2а-473/2022 25RS0№-42
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2022 года г. Большой Камень
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Косцюкевич Е.А.,
при секретаре судебного заседания Скобельциной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Территориальной избирательной комиссии Шкотовского района к администрации Новонежинского сельского поселения о признании бездействия незаконным,
установил:
Территориальная избирательная комиссия Шкотовского района обратилась в суд с административным иском к администрации Новонежинского сельского поселения о признании бездействия незаконным.
В обоснование иска указано, что муниципальным комитетом Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района 11.01.2022 принято решение № 45 о проведении досрочных выборов главы Новонежинского сельского поселения 03.04.2022, данное решение было опубликовано в СМИ в соответствии с требованиями закона.
Территориальная избирательная комиссия во исполнение возложенных на нее обязанностей и полномочий муниципальной избирательной комиссии Новонежинского сельского поселения, решением от 20.12.2021 № 33/208 утвердила проект сметы на подготовку и проведение досрочных выборов главы Новонежинского сельского поселения в сумме 1 286 120,53 руб.
В адрес главы администрации Новонежинского сельского поселения неоднократно направлялись как решение об утверждении сметы, так и реквизиты банковского счета территориальной избирательной комиссии для перечисления денежных средств. Однако до настоящего времени денежные средства не перечислены.
В связи с допущенными нарушениями требований ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», административный истец просил признать бездействие администрации Новонежинского сельского поселения по перечислению денежных средств незаконным. Обязать администрацию Новонежинского сельского поселения незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу перечислить на счет территориальной избирательной комиссии Шкотовского района денежные средства в сумме 1 286 120,53 руб. на подготовку и проведение досрочных выборов главы Новонежинского сельского поселения, назначенных на 03.04.2022.
В судебном заседании председатель территориальной избирательной комиссии Шкотовского района Арон Т.В. настаивала на удовлетворении административного иска, ссылаясь на изложенные в нем доводы.
Представитель избирательной комиссии Приморского края по доверенности Зверовщиков Р.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, указав, что они основаны на законе.
Представитель административного ответчика – администрации Новонежинского сельского поселения, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о месте и времени слушания дела путем направления судебного извещения на электронный адрес, а также посредством телефонной связи. При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Аналогичные положения содержит ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу положений ч. 2 ст. 23 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.
Как указано в ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Таким образом, финансирование деятельности территориальной избирательной комиссии по организации в том числе досрочных выборов главы сельского поселения должно осуществляться за счет средств бюджета сельского поселения.
В п. 3 ст. 57 Федерального закона N 67-ФЗ указано, что главными распорядителями средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах (федеральном бюджете, бюджете субъекта РФ, местном бюджете) на проведение выборов и референдумов, являются Центральная избирательная комиссия РФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования.
Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относит, в числе прочего, составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организационному и материально-техническому обеспечению подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Статьей 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В ст. 136 Бюджетного кодекса РФ содержится перечень ограничений, применяемых к муниципальным образованиям, в зависимости от уровня их дотационности. Однако ограничений в финансировании досрочных выборов главы муниципального образования в указанной статье не содержится.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности освобождения исполнительно-распорядительного органа муниципального образования от обязанности по финансированию муниципальных выборов. Реализация права граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от отсутствия соответствующего финансирования.
Как следует из представленных материалов, муниципальным комитетом Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края 11.01.2022 принято решение № 45 о назначении досрочных выборов главы Новонежинского сельского поселения на 03.04.2022 в связи с досрочным прекращением полномочий главы Новонежинского сельского поселения. Решение опубликовано в общественно-политической газете «Взморье» № 1 от 13.01.2022.
Решением Избирательной комиссии Приморского края от 19.12.2007 № 189/27 полномочия муниципальной избирательной комиссии Новонежинского сельского поселения возложены на территориальную избирательную комиссию Шкотовского района.
Решением территориальной избирательной комиссии Шкотовского района № 33/208 от 20.12.2021 утвержден проект сметы на подготовку и проведение досрочных выборов главы Новонежинского сельского поселения в сумме 1 286 129,53 руб. Проект сметы с обоснованием и расчетами по каждой статье расходов был направлен в адрес и.о. главы Новонежинского сельского поселения.
Решением муниципального комитета Новонежинского сельского поселения № 46 от 11.01.2022 была согласована смета расходов территориальной избирательной комиссии Шкотовского района на подготовку и проведение досрочных выборов главы Новонежинского сельского поселения Шкотовского муниципального района в сумме 1 286 120,53 руб.
Администрации Новонежинского сельского поселения территориальной избирательной комиссией Шкотовского района были направлены банковские реквизиты расчетного счета для перечисления денежных средств, а также была представлена информация о необходимости перечисления денежных средств в срок до 22.01.2022 в соответствии с согласованной сметой расходов на подготовку и проведение досрочных выборов главы Новонежинского сельского поселения, что нашло свое подтверждение в представленных материалах.
Однако до настоящего времени администрация Новонежинского сельского поселения свою обязанность по финансированию подготовки и проведения досрочных выборов главы администрации Новонежинского сельского поселения не исполнила.
Бездействие администрации Новонежинского сельского поселения по финансированию досрочных выборов главы сельского поселения нарушает вышеперечисленные требования законодательства о выборах и референдумах, может повлечь за собой нарушение конституционного права граждан на участие в выборах.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств перечисления денежных средств, необходимых для подготовки и проведения досрочных выборов главы Новонежинского сельского поселения, на дату рассмотрения дела, административный иск подлежит удовлетворению.
Срок для перечисления денежных средств, указанный в административном иске – незамедлительно по вступлении в законную силу решения, суд находит обоснованным, соответствующим степени значимости совершения административным ответчиком данного действия, необходимого для обеспечения прав граждан на участие в выборах.
Руководствуясь ст. 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск территориальной избирательной комиссии Шкотвоского района к администрации Новонежинского сельского поселения о признании бездействия незаконным – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новонежинского сельского поселения по перечислению на счет территориальной избирательной комиссии Шкотовского района денежных средств на подготовку и проведение досрочных выборов главы Новонежинского сельского поселения.
Обязать администрацию Новонежинского сельского поселения устранить допущенное нарушение путем перечисления на счет территориальной избирательной комиссии Шкотовского района денежных средств в сумме 1 286 120,53 руб. на подготовку и проведение досрочных выборов главы Новонежинского сельского поселения, назначенных на 03.04.2022, немедленно по вступлении решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд в течение пяти дней со дня принятия мотивированного решения.
Дата изготовления решения в окончательной форме – 31.01.2022.
Судья Е.А. Косцюкевич