УИД 04RS0010-01-2022-000478-71 № 2а-474/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Редикальцевой Н.Н., при секретаре Цыденовой С.В., представителя административного истца Гармаевой Д.А., административного ответчика Цыбанова С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации МО «Иволгинский район» к судебному приставу-исполнителю Иволгинского районного отдела судебных приставов УФССП России по Республике Бурятия Цыбанову С.Д., УФССП России по Республике Бурятия о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя, отмене постановления,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Администрация МО «Иволгинский район», обращаясь в суд, просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Иволгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Цыбанова С.Д. № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, в случае отказа в удовлетворении исковых требований уменьшить исполнительский сбор до 12500 руб. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Иволгинским РОСП УФССП России по Республике Бурятия возбуждено исполнительное производство №-ИП по исполнению решения Иволгинского района суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, об обязании администрации МО "Иволгинский район» поставить на кадастровый учет объекты инженерной инфраструктуры сетей водоснабжения "Тапхар-АТК "Байкальский" 1 этап и 2 этап, а также сетей водоотведения, а также произвести государственную регистрацию права собственности на указанные объекты в срок до ДД.ММ.ГГГГ В ходе исполнения требований исполнительного производства постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ должнику Администрации МО «Иволгинский район» был установлен исполнительский сбор в размере 50 000 руб., установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до ДД.ММ.ГГГГ. Копия указанного постановления получена истцом ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для вынесения оспариваемого постановления явилось то, что исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, не предоставлено доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непреодолимыми силами. С указанным постановлением административный истец не согласен. Устанавливая должнику 5-дневный срок для исполнения решения суда, судебным приставом-исполнителем не были учтены и оценены обстоятельства, связанные со степенью вины должника, с теми действиями, которые надлежало совершить должнику с целях исполнения требований исполнительного документа. На требование судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом был дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ с приложением документов, подтверждающих принятые меры по исполнению судебного решения. Так, для выполнения требования решения суда МУ "Управление градостроительства, имущественных и земельных отношений" (МУ "УГИЗО") администрации МО "Иволгинский район» в рамках данного решения проводит постановку на государственный кадастровый учет с одновременной регистрацией права на следующие объекты: водовод "Тапхар-АТК "Байкальский" 1 этап, сети водоотведения. По 1 этапу МУ "УГИЗО" в Управление Росреестра по Республике Бурятия был направлен технический паспорт сооружения на ГКУ и ГРП. Государственным регистратором в ходе рассмотрения технического плана были выявлены нарушения по координатному описанию, в части пересечения сооружения с земельными участками, собственниками которых администрация МО "Иволгинский район» не является. Кроме того, в приложенной проектной документации на сооружение отсутствуют сведения о протяженности сооружения. В настоящее время ведется работа по устранению замечаний Управления Росреестра по Республике Бурятия. Ориентировочный срок завершения всех работ ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, по 1 этапу решается вопрос о регистрации права на земельные участки, собственность которых не разграничена. Также ведется поиск проектной документации, в которой указана протяженность водовода. По объекту "Сети водоотведения АТК "Байкальский" для постановки на ГКУ и ГРП сооружения необходимо установить публичный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций и их эксплуатации. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Росавтодора направлено заявление об установлении публичного сервитута в отношении указанных земельных участков автодорог А-340 и Р-258. ДД.ММ.ГГГГ от Росавтодора поступило сообщение, что необходимо предоставить договор, заключенный между администрацией МО "Иволгинский район» ФКУ, владельцем дороги. Указанный договор в архивах администрации отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и Упрдор "Южный Байкал" заключен договор на пересечение федеральной автомобильной дороги с сетями инженерных коммуникаций №-ИК-21. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Росавтодора повторно направлено заявление об установлении сервитута. ДД.ММ.ГГГГ Росавтодор направил запрос в МУ "УГИЗО" по схеме сервитута. ДД.ММ.ГГГГ МУ "УГИЗО" дано пояснение в Росавтодор. В настоящее время решений об установлении сервитута либо отказа от Росавтодора не поступало. В части регистрации водовода АТК "Байкальский" 2 этап, МУ "Управление по развитию инфраструктуры" администрации МО "Иволгинский район» ведутся кадастровые работы по оформлению указанного водовода, заключен договор №/ПМ-АТК от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по разработке документации по планировке территории-проекта межевания территории для размещения объекта. Сроки завершения работ по оформлению - июнь 2022 года. Таким образом должником были предприняты меры для исполнения решения суда и исполнительного документа, оснований для взыскания исполнительского сбора не имелось.
Представитель административного истца Гармаева Д.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что Администрация МО «Иволгинский район» принимает все меры для исполнения решения суда, однако по независящим от должника обстоятельствам в установленный решением срок, а затем и в срок, установленный судебным приставом-исполнителем решение суда исполнить не представляется возможным.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Иволгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Цыбанов С.Д. возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенных в отзыве. Также возражал против уменьшения исполнительского сбора, поскольку должником длительное время не исполняется решение суда.
Представитель административного ответчика УФССП России по Республике Бурятия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, допросив свидетеля <данные изъяты> материалы дела, суд приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ.
Статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 ст. 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу предписаний ст. 112 поименованного Федерального закона исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункты 1 и 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации (ч. 3).
Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- неисполнение требований исполнительного документа должником;
- непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как усматривается из материалов административного дела, действия судебного пристава-исполнителя в полной мере соответствовали вышеизложенным положениям закона.
Судом установлено и из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем Иволгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Цыбановым С.Д. ДД.ММ.ГГГГ Иволгинским РОСП УФССП России по Республике Бурятия возбуждено исполнительное производство №-ИП по исполнению решения Иволгинского района суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, об обязании администрации МО "Иволгинский район» поставить на кадастровый учет объекты инженерной инфраструктуры сетей водоснабжения "Тапхар-АТК "Байкальский" 1 этап и 2 этап, а также сетей водоотведения, а также произвести государственную регистрацию права собственности на указанные объекты в срок до ДД.ММ.ГГГГ Установлен срок 5 дней для добровольного исполнения требований со дня поступления данного постановления должником.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ решение суда не исполнено, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Иволгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Цыбановым С.Д. вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора с должника Администрации МО «Иволгинский район» в размере 50 000 руб.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 441 ГПК РФ, статьи 227 Кодекс административного судопроизводства РФ основанием для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными является их несоответствие нормативным правовым актам и факт нарушения этими действиями прав, свобод и законных интересов истца. Указанной совокупности условий по делу не установлено.
Постановление судебного приставом-исполнителем Иволгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Цыбанова С.Д. вынесено законно и обоснованно.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления в указанной части и отмене указанного постановления.
Вместе с тем, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о снижении размера исполнительного сбора на основании следующего.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (пункт 74).
Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, от 19 января 2017 года N 1-П, определения от 2 апреля 2015 года N 654-О, от 27 февраля 2018 года N 517-О, от 24 апреля 2018 года N 1027-О).
Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
При применении положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Исходя из того, что административный истец с учетом объема возбужденных исполнительных производств, предпринял максимально возможные меры и имеющиеся у него ресурсы для своевременного исполнения в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе, также исходя из несоразмерности санкции (исполнительского сбора) имевшим место последствиям, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП по исполнению решения Иволгинского района суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № до 12 500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 226- 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Администрации МО «Иволгинский район» удовлетворить частично.
Уменьшить исполнительский сбор по исполнительному производству №-ИП по исполнению решения Иволгинского района суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ по делу № до 12 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца через Иволгинский районный суд Республики Бурятия.
Судья Редикальцева Н.Н.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ