений осужденный ФКУ «ИК-1 УФСИН России по Хабаровскому краю» от *** (протокол ) Щербинин К.Д. был снят с профилактического учета, как склонный к совершению суицида и членовредительства, с сохранением постановки на профилактический учет по основанию склонного к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.

В соответствии с п.39 Инструкции при поступлении в учреждение уголовно-исполнительной системы подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комиссии учреждения уголовно-исполнительной системы в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. Результаты рассмотрения и решение комиссии оформляются протоколом.

На основании указанных норм, по прибытию Щербинина К.Д. в *** году для дальнейшего отбытия наказания в ФКУ ИК-18, решением административной комиссии учреждения от *** административный истец был поставлен на профилактический учет, как склонный к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.

Кроме того, данным решением административной комиссии на основании результатов проведенного психодиагностического обследования и рапорта сотрудника психологической лаборатории исправительного учреждения от ***, Щербинин К.Д. был также поставлен на профилактический учет, как склонный к совершению суицида и членовредительству.

В соответствии с п.14 Инструкции в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем изучения их личных дел, сбора информации, полученной, в том числе, сотрудниками подразделения психологической лаборатории. При этом, согласно п.20 Инструкции психологические службы учреждений уголовно-исполнительной системы проводят психологическое обследование, обрабатывают полученные данные и совместно с сотрудниками, ведущими профилактическую работу, определяют круг лиц, требующих постановки на профилактический учет и проводят с ними психокоррекционные мероприятия.

С учетом указанных обстоятельств, суд находит оспариваемые административным истцом действия по постановке на профилактический учет законными и обоснованными, поскольку они были приняты в пределах полномочий органа уголовно-исполнительной системы, с соблюдением формы и порядка их принятия, при наличии достаточных оснований для постановки осужденного Щербинина К.Д. на профилактический учет, который, по своей сути, не влечет возложение на осужденного каких-либо обязанностей.

Согласно п.41 Инструкции результаты профилактической работы доводятся сотрудником уголовно-исполнительной системы, закрепленным за лицом, поставленным на профилактический учет, администрации учреждения на заседаниях комиссии. Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. Решения комиссии администрации учреждения с рекомендациями о проведении профилактических мероприятий оформляются протоколом с письменными указаниями начальника учреждения.

Как следует из представленных документов, в период отбытия Щербининым К.Д. уголовного наказания в ФКУ ИК-18 решение вопросов, связанных с его постановкой и пребыванием на профилактическом учете, выносилось на заседания комиссии данного исправительного учреждения, что подтверждается выписками из протоколов заседания комиссии ФКУ ИК-18 от ***, от ***, от ***, от ***, а также актами об отказе Щербинина К.Д. от ознакомления с данными протоколами.

Проведение с административным истцом соответствующей индивидуально-профилактической работы и необходимость её продления подтверждается представленными данными психологического заключения от ***, из которого следует, что Щербинин К.Д. принимал участие в мероприятиях психологического наблюдения сотрудников психологической лаборатории ФКУ ИК-18 в период с *** по *** года, а также справкой начальника психологической лаборатории от *** о наблюдении Щербинина К.Д. с целью осуществления контроля его психологического состояния.

При этом, в соответствии с п.42 Инструкции одним из оснований снятия лица, поставленного на профилактический учета, для снятия с учета является решение административной комиссии, вынесенное на основании положительного результата психологической диагностики и мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения исправительного учреждения. Вместе с тем, как следует из обстоятельств дела и пояснений представителя административных соответчиков, проводимая в отношении Щербинина К.Д. в учреждении индивидуальная профилактическая работа не позволяла сделать выводы о нецелесообразности её продолжения и необходимости снятия административного истца с профилактического учета.

В последующем, решением комиссии ФКУ ИК-18 по проведению индивидуальной профилактики правонарушений от *** на основании положительного результата психологической диагностики и по мотивированному рапорту сотрудника исправительного учреждения Щербинин К.Д. был снят с учета, как склонный к совершению суицида и членовредительству. Между тем, до убытия Щербинина К.Д. в *** года для дальнейшего отбытия наказания в ФКУ «ИК-23 УФСИН России по Мурманской области» оснований для снятия его с профилактического учета, как склонного к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность, не имелось.

Таким образом, суд считает, что в отношении Щербинина К.Д. каких-либо нарушений уголовно-исполнительного законодательства со стороны ФКУ ИК-18 при принятии решений о постановке на соответствующие виды профилактического учета и его продлении допущено не было, в связи с чем правовых оснований для взыскания в пользу административного истца компенсации за нарушение условий содержания также не имеется.

Кроме того, суд находит, что Щербининым К.Д. пропущен установленный ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячный срок обращения в суд, о применении которого заявлено представителем административных соответчиков, поскольку из материалов дела следует, что о постановке на профилактический учет Щербинину К.Д. должно было стать известно в *** года, в последующем до него также доводились решения о продлении данного учета, однако с настоящим административным иском он обратился в суд только ***, сведений о наличии уважительных причин пропуска указанного срока Щербининым К.Д. не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает заявленные требования неправомерными и необоснованными, в связи с чем в удовлетворении данных требований следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Щербинину К.Д. в удовлетворении административного иска к ФКУ «Исправительная колония № 18 УФСИН России по Мурманской области», Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными действий, связанных с постановкой и нахождением на профилактическом учете, взыскании компенсации за нарушение условий содержания – отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья *** Е.Л. Пелепец