ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4748/19 от 30.08.2019 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2а-4748/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Киров 30 августа 2019 года

Ленинский районный суд г. Кирова Кировской области в составе:

судьи Федяева С.В.,

при секретаре Куимовой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИФНС России по г. Кирову к Лапиной М. В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по городу Кирову обратилась в суд с административным иском к Лапиной М.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени. В обоснование иска указав, что Лапина М.В. была зарегистрирована в качестве { ... } в период с {Дата изъята} по {Дата изъята}, о чем сделана соответствующая запись в ЕГРИП. Административный ответчик являлась плательщиком страховых взносов и имела обязанность правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. Плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах. Лапиной М.В. органами Пенсионного фонда исчислены страховые взносы за {Дата изъята} – 3796,85 руб. на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до {Дата изъята}. Страховые взносы в ФФОМС за {Дата изъята} плательщиком не уплачены. В связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате страховых взносов произведено начисление пеней, которые подлежат уплате (взысканию), в сумме – 871,85 руб. – пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в бюджет ФФОМС до {Дата изъята}. В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено требование от {Дата изъята}{Номер изъят} об уплате страховых взносов и пеней. Требование до настоящего времени не исполнено, суммы задолженности не погашены. Просят взыскать с административного ответчика за счет его имущества в доход государства сумму в размере 4 668,70 руб., в том числе: 3 796,85 руб. – страховые взносы за {Дата изъята} на ОМС в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за периоды до {Дата изъята}; 871,85 руб. – пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в бюджет ФФОМС за периоды до {Дата изъята}.

Дело рассмотрено дело по общим правилам административного судопроизводства.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по городу Кирову не явился, извещен надлежащим образом. В письменном ходатайстве просит дело рассмотреть в свое отсутствие.

Административный ответчик Лапина М.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели.

Плательщики страховых взносов в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 1.1. ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 212, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В силу п.1.2 ст.14 Федерального закона №212 ФЗ, фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии со ст. 12 Закона №212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов:

-Пенсионный фонд Российской Федерации – 26 процентов;

-Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 процента.

Частью 4.1 ст. 14 ФЗ № 212-ФЗ предусмотрено, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых вносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.

Согласно ч. 2 ст. 16 ФЗ № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В соответствии с ч. 8 ст. 16 ФЗ № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ч. 3 ст. 16 ФЗ № 212-ФЗ).

Административному ответчику Лапиной М.В. органами Пенсионного фонда исчислены страховые взносы за {Дата изъята} – 3796,85 руб. на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до {Дата изъята}.

Страховые взносы в ФФОМС за {Дата изъята} плательщиком не уплачены.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов с нарушением установленного законом срока обеспечивается пенями.

Согласно ст. 25 Закона №212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.

В связи с неисполнением ответчиком обязанности по уплате страховых взносов произведено начисление пеней, которые подлежат уплате (взысканию), в сумме – 871,85 руб. – пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере в бюджет ФФОМС до {Дата изъята}.

В соответствии со ст. 69 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено требование от {Дата изъята}{Номер изъят} об уплате страховых взносов и пеней.

Требование до настоящего времени не исполнено, суммы задолженности не погашены.

Рассматривая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения ходатайства и восстановления процессуального срока.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в законную силу решения о привлечении к ответственности, осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, взыскание задолженности с Лапиной М.В. по страховым взносам с {Дата изъята} осуществляется в рамках Налогового кодекса Российской Федерации (ст. 69,70,48 НК РФ).

Частью 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае. Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

К взысканию с административного ответчика предъявлена задолженность по страховым взносам 1% за {Дата изъята} в сумме 1 429,97 руб.

Таким образом, недоимка по страховым взносам за {Дата изъята} в размере 1% от дохода со сроком уплаты {Дата изъята}, по общему правилу должна была быть выявлена налоговым органом {Дата изъята}.

Учитывая позицию, изложенную в абз.3 п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 срок направления требования {Номер изъят} от {Дата изъята} ИФНС России по г. Кирову был установлен до {Дата изъята}.

Согласно абз. 4 п. 4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения такого требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно Порядку обмена информацией территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 №ММВ-23-1/12@/3И территориальные отделения ПФР представляют в УФНС России по субъектам Российской Федерации в электронном виде сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017, а также требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам. Срок для предоставления сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 установлен до 01.02.2017.

К взысканию с административного ответчика предъявлена недоимка по страховым взносам за {Дата изъята} в фиксированном размере зачисляемая в ФФОМС со сроком уплаты {Дата изъята} (с учетом нерабочих дней не позднее {Дата изъята}).

Порядок взыскания недоимки по налогам, пени, штрафам и страховым взносам с физических лиц осуществляется на основании ст. 48 НК РФ.

Недоимка по фиксированному размеру страховых взносов со сроком уплаты {Дата изъята}, по общему правилу должна быть выявлена налоговым органом {Дата изъята}.

Учитывая позицию, изложенную в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 ИФНС России по г. Кирову срок для направления требования Лапиной М.В. на недоимку по страховым взносам, был установлен до {Дата изъята}.

Согласно абз.4 п.4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

С учетом положений п. 4,6 ст. 69 НК РФ требование считалось бы полученным {Дата изъята}, а сроком для исполнения считалось – {Дата изъята}.

В отношении Лапиной М.В. от Пенсионного фонда во исполнение вышеуказанного порядка сальдо с недоимкой по страховым взносам и пени поступило {Дата изъята}, {Дата изъята} (корректировка на уменьшение начислений за {Дата изъята}), окончательно же сальдо с недоимкой за {Дата изъята} подлежащей взысканию поступило в ИФНС России по г. Кирову {Дата изъята}.

В связи с неоднократным поступлением корректирующего сальдо из ПФР Лапиной М.В. на поступившую и в последствии выявленную недоимку требование сформировано {Дата изъята}{Номер изъят}, которое направлено плательщику заказной почтой {Дата изъята}, то есть с нарушением сроков, установленных ст.ст. 69,70 НК РФ.

Порядок взыскания недоимки по налогам, пени, штрафам и страховым взносам с физических лиц осуществляется на основании ст. 48 НК РФ.

Исходя из определения КС РФ от 27.12.2005 №503-О, постановления Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 №13592/04, требование об уплате налога является мерой государственного принуждения. Согласно п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 №71 пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (ст. 70 НК РФ) не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (п.3 ст. 48 НК РФ).

Крайним сроком для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам с Лапиной М.В. в приказном порядке для ИФНС России по г. Кирову, с учетом сроков для направления и исполнения требования, являлось {Дата изъята}.

Мировым судьей судебного участка №58 Ленинского судебного района г. Кирова по требованиям ИФНС России по г. Кирову {Дата изъята} вынесен судебный приказ {Номер изъят}.

В материалы дела представлено документальное подтверждение указанных обстоятельств.

В связи с изложенным, учитывая неоднократные корректировки и несвоевременную передачу сальдо органами Пенсионного фонда Российской Федерации ИФНС России по г. Кирову, суд считает пропущенный административным истцом процессуальный срок подлежащим восстановлению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца, учитывая, что Лапиной М.В. до настоящего времени выплата вышеуказанных пени и налога не произведена, суд находит заявленные требования о взыскании с административного ответчика задолженности в указанном размере в доход государства подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Киров» подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Лапиной М. В., проживающей по адресу: {Адрес изъят}, за счет её имущества в доход государства сумму в размере 4 668 руб. 70 коп. из них: 3 796 руб. 85 коп. – страховые взносы за {Дата изъята} на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до {Дата изъята}; 871 руб. 85 коп. – пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до {Дата изъята}.

Взыскать с Лапиной М. В. госпошлину в доход муниципального образования Город Киров в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца.

Судья С.В. Федяев