ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-474/2021 от 14.07.2021 Адамовского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-474/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

пос. Адамовка 14 июля 2021 года

Адамовский районный суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Абдулова М.К.,

при секретаре судебного заседания Назымок О.В.,

с участием административного истца старшего помощника прокурора Адамовского района Кудряшова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Адамовского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л :

прокурор Адамовского района Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском. В его обоснование указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства, обеспечивающего безопасность несовершеннолетних на водных объектах, охране их жизни и здоровья, в ходе которой установлено, что администрацией МО Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области (далее – администрация МО Адамовский поссовет) допущены нарушения водного законодательства, а также законодательства, регулирующего сферу охраны жизни людей на водных объектах. Так, по территории поселения протекает р. Жарлы и р. Карабутачка, где на протяжении многих лет функционируют стихийно сложившиеся места купания. Однако опознавательные знаки, обозначающие зоны купания в районе несанкционированных пляжей, отсутствуют. Оповещение населения о запрете использования водных объектов – р. Жарлы и р. Карабутачка для купания через средства массовой информации, в том числе через районную газету «Целина», не осуществлялось. На официальном Интернет-сайте администрации МО Адамовский поссовет информация о запрете использования вышеуказанных водных объектов для купания также отсутствует. Техническое освидетельствование мест массового отдыха граждан на водных объектах в границах сельского поселения органом местного самоуправления не проводилось, акты технического освидетельствования не составлялись, за получением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов и их дна санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения использования администрация поселения не обращалась. При этом на территории поселения отсутствуют организованные места массового отдыха на водных объектах. По указанным фактам в адрес главы МО Адамовский поссовет 17.07.2020 года было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако указанные в представлении нарушения в полном объеме не устранены.

Таким образом, бездействие администрации МО Адамовский поссовет, выразившееся в непринятии мер к созданию условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к водным объектам и несет в себе угрозу безопасности жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних в купальный сезон.

В связи с указанными обстоятельствами прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО Адамовский поссовет по неисполнению полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; обязать административного ответчика в течение 4 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда определить место массового отдыха населения на водных объектах, расположенных на территории поселения и в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать на территории муниципального образования обустройство мест массового отдыха населения на водных объектах - пляжей в количестве не менее одного, соответствующих требованиям, установленным постановлением администрации Оренбургской области от 12.08.2005 года № 225-п «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области».

В судебном заседании административный истец старший помощник прокурора Адамовского района Кудряшов С.А. административный иск поддержал и просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации МО Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области в судебном заседании участия не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.

Выслушав административного истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам 15, 24 и 26 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №131) к вопросам местного значения поселения в числе прочего относятся: создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

В силу части 2 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.

В части 3 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации указано, что полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района.

Законом Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» полномочия по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, переданы органам местного самоуправления сельских поселений.

Постановлением администрации Оренбургской области от 12.08.2005 года № 225-п утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области, которые устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на водных объектах, расположенных на территории Оренбургской области, и обязательны для выполнения юридическими и физическими лицами.

Частью 2 вышеуказанного Постановления главам муниципальных образований области рекомендовано привести в соответствие с требованиями Водного кодекса Российской Федерации места массового отдыха населения на водных объектах и обеспечить соблюдение правил охраны жизни людей на водных объектах в Оренбургской области.

В пунктах 2 и 7 Правил понятие «пляж» определено как участок береговой линии в установленных границах вдоль водного объекта общего пользования, предназначенный для рекреационных целей, которые должны располагаться на территориях, пригодных для использования по климатическим, ландшафтным и санитарно - гигиеническим условиям.

Правила использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд на территории МО Адамовский район утверждены решением Совета депутатов МО Адамовский район от 27.12.2017 №337 (далее - Правила), и определяют требования, предъявляемые к забору (изъятию) воды для личных и бытовых нужд, купанию людей, отдыху, водопоя и обязательны для населения и организаций любой формы собственности на территории муниципального образования Адамовский район Оренбургской области.

В ст. 3 указанных Правил закреплено, что на водных объектах общего пользования в летний период запрещается купание в местах, где выставлены специальные информационные знаки с предупреждениями и запрещающими надписями; также купание в необорудованных местах. Безопасность детей на воде обеспечивается правильным выбором места купания, систематической разъяснительной работой с детьми о правилах поведения на воде и соблюдением мер предосторожности. Купание детей в неустановленных местах, плавание на неприспособленных для этого средствах (предметах) и другие нарушения правил безопасности на воде не допускаются.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области отсутствуют организованные места массового отдыха на водных объектах. При этом на территории поселения протекает р. Жарлы и р. Карабутачка, где на протяжении многих лет функционируют стихийно сложившиеся места купания. Однако опознавательные знаки, обозначающие зоны купания в районе несанкционированных пляжей, отсутствуют. Оповещение населения о запрете использования указанных водных объектов для купания через средства массовой информации не осуществляется. Техническое освидетельствование мест массового отдыха граждан на водных объектах в границах сельского поселения органом местного самоуправления не проводилось, акты технического освидетельствования не составлялись.

Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.

Из ответа начальника территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области С.А. Яковлева на запрос прокурора от 17.06.2021 года следует, что администрация МО Адамовский поссовет в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области в 2021 году с заявлением для организации и обеспечения условий содержания и эксплуатации рекреационных зон (пляжей) на территории муниципального образования, а также выдачи санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии /несоответствии водных объектов (пляжей) не обращалась.

Таким образом, бездействие администрации МО Адамовский поссовет, выразившееся в непринятии мер к созданию условий для массового отдыха и организации обустройства мест массового отдыха населения на водных объектах нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к водным объектам и несет в себе угрозу безопасности жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних в купальный сезон.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административный иск прокурора Адамовского района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области по неисполнению полномочий по созданию условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Обязать администрацию муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить место массового отдыха населения на водных объектах, расположенных на территории муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области.

Обязать администрацию муниципального образования Адамовский поссовет Адамовского района Оренбургской области в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории муниципального образования обустройство мест массового отдыха населения на водных объектах - пляжей в количестве не менее одного, соответствующих требованиям, установленным законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Адамовский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: М.К. Абдулов