ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-473/2023 от 29.06.2023 Черлакского районного суда (Омская область)

Дело 2а-473/2023

УИД 55RS0038-01-2023-000548-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2023 г. р.п. Черлак

Черлакский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Куликаевой К.А., при секретаре Лозовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Черлакского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Солянского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Черлакского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации Солянского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия и возложении обязанности. В обоснование указал, что прокуратурой Черлакского района Омской области проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в деятельности администрации Солянского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области. В ходе проведенной проверки было установлено, что Администрацией внутренний финансовый аудит не осуществляется, чем нарушаются требования бюджетного законодательства.

30.01.2023 в адрес Администрации прокуратурой района внесено представление, однако внутренний финансовый аудит административным ответчиком не проводился. Обращение прокурора района в суд с настоящим административным исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты интересов муниципального образования, с целью исключения неэффективного, неэкономного, нерезультативного расходования средств местного бюджета, недостоверной бюджетной отчетности.

Просит признать незаконным бездействие администрации Солянского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, выразившееся в неосуществлении внутреннего финансового аудита, возложить обязанность на Администрацию организовать осуществление внутреннего финансового аудита за 2022 год в соответствии с Приказом Минфина России от 18.12.2019 № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», в срок до 31.05.2023.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Черлакского района Омской области Яшкин А.Ю. поддержал в полном объеме заявленные прокурором района административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске и просит суд данные требования удовлетворить. При этом указал, что срок ошибочно указан до 31.05.2023, просит установить срок до 31.12.2023.

Представитель административного ответчика администрации Солянского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области в судебном заседании отсутствовал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Глава Администрации ФИО1 направил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия. Кроме того, на административное исковое заявление направлены возражения, в которых административный ответчик факт наличия выявленных нарушений не опровергается, при этом указано, что контрольные мероприятия запланированы и будут проводиться в 2023 году за отчетный 2022 год. Также указано, что специалист, виновный в допущении нарушения законодательства, был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Суд изучив материалы административного дела, выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив представленные участниками процесса доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 3 КАС РФ одними из задач административного судопроизводства являются в том числе: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Аналогичное положение содержит п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу п. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно положений ст. 160.2-1 БК РФ, внутренний финансовый аудит осуществляется в целях: оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля; подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п. 5 ст. 264.1 настоящего Кодекса.

Внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие внутренний финансовый аудит, издают ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

Внутренний финансовый аудит осуществляется на основе принципа функциональной независимости структурными подразделениями или в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в случаях передачи полномочий, предусмотренных настоящей статьей, - структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами (работниками) главного администратора бюджетных средств (администратора бюджетных средств), которому передаются указанные полномочия.

Администратор бюджетных средств вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств, в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

Приказом Минфина России от 18.12.2019 № 237н утвержден федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита

Согласно п. 3 Федерального стандарта, основанием организации внутреннего финансового аудита с учетом положений п. 5 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации является одно из следующих решений об организации внутреннего финансового аудита, которое должен принять руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств: решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита; решение о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита; решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита лицам, указанным в п. 16 настоящего Стандарта.

Принятое в текущем финансовом году решение об организации внутреннего финансового аудита может быть изменено руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств в следующем финансовом году исходя из анализа указанных в п.п. 8 и 9 настоящего Стандарта условий (обстоятельств) и требований, а также случаев, указанных в п. 10 настоящего Стандарта.

Согласно п. 5 Приказа Минфина России от 01.09.2021 № 120н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита», в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности, а в случае передачи субъектом бюджетной отчетности централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации), то с учетом положений главы IV настоящего Стандарта, в плане проведения аудиторских мероприятий предусматривается один из следующих вариантов проведения аудиторских мероприятий: проведение одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Черлакского района Омской области проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в деятельности администрации Солянского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области. В ходе проведенной проверки было установлено, что Администрацией внутренний финансовый аудит не осуществляется, чем нарушаются требования бюджетного законодательства.

30.01.2023 в адрес Администрации прокуратурой района внесено представление, однако внутренний финансовый аудит административным ответчиком не проводился.

При этом согласно ответу № 70/02-16 от 28.02.2023 Глава Администрации пояснил в ответ на представление, что указанные замечания имеют место быть, в настоящее время проведена работа по устранению нарушений в отношении бюджетного федерального законодательства. ВМФК в 2022 году не осуществлялась в связи с невозможностью организации ВМФК с соблюдением принципа независимости, утвержденного Федеральным стандартом № 95 и отсутствием финансовой возможности введения дополнительной штатной единицы для проведения ВМФК. В 2023 году ВМФК будет проводится в соответствии с утвержденным планом (Распоряжение № 103-р от 30.12.2022 «Об утверждении плана контрольных мероприятий администрации Солянского сельского поселения по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля на 2023 год») Приняты меры по недопущению впредь нарушений бюджетного федерального законодательства; специалист ФИО2, виновный в допущении нарушений законодательства привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Материалы дела данных о том, что с указанного периода времени административным ответчиком обязанность исполнена в полном объеме, не содержат.

Учитывая изложенное, суд находит заявленные требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку бездействием административного ответчика нарушаются требования бюджетного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 352 КАС РФ судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. В случае указания в судебных актах способов и сроков их исполнения они приводятся в исполнение теми способами и в те сроки, которые указаны судом.

Проанализировав обстоятельства рассматриваемого спора, учитывая очевидную необходимость для административного ответчика привлечь к выполнению возлагаемой на нее обязанности соответствующего специалиста, что может повлечь затрату по времени, суд также полагает возможным установить срок для исполнения решения до 31.12.2023.

Руководствуясь ст. ст. 177, п. п. 1, 3 ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Черлакского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Солянского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области, выразившееся в неосуществлении внутреннего финансового аудита.

Обязать администрацию Солянского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области организовать осуществление внутреннего финансового аудита за 2022 год в соответствии с Приказом Минфина России от 18.12.2019 № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» в срок до 31.12.2023 включительно.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Куликаева К.А.

Мотивированное решение изготовлено 06 июля 2023 г.