ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4745/16 от 08.07.2016 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело №2а-4745/2016

Решение

Именем Российской Федерации

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Палагина Д.Н.,

при секретаре Колчиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Саратовской области к Елдановой М.Г. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области (далее по тексту - МРИ ФНС №8 по Саратовской области) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что согласно сведениям Госавтоинспекции МВД РФ Елданова М.Г. является владельцем транспортного средства <данные изъяты> и в силу ст.357 НК РФ является плательщиком транспортного налога.

Кроме того, согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области Елданова М.Г. является владельцем квартиры, расположенной по адресу:
г. Саратов, ул. <адрес>, и в силу ст.400, 401 НК РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Согласно расчетам административного истца сумма транспортного налога за 2014 год, подлежащего уплате Елдановой М.Г., составила 980 руб., сумма налога на имущество физических лиц за 2014 год - 7 369 руб.

Административный истец в адрес административного ответчика направлял налоговое уведомление. После получения административным ответчиком в порядке ст.52 НК РФ данного налогового уведомления налог на имущество физических лиц и транспортный налог оплачены не были.

На основании п.3 ст.75 НК РФ Елдановой М.Г. за просрочку исполнения обязанности по уплате налога была начислена пеня по транспортному налогу за период с 14.11.2014 по 09.10.2015 в сумме 16 руб. 91 коп., по налогу на имущество физических лиц за период с 15.11.2014 по 09.10.2015 в сумме 349 руб. 73 коп. Так как добровольная оплата налога не была произведена в установленный законом срок, согласно ст.69 НК РФ административному ответчику было направлено требование №34598 от 09.10.2015 об уплате налогов и пени в срок до 14.12.2015.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, и положения ст.31, 48, 52, 69, 75, 400, 401 НК РФ, указывая на то, что на сегодняшний день вышеуказанная задолженность перед бюджетом Елдановой М.Г. не погашена, административный истец просит суд взыскать с Елдановой М.Г. транспортный налог в сумме
980 руб., пени по транспортному налогу в сумме 16 руб. 91 коп., налог на имущество физических лиц в сумме 7 369 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 349 руб. 73 коп.

Представитель административного истца, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении рассмотрения дела.

Административный ответчик Елданова М.Г. о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении рассмотрения дела, равно как и возражений относительно заявленных требований, суду не представила.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.62 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии с ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст.209 ГК. РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.356 НК РФ).

Согласно ст.357 НК РФ и методическим рекомендациям по применения главы 28 «Транспортный налог» части 2 НК РФ, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003
№БГ-3-21/177 налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Ставка транспортного налога на территории Саратовской области определяется ст.2 Закона Саратовской области от 25.11.2002 №109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (с последующими изменениями и дополнениями).

Так, ставка налога на автомобили в 2014 году на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно составляла 14 руб.

В силу положений ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.

Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п.1 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п.1 ст.403 НК РФ).

На основании п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Пунктами 2 и 3 ст.52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п.2 ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Согласно п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии с п.4 ст.69 НК РФ в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч.3 ст.48 НК РФ).

Согласно ч.1 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч.3 ст.75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4 ст.75 НК РФ).

Как установлено в судебном заседании и сторонами не оспаривается,
Елданова М.Г. является собственником автомобиля:

- Сузуки Сайдкик, 70 л.с., государственный регистрационный знак (л.д.12), а также квартиры, расположенного по адресу: г. Саратов,
ул. <адрес> (л.д.13).

Налоговым органом были произведены расчет и начисление транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2014 год, в адрес Елдановой М.Г. было направлено налоговое уведомление № от 21.04.2015 (л.д.10).

За несвоевременную уплату вышеуказанного налога в соответствии со ст.75 НК РФ Елдановой М.Г. была начислена пени по транспортному налогу за период с 14.11.2014 по 09.10.2015 в сумме 16 руб. 91 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 15.11.2014 по 09.10.2015 в сумме 349 руб.
73 коп. и выставлено соответствующее требование об уплате налога № от 09.10.2015, которым установлен срок для оплаты налога и пени до 14.12.2015 (л.д.8).

Как усматривается из материалов дела, административным истцом соблюден установленный НК РФ порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе - направления налогоплательщику налоговых уведомлений и требований об уплате налогов, а также сроки для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки; сроки для обращения в суд в порядке административного искового производства не пропущены.

Административным ответчиком Елдановой М.Г. не представлено суду ни мотивированных возражений, ни доказательств, подтверждающих необоснованность заявленного административного иска, ни доказательств оплаты транспортного налога за 2014 год в сумме 980 руб., пени по транспортному налогу в сумме 16 руб. 91 коп., налога на имущество физических лиц в сумме 7 369 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 349 руб. 73 коп.

Нельзя признать состоятельным довод административного ответчика о том, что она как многодетная мать имеет налоговые льготы, в связи с чем требования административного истца о взыскании с нее задолженности по налогам и пени являются необоснованными.

Согласно п.3 ст.12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Транспортный налог в силу ст.14 НК РФ является региональным налогом.

В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая транспортный налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Законом Саратовской области от 23.04.2012 №65-ЗСО «О внесении изменений в ст.4 Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» внесены изменения в статью 4 Закона Саратовской области от 25.11.2002 №109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» в части порядка предоставления налоговой льготы по транспортному налогу.

Так, льгота по транспортному налогу с 01.01.2013 предоставляется одному из родителей (усыновителей), на имя которого выдано удостоверение многодетной семьи, только в отношении одной единицы легкового транспортного средства либо мототранспортного средства, по выбору физического лица, признаваемого налогоплательщиком по данному налогу, и дополнительно в отношении одной единицы транспортного средства с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно, являющегося автобусом, для физических лиц, признаваемых налогоплательщиками по данному налогу, имеющих семь и более несовершеннолетних детей.

Положения ст.23 НК РФ во взаимосвязи с нормами п.3, п.1 ст.21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.

В соответствии со ст.56 НК РФ использование налоговых льгот является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Таким образом, налогоплательщик имеет право самостоятельно принять решение - использовать налоговую льготу или отказаться от нее, либо приостановить ее использование, предоставление права на налоговую льготу носит заявительный характер.

Положениями ст.407 НК РФ налоговые льготы многодетным семьям по уплате налога на имущество физических лиц не предусмотрены.

Поскольку административным ответчиком не представлено суду доказательств того, что Елданова М.Г. обращалась в налоговый орган по месту учета за получением соответствующей льготы, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства, исходя из требований п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ, в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175, 176, 177 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области к Елдановой М.Г. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Елдановой Марии Геннадьевне, ИНН 645210508497, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Саратовской области транспортный налог за 2014 год в сумме 980 руб., пени по транспортному налогу в сумме 16 руб. 91 коп., налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 7 369 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 349 руб.
73 коп.

Взыскать с Елдановой М.Г. в доход государства государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения - 13.07.2016.

Судья Д.Н. Палагин