ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4751/2130АП от 30.04.2021 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-4751/21 30 апреля 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Дмитриевой Д.Е.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации МО «Сертолово» о признании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным распоряжение администрации Мо «Сертолово» /гр от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований административный истец указал, что административным ответчиком вынесено оспариваемое распоряжение, согласно которому надлежит провести проверку в отношении ФИО1 Административный истец не согласен с настоящим распоряжением, законным его не считает, полагает, что данное распоряжение не является основанием для вторжения на территорию своей собственности.

Истец указывает на незаконность принятого распоряжения, просит его отменить, восстановив его нарушенное право, в связи с чем вынужден обратиться в суд.

Представитель административного истца и заинтересованного лица в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, ранее возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

В соответствие ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ следует, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.

В соответствии со ст. 72 ЗК РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, который представляет собой деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истцу и заинтересованному лицу на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 998 кв.м. с кадастровым номером 47:07:0103004:333, расположенный по адресу: ЛО, <адрес>, массив Сертолово-2, ДПК «Ветеран-1», линия 5-я, уч. 118, что не оспаривается сторонами по делу.

Административный истец просит признать распоряжение Администрации МО «Сертолово» органа муниципального земельного контроля о проведении выездной, документарной проверки /гр от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ФИО1 Правовым основанием для проведения указанной проверки является выполнение требований Земельного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 60-оз "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>" (принятого ЗС ЛО ДД.ММ.ГГГГ), административного регламента администрации МО «Сертолово».

В силу положений ст.7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.

Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии со ст. 72 ЗК РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, который представляет собой деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Таким образом, предметом проверок при осуществлении муниципального земельного контроля является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> по контролю за соблюдением органами государственной власти <адрес>, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законодательством, в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес>, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес> предусмотрена административная и иная ответственность, регулируются Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>».

Статьей 2 Закона -оз определены основные задачи муниципального земельного контроля, которые направлены, в числе прочих, на обеспечение соблюдения:

- требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

- требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и(или) разрешенным использованием.

В порядке и сроки, установленные Законом -оз, постановлением администрации МО Сертолово от 24.12.2020г. был утвержден ежегодный план проведения плановых проверок в отношении граждан на 2021 год на предмет проверки соблюдения ими в соответствии со ст.72 ЗК РФ требований земельного законодательства. Указанный план, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации, размещен на официальном сайте администрации МО Сертолово (подраздел «Муниципальные функции» раздела «Муниципальные услуги»).

Статьей 3 Закона -оз определено, что основанием для включения в ежегодный план муниципальных проверок проверки в отношении земельных участков, находящихся во владении и(или) пользовании у граждан, органов государственной власти <адрес>, органов местного самоуправления, является истечение трех лет со дня:

1) возникновения права на земельный участок;

2) окончания проведения последней проверки.

Пунктами 6 и 7 Плана, утвержденного постановления администрации МО Сертолово от 24.12.2020г. , по основаниям ч.1 ст. 3 Закона -оз были включены собственники земельного участка по 5-й линии в ДПК «Ветеран» массив «Сертолово-2», период проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ-17.02.2021г.

Согласно ч.6 ст.7 Закона -оз о проведении проверки граждане уведомляются органом муниципального земельного контроля не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения.

Частью 7 ст.7 Закона -оз установлено, что при осуществлении муниципального земельного контроля применяются типовые формы документов, которые утверждаются <адрес>. Такие формы утверждены Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации МО Сертолово от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района <адрес>» (Административный регламент), Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) администрации МО Сертолово уполномочен на исполнение муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории МО Сертолово, муниципальными инспекторами органа муниципального земельного контроля определены должностные лица КУМИ администрации МО Сертолово.

Административным регламентом с учетом требований действующего законодательства в соответствующей сфере правового регулирования установлены сроки и последовательность административных процедур (действий), выполняемых должностными лицами администрации МО Сертолово при проведении проверок и взаимодействии с органами государственной власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (гражданами). Административный регламент в полном объеме размещен на официальном сайте администрации МО Сертолово (подраздел «Муниципальные функции» раздела «Муниципальные услуги»).

Пунктом 1.5.2. Административного регламента определены задачи муниципального земельного контроля на территории МО Сертолово, которые по своему предмету совпадают с задачами согласно статье 2 Закона -оз.

Оспариваемым в рамках настоящего дела Распоряжением органа муниципального земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ/гр принято решение о проведении проверки в отношении ФИО1 в сроки, установленные утвержденным планом проверок. Пункт 5 Распоряжения содержит ссылки на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется проверка, и которые устанавливают требования к предмету поверки.

13.01.2021г. ФИО1 телефонограммой администрации МО «Сертолово» был уведомлен о проведении проверки, ему были направлены Уведомление и Распоряжение о проведении проверки, что не оспаривалось представителем административного истца в ходе судебного разбирательства.

Оспариваемое решение о проведении проверки было принято уполномоченным органом в установленные действующим законодательством порядке и сроки.

Статьей 10 Закона -оз лица,в отношении которых проводятся мероприятия по муниципальному земельному контролю, имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа муниципального земельного контроля, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой не запрещено (не ограничено) законодательством;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав и законных интересов органа государственной власти <адрес>, органа местного самоуправления, гражданина при проведении проверки, в административном и(или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доводы административного истца о нарушении его прав на неприкосновенность жилища и собственности оспариваемым Распоряжением, отклоняются судом, поскольку объективно ничем не подтверждаются, являются надуманными.

Объектом проверки в рамках земельного контроля является земельный участок, субъектов проверки (в рассматриваемом случае) – собственник земельного участка. В период с момента уведомления субъекта проверки о проведении проверки до момента окончания проведения проверки от ФИО1 никаких письменных обращений по вопросу получения дополнительной информации о предмете проверки, об ознакомлении с результатами проверки, а также о несогласии с какими-либо действиями должностных лиц при назначении проверки не поступало.

При этом, административный истец отказался присутствовать при проведении проверки, не обеспечил (запретил) доступ на объект поверки, чем, по сути, допустил воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа муниципального контроля. Как следствие, осмотр земельного участка был произведен муниципальным инспектором с земель общего пользования.

Таким образом, проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком, при осуществлении мероприятий муниципального земельного контроля, за соблюдением требований земельного законодательства, собственником земельного участка по адресу: массив Сертолово-2, ДПК «Ветеран-1», 5-я линия, уч. 118, совершены действия в соответствие с требованиями действующего законодательства, уполномоченным органом и в пределах своей компетенции. В связи с чем оснований для признания незаконными действий органа муниципального земельного контроля МО Сертолово при осуществлении мероприятий муниципального земельного контроля за соблюдением требований земельного законодательства, у суда не имеется.

Таким образом, указанные обстоятельства, по мнению суда, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 к администрации МО «Сертолово» о признании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд в течение месяца после изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 20.05.2021г.