ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4746/17 от 22.11.2017 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-4746/17

Решение

Именем Российской Федерации

22 ноября 2017 года г.Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Московских Н.Г.,

при секретаре Манжеевой Л.Б.,

с участием административного истца Мамедова Ю.А.,

представителя административного ответчика Храпугиной Н.В.,

заинтересованного лица Кузнецова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мамедова Ю. А. к Межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области о признании незаконным решение об изменении сведений о юридическом лице,

установил:

Мамедов Ю.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <№> по Саратовской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 19 по Саратовской области), в котором просит признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области о не уведомлении заинтересованного лица, представившее (направившее) возражение по форме <№> о подтверждении или не подтверждении либо невозможности подтверждения в ходе проверки достоверности сведений, в отношении которых представлено указанное возражение, заявление. Кроме того, просит признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области <№> от 08 сентября 2017 года об изменении сведений о юридическом лице содержащимся в ЕГРЮЛ.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что в период с 27 октября 2007 года по 08 сентября 2017 года председателем <данные изъяты> был Мамедов Ю.А.

08 сентября 2017 года Межрайонной ИФНС России №19 по Саратовской области были внесены изменения сведений о юридическом лице <данные изъяты>» содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), в частности сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - председателя кооператива.

13 июля 2017 года в Межрайонную ИФНС России №19 по Саратовской области было подано возражение заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (форма <№>)о факте возможного предоставления подложных документов для изменения записи в ЕГРЮЛ. В соответствии с Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года <№> одним из оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются : наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица, письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов.

Согласно пункта 12 указанного Приказа для получения объяснений в соответствии с подпунктом "б" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.

Согласно пункта 19 Приказа, по результатам проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, основанием для проведения которой являлось соответственно возражение относительно предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ, регистрирующий орган в течение 10 рабочих дней со дня завершения такой проверки уведомляет заинтересованное лицо, представившее (направившее) указанные возражение, заявление, о подтверждении или не подтверждении либо невозможности подтверждения в ходе проверки достоверности сведений, в отношении которых представлено указанное возражение, заявление.

Однако Межрайонной ИФНС России №19 то Саратовской области в нарушение требований пункта 12 Приказа, Мамедов Ю.А., как лицо которому известны обстоятельства имеющие значение для проведения проверки достоверности сведений включаемых в ЕГРЮЛ, для дачи объяснений не вызывался. Уведомление в порядке пункта 19 Приказа регистрирующим органом заявителю Мамедову Ю.А. не направлялось.

Бездействием регистрирующего органа нарушаются права и законные интересы Мамедова Ю.А. на своевременное рассмотрение возражения и право предоставить доказательства о недостоверности сведений предстоящего включения в ЕГРЮЛ.

В судебном заседании административный истец Мамедов Ю.А. настаивал на удовлетворении исковых требований с учетом уточнения.

Представитель административного ответчика Храпугина Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Заинтересованное лицо Кузнецов В.А. возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Выслушав административного истца, административного ответчика, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из положений ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Из положений ст. 9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1). Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц (п. 4.2).

В соответствии с положениями ст. 12 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации.

В судебном заседании установлено, что в период с 27 октября 2007 года по 08 сентября 2017 года председателем <данные изъяты>» был Мамедов Ю.А.

Как следует из материалов регистрационного дела <данные изъяты>» <№> в регистрирующий орган <Дата> за входящим <№> заявителем- Мамедовым Ю.А. представлено заявление по <№> (заявление заинтересованного лица относительно предстоящей регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ).

С 1 января 2016 года налоговый орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (например, в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в реестр юридических лиц), вправе осуществить проверку этих сведений посредством проведения определенных мероприятий. Данное право закреплено в п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Для реализации обозначенного права в полном объеме принят подзаконный акт - Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 года <№> в котором конкретизированы основания, условия и способы проведения подобных мероприятий. Указанный Приказ действует с 5 июня 2016 года

Одним из оснований для проведения проверки сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в Законе N 129-ФЗ и Приказе <№> названо заявление заинтересованного лица (таковым в силу п. 6 ст. 9 Закона N 129-ФЗ может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо). Возражения заинтересованного лица, приводимые им в заявлении, должны быть аргументированы и документально подтверждены. В Приложении к Приказу <№> приведен рекомендованный образец заявления. Несмотря на то, что форма заявления носит рекомендательный характер, изменять ее заинтересованному лицу не следует. В противном случае (если заявление подано не по форме или в нем содержится ссылка на неподтвержденные факты) налоговый орган может отклонить заявление и не проводить проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Это следует из пп. 2 п. 5 Приказа <№>

Согласно представленного Мамедовым Ю.А. заявления на странице 1 в разделе 1 (предмет возражений) проставлено цифровое значение 2 «возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ». В разделе 2 (возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ касается) проставлено цифровое значение 3 «иных сведений о юридическом лице».

В регистрирующий орган на момент представления возражения от <данные изъяты>» не представлены документы в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице.

В соответствии с требованиями к оформлению документов, установленными вышеназванным Приказом в случае, если в разделе 2 (возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ касается) заявления проставлено цифровое значение 3, обязательному заполнению подлежат листы А, Б, Г и Д.

В представленном заявлении по форме <№> в нарушение Приказа Мамедовым Ю.А. не заполнен лист Б «Сведения о документах, в связи с представлением которых в регистрирующий орган представлено возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или внесения сведений в ЕГРЮЛ».

В соответствии с п. 5 Приказа Указанные в пунктах 2 и 4 настоящих Оснований и Порядка обстоятельства не являются основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в случаях если поступившее в регистрирующий орган возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ представлено (направлено) с нарушением порядка его представления (направления), установленного пунктом 6 статьи 9 Федеральным законом № 129-ФЗ, и (или) не по форме, утвержденной в соответствии с указанным Федеральным законом. В поступившем в регистрирующий орган возражении относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ или заявлении о недостоверности сведений ЕГРЮЛ, не указаны подтверждающие такие возражение, заявление обстоятельства, либо к таким возражению, заявлению не приложены подтверждающие указанные обстоятельства документы (за исключением случаев, когда в качестве основания для таких возражения или заявления указано отсутствие волеизъявления на совершение юридически значимого действия, которое может повлечь правовые последствия только при наличии волеизъявления лица, представившего (направившего) такие возражение, заявление).

В соответствии с п. 19 Приказа по результатам проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, основанием для проведения которой являлось соответственно возражение относительно предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ или заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ, регистрирующий орган в течение 10 рабочих дней со дня завершения такой проверки уведомляет заинтересованное лицо, представившее (направившее) указанные возражение, заявление, о подтверждении или не подтверждении либо невозможности подтверждения в ходе проверки достоверности сведений, в отношении которых представлено указанное возражение, заявление.

Регистрирующим органом 21 июля 2017 года исх. <№> в адрес заявителя- Мамедова Ю.А. направлено письмо относительно выявленных нарушений заполнения заявления по форме <№>

В регистрирующий орган 03 августа 2017 года за входящим <№> заявителем- Кузнецовым В.А. представлено заявление по форме <№> (заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ).

Согласно представленного заявления, вносились сведения в ЕГРЮЛ о прекращении полномочий Мамедова Ю.А. как физического лица, имеющего право действовать без доверенности, от имени <данные изъяты> и назначении Кузнецова В.А. физическим лицом, имеющим право действовать без доверенности, от имени указанного юридического лица.

В ходе рассмотрения указанных документов, 10 августа 2017 года регистрирующим органом принято решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений в соответствии с пп.1 п.2 Приказа.

Основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица (далее - регистрирующий орган), письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (далее - возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ), содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов.

В связи с тем, что в заявлении по форме <№> заявителем не заполнен лист Б «Сведения о документах, в связи с представлением которых в регистрирующий орган представлено возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или внесения сведений в ЕГРЮЛ» (разделы 1 <Дата представления документов» и 2 «Входящий номер») регистрирующим органом 08 сентября 2017 года принято решение о государственной регистрации.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Мамедова Ю.А. о признании незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Саратовской области о не уведомлении заинтересованного лица, представившее (направившее) возражение по форме <№> о подтверждении или не подтверждении либо невозможности подтверждения в ходе проверки достоверности сведений, в отношении которых представлено указанное возражение, заявление.

Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в ЕГРЮЛ допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

Основания для отказа в государственной регистрации установлены в п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации. В частности, Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации дополнен подпунктом "л", в соответствии с которым отказ в государственной регистрации допускается в случае получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

Анализ приведенных положений п. 4, 5 ст. 51 Гражданского кодекса и п. 6 ст. 9, подп. "л" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации в их взаимосвязи и совокупности позволяет сделать вывод о том, что само по себе поступление в регистрирующий орган возражения о предстоящей регистрации не является безусловным основанием отказа в государственной регистрации соответствующих изменений.

Возражения подлежат рассмотрению в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, с принятием соответствующего решения.

Лишь при обоснованности поступивших возражений, регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1).

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (п. 4.2).

Таким образом, к компетенции Межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области не относится проверка действительности представленного для регистрации протокола внеочередного общего собрания членов <данные изъяты>» и бюллетеней голосования.

С учетом изложенного, а также при наличии возражений относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ представленных Мамедовым Ю.А. с нарушением порядка их представления, установленного пунктом 6 статьи 9 Федеральным законом № 129-ФЗ, и не по форме, утвержденной в соответствии с указанным Федеральным законом, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований административного истца о признании незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <№> по Саратовской области <№> от 08.09.2017 г. об изменении сведений о юридическом лице содержащимся в ЕГРЮЛ.

Доказательств нарушения регистрирующим органом законодательства Российской Федерации административный истец не представил.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Мамедова Ю. А. к Межрайонной ИФНС России № 19 по Саратовской области о признании незаконным решение об изменении сведений о юридическом лице, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Г. Московских