ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-474/20 от 16.12.2020 Уренского районного суда (Нижегородская область)

52RS0053-01-2020-000714-23 Дело № 2а-474/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Урень 16 декабря 2020 года

Уренский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Зорина А.П.,

с участием прокурора Уренского района Нижегородской области Тихоновой М.А.

при секретаре Кропаневой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц и охраняемых законных интересов Российской Федерации к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Администрации Уренского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по подготовке и направлению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории с. Темта Уренского муниципального района Нижегородской области,

У С Т А Н О В И Л:

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности по подготовке и направлению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории с. Темта Уренского муниципального района Нижегородской области.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения органами государственной власти Нижегородской области законодательства, регламентирующего предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в части определения границ зон затопления, подтопления.

Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Решение об установлении или изменении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).

В соответствии с пунктами 2, 3 Порядка подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 17.08.2017 № 612, работы по подготовке предложений осуществляются по инициативе Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее - Минэкологии Нижегородской области) или органов местного самоуправления и координируются Минэкологии Нижегородской области.

" Исполнителями работ по подготовке сведений о границах зон затопления, подтопления и обосновывающих материалов по предложениям об определении границ зон затопления, подтопления могут быть:

Минэкологии Нижегородской области (в том числе через подведомственные ему государственные бюджетные учреждения);

органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Нижегородской области;

организации, привлекаемые к выполнению работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.

В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

В соответствии с пунктами 4 и 6 вышеуказанного Положения при подготовке предложений учитываются: материалы, полученные в результате геодезических и картографических работ, выполненных в соответствии с законодательством Российской Федерации о геодезии и картографии, а также данные обследований по выявлению паводкоопасных территорий; данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети; данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических и гидрогеологических изысканий под размещение населенных пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов; данные проектных материалов, подготовленные в целях создания водохранилищ; сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ; расчетные параметры границ затоплений пойм рек, определенные на основе инженерно-гидрологических расчетов; параметры границ подтоплений, определенные на основе инженерногеологических и гидрогеологических изысканий.

Заявление с приложением предложений и сведений о границах зон затопления, подтопления (далее - заявление) перед направлением в Федеральное агентство водных ресурсов подлежит согласованию: с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальными органами), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальными органами) - при установлении границы зон затопления, подтопления; с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - при установлении границы зон затопления; с Федеральным агентством по недропользованию - при установлении границы зон подтопления.

19 декабря 2019 года Минэкологии Нижегородской области и Верхне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации утвержден График установления границ зон затопления, подтопления, в котором установлены сроки подготовки предложений об определении границ зон затопления, их согласования со специально уполномоченными органами, направление согласованных предложений в Верхне-Волжское бассейновое водное управление.

Указанным графиком предусмотрено установление границ 32 зон в 2019- 2020 годах с завершением внесения данных о границах зон в Единый государственный реестр недвижимости в 2020-2021 годах.

Однако до настоящего времени предложения об определении границ зон затопления, подтопления на территории села Темта Уренского муниципального района Нижегородской области и сведения о границах таких зон Минэкологии Нижегородской области в Федеральное агентство водных ресурсов не направлены.

Данный факт препятствует установлению соответствующих зон затопления, подтопления Федеральным агентством водных ресурсов и внесению сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, что, в свою очередь, может привести к фактическому нарушению ограничений, установленных частью 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации и последующему причинению вреда охраняемых законом прав и интересов.

На основании вышеизложенного, административный истец просит обязать Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории села Темта Уренского муниципального района Нижегородской области.

Определением Уренского районного суда Нижегородской области от 27.10.2020 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация Уренского муниципального района Нижегородской области.

Определением Уренского районного суда Нижегородской области от 12.11.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов Нижегородской области.

Определением Уренского районного суда Нижегородской области от 12.11.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство финансов Нижегородской области.

Определением Уренского районного суда Нижегородской области от 25.11.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное управление МЧС России по Нижегородской области, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и республике Мордовия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по недропользованию.

В судебном заседании представитель административного истца - прокурор Уренского района Нижегородской области Тихонова М.А. заявленные административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснила, что не возражает на установление более длительного срока для исполнения решения суда.

Представитель административного ответчика – Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Кочетков Т.С., действующий на основании доверенности от 29.04.2020 г., с административными исковыми требованиями не согласен. Пояснил, что поддерживает доводы, изложенные в отзыве на административный иск, согласно которым к функциям Минэкологии Нижегородской области отнесено принятие мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Нижегородской области, а также находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Нижегородской области. Однако деятельность Минэкологии Нижегородской области по подготовке предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области не относится к «принятию мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Нижегородской области, а также находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Нижегородской области» в значении, указанном в части 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации. Минэкологии Нижегородской области готовит предложения об установлении границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области не в порядке исполнения установленных законом собственных или переданных Российской Федерацией полномочий, а в соответствии с пунктом 6 поручения Президента Российской Федерации от 23 июля 2019 №Пр-1430. Не учтена также норма пункта 17 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Не учтено, что к таким водным объектам (находящимся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации) относится большинство водных объектов, в отношении которых в Нижегородской области требуется установление зон затопления, подтопления, в том числе река Уста. Не учтено также, что в силу доводов, указанных в пункте 4 настоящего отзыва, деятельность Минэкологии Нижегородской области по подготовке предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области не может быть отнесена и к переданным Российской Федерацией полномочиям по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Нижегородской области, каковой является река Арья. Ранее был утвержден график, которым была предусмотрена разработка предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории г. Урень Уренского муниципального района Нижегородской области в 4 квартале 2020 года и направление согласованных предложений в Верхне-Волжское БВУ в 1 квартале 2021 года. Указанные сроки ещё не наступили. 1 октября 2020 года утверждён новый график установления границ зон затопления, подтопления, согласно которому по г. Урень установлены сроки подготовки предложений по установлению зон затопления - 4 квартал 2022 года, сроки направления согласованных предложений в Верхне-Волжское БВУ - 1 квартал 2023 года, по установлению зон подтопления сроки подготовки предложений - 4 квартал 2024 года, срок направления согласованных предложений по установлению зон подтопления в Верхне-Волжское БВУ -1 квартал 2025 года. Подготовка предложений по установлению границ зон затопления по г. Урень (р. Уста), планируется выполнить в 4 квартале 2022 года. Данные сроки обусловлены тем, что вблизи населённых пунктов нет гидрологических постов и в соответствии со Сводом правил СП 33-101-2003 «Определение основных расчётных гидрологических характеристик» при недостаточности данных гидрометрических наблюдений для определения максимальных уровней паводковых вод и границ зон затопления требуется не менее одного-трёх лет кратковременных наблюдений. В случае удовлетворения административного иска просят установить более длительный срок для исполнения решения суда.

Представитель административного ответчика – Администрации Уренского муниципального района Нижегородской области Шарова Т.А., действующая на основании доверенности № 22 от 06.07.2020 г., с административным иском не согласна. Пояснила, что заявленный административным истцом срок для выполнения требований очень маленький.

Представитель заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и республике Мордовия Бушуев А.Д., действующий на основании доверенности от 04.09.2020 г., с административным иском согласен.

Представители заинтересованных лиц - Министерства финансов Нижегородской области, Главного управления МЧС России по Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию в судебное заседание не явились. О дате, месте и времени извещены надлежащим образом – заказным письмом с уведомлением.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 « Об определении границ зон затопления, подтопления» утверждены Правила определения границ зон затопления, подтопления (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий включаются в Единый государственный реестр недвижимости (статья 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Кроме того, границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).

Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведения Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой анализа исполнения органами государственной власти Нижегородской области законодательства, регламентирующего предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, в части определения границ зон затопления и подтопления было установлено, что уполномоченным органом - Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области не направлены предложения об определении границ зон затопления, подтопления на территории с. Темта Уренского муниципального района Нижегородской области и сведения о границах таких зон в Федеральное агентство водных ресурсов.

19 декабря 2019 года утвержден график установления границ зон затопления, подтопления в котором установлены сроки подготовки предложений об определении границ зон затопления, их согласования со специально уполномоченными органами, направление согласованных предложений в Верхне-Волжское бассейновое водное управление. Указанным графиком предусмотрено 32 зоны в 2019-2020 годах с завершением внесения данных о границах зон в ЕГРН в 2020-2021 годах, агентством водных ресурсов.

Кроме того, 01.10.2020 г. утвержден новый график установления границ зон затопления, подтопления в котором установлены сроки подготовки предложений об определении границ зон затопления, их согласования со специально уполномоченными органами, направление согласованных предложений в Верхне-Волжское бассейновое водное управление. Согласно данного графика установлены сроки подготовки предложений об определении границ зон затопления и подтопления с. Темта Уренского муниципального района Нижегородской области и сроки завершения согласования таких зон - 4 квартал 2022 г., 4 квартал 2024 г. и 1 квартал 2025 г., а также установлены сроки направления согласованных предложений и сроки установления зон затопления, подтопления – 1 квартал 2023 г., 1 и 2 кварталы 2025 г.

Сторонами не оспаривается, что до настоящего времени границы зон затопления подтопления на территории с. Темта Уренского муниципального района Нижегородской области, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не определены, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены. Предложения о формировании таких зон от органа исполнительной власти субъекта не поступали.

На территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещается.

Неопределение границ указанных зон может повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - застройщиков, жителей населенных пунктов, а также сказаться на состоянии окружающей среды, экологической безопасности при выполнении мероприятии, проведение которых в таких зонах запрещено законом.

Отсутствие сведений о зонах с особыми условиями использования территорий наносит ущерб государственным и общественным интересам в части безопасности развития прилегающих к водоемам территорий.

Границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 – «3. Зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости».

В соответствии с пунктами 2.3 Порядка подготовки предложений об определении границ зон затопления, подтопления на территории Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 17.08.2017 года №612, работы по подготовке предложений осуществляются по инициативе Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области или органов местного самоуправления и координируются Минэкологии Нижегородской области.

Таким образом Положения прямо устанавливает полномочия Министерства по внесению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений, подготовленных совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Анализируя вышеизложенные положения закона, имеющиеся в деле письменные доказательства, суд полагает, что именно министерство природных ресурсов Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим функции по внесению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений, подготовленных совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны. Наличие таких полномочий не оспорено и самим Министерством.

Наличие графика установления границ зон затопления, подтопления, который неоднократно переутверждался и устанавливал более длительные сроки для исполнения вышеуказанной обязанности административных ответчиков не свидетельствует о принимаемых административными ответчиками мерах по установлению границ зон затопления, подтопления с. Темта Уренского муниципального района Нижегородской области.

Поскольку судом установлено неисполнение административными ответчиками обязанности по внесению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно статье 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом всех обстоятельств по делу, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения, процедур, необходимых для направления предложений об определении границ зон затопления, подтопления суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц и охраняемых законных интересов Российской Федерации к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Администрации Уренского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности по подготовке и направлению в Федеральное агентство водных ресурсов предложений об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории с. Темта Уренского муниципального района нижегородской области, удовлетворить.

Обязать Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Администрацию Уренского муниципального района Нижегородской области подготовить и направить в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон на территории села Темта Уренского муниципального района Нижегородской области.

Установить для исполнения решения суда в отношении Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Администрации Уренского муниципального района Нижегородской области срок до 31 декабря 2022 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд с подачей жалобы через Уренский районный суд в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: А.П. Зорин

Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2020 года.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья: А.П. Зорин