ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4755/17 от 27.11.2017 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 ноября 2017 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе: председательствующего судьи Г.К. Шамшутдиновой

при секретере ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: <...>, административное дело № 2а-4755/2017 по административному иску прокурора г.Астрахани к администрации МО «Город Астрахань» о признании незаконным бездействия по не приведению реестра муниципального имущества в соответствии с требованиями закона,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Астрахани обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой г. Астрахани в управлении муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» проведена проверка исполнения федерального законодательства в части учета и распоряжения муниципальным имуществом, в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства, а именно, нарушение порядка ведения реестра муниципального имущества МО «Город Астрахань».

Установлено, что администрацией МО «Город Астрахань» на протяжении длительного времени действенных мер, направленных на приведение реестра муниципального имущества МО «Город Астрахань» требованиям действующего законодательства, не принимается.

Действующим законодательством, а именно частью 5 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества» в 2011 году определены требования к реестру муниципального имущества, к его форме и порядку ведения.

Однако до настоящего времени не все объекты учета, подлежащие обязательному учету, отражены в реестре муниципального имущества муниципального образования «Город Астрахань».

Реестр муниципального имущества, состоит из 3 разделов.

В нарушение п. 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 424, в разделе 1 реестра муниципального имущества «Сведения о муниципальном недвижимом имуществе» не содержится сведений о: кадастровых номерах муниципального недвижимого имущества; сведениях о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); датах возникновения и прекращения прав муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

В разделе 4 реестра муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» «Сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях» не содержится сведения о: дате государственной регистрации; реквизитах документа - основания создания юридического лица; балансовой стоимости; остаточной стоимости.

В разделе 3 реестра муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань» «Сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях» не содержится сведений о: датах возникновения и прекращения права муниципальной собственности.

Также в нарушение части 5 статьи 51 Федерального закона № 131-Ф3 и пункта 5 Порядка реестр на бумажном носителе не ведется и никаких мер к его ведению не предпринято.

По факту не соответствия реестра муниципального имущества действующему законодательству указывалось прокурором города и ранее. Так, 10 марта 2017 года главе администрации муниципального образования «Город Астрахань» по результатам аналогичной проверки вносилось представление с требованием устранить выявленные нарушения. На данное представление получен ответ о принятии организационно-распорядительных мер, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений.

В ответах администрации муниципального образования «Город Астрахань», объяснении начальника отдела учета муниципального имущества и казны управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» указывается об одном и том же обстоятельстве - о проведении взаимодействия с разработчиком программного продукта и муниципальными предприятиями по разработке форм и утилитов для дальнейшей загрузки в реестр информации, о необходимости выделения дополнительных бюджетных средств на указанные цели, увеличении численности штата управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань».

Однако местным бюджетом муниципального образования «Город Астрахань» средства на разработку программы по учету муниципального имущества, ведению реестра муниципального имущества не закладывались, численность штата управления муниципального имущества не увеличена, технические условия на конкурс по отбору организации - разработчика программы не изготовлены, конкурс не объявлен, не проведен, контракт соответствующий с разработчиком программы не заключен.

Все перечисленные обстоятельства указывают об отсутствии у администрации муниципального образования «Город Астрахань» действенных мер, направленных на приведение реестра муниципального имущества муниципального образования «Город Астрахань» в соответствие действующему законодательству.

Отсутствие четкого представления об имеющемся муниципальном имуществе нарушает права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации гражданами, субъектами предпринимательской деятельности об объектах муниципального имущества, соответствующих выписок из реестра муниципального имущества, в том числе для приватизации жилищного фонда, на пополнение бюджета муниципального образования за счет реализации неиспользуемого имущества, приобретение недостающего, выявление фактов нецелевого использования, что может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц - жителей МО «Город Астрахань».

Прокурор просит признать бездействие администрации муниципального образования «Город Астрахань», связанное с неприведением реестра муниципального имущества в соответствие ч. 5 статьи 51 Федерального закона от № 131-Ф3, Порядку ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 424, незаконным; обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» привести реестр муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» в соответствие с указанными требованиями, а именно, внести сведения: об объектах незавершенного строительства, земельных участках, о находящемся в муниципальной собственности движимом имуществе, муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, а также внести сведения реестра муниципального имущества МО «Город Астрахань» на бумажный носитель в установленном законом порядке.

В судебное заседание прокурор не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Кроме того, информация о слушании дела размещена на сайте суда.

Представитель адмнистративного ответчика администрации МО «Город Астрахань» ФИО2 административные исковые требования не признал.

Выслушав явившуюся сторону, исследовав доказательства в письменной форме, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что прокуратурой г. Астрахани в управлении муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» проведена проверка исполнения федерального законодательства в части учета и распоряжения муниципальным имуществом.

По результатам проверки прокурором внесено представление.

Данное представление рассмотрено администрацией МО «Город Астрахань», дан соответствующий ответ.

Согласно доводам представителя административного ответчика в реестре муниципального имущества учтены сведения обо всех объектах недвижимого имущества, незавершенного строительства, земельных участках, движимом имуществе, являющихся собственностью муниципального образования «Город Астрахань», а также имущество муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений.

Данная информация, как того требует законодательство, предоставляется по запросам всем заинтересованным физическим и юридическим лицам в виде соответствующей выписки из реестра муниципального имущества.

В соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2014 года № 424.

Порядок устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах.

В пункте 4 Порядка перечислены все возможные сведения, которые включаются в разделы, но лишь при их наличии у правообладателя.

Данный пункт не предписывает в императивном порядке указать все перечисленные сведения о каждом объекте, а представляет собой общий состав сведений, который в индивидуальных случаях может быть различным. В отдельных случаях указанная информация отсутствует.

Согласно пункту 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов, в том числе составляющих имущество казны, и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

На основании п.4.2.1 Решения Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 17 мая 2007 г. № 55 (ред. от 06 апреля 2017 г.) «Об утверждении Положения о порядке учета и управления муниципальным имуществом, составляющим казну муниципального образования «Город Астрахань» имущество, составляющее муниципальную казну, не является объектом бухгалтерского учета и отчетности органов местного самоуправления города Астрахани, органов управления и структурных подразделений администрации города Астрахани, муниципальных предприятий и учреждений и не подлежит отражению на их балансе в качестве основных или оборотных средств.

В связи с чем, сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации в отношении объектов казны, предоставить невозможно.

При этом, в реестре отражены сведения о балансовой стоимости объектов по состоянию на последнюю отчетную дату, учтенных в разделе № 3 Приказа.

Пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен порядок отнесения муниципального имущества в состав имущества казны соответствующего публично-правового образования: муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. При этом законодательство Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих условия определения объектов собственности публично-правового образования (муниципального имущества казны соответствующего публично-правового образования) в зависимости от стоимости указанного имущества.

В подтверждение того, что все имеющиеся сведения об имуществе указаны в разделах № 1, № 3, № 4 реестра муниципального имущества, приложены таблицы.

Вопреки доводам административного иска администрацией ведется реестр муниципальных земель МО «Город Астрахань». Данный реестр имеется на бумажном и электронном носителях, утвержден начальником УМИ 09 января 2017 года.

Согласно доводам административного ответчика в настоящее время в реестре муниципального имущества МО «Город Астрахань» значится ориентировочно двадцать тысяч объектов муниципальной собственности, за исключением земельных участков.

Реестр муниципального имущества муниципального образования «Город Астрахань» ведется, в том числе, в электронном виде с помощью автоматизированной системы «Управление муниципальной собственностью». В настоящее время для расширения возможностей уточнения сведений о принадлежности объектов к муниципальной собственности, внесения сведений о кадастровых номерах, кадастровой стоимости, технических характеристиках объектов недвижимости в реестр муниципального имущества муниципального образования «Город Астрахань» управлением муниципального имущества муниципального образования «Город Астрахань» произведена закупка посредством электронного аукциона на оказание услуг по внедрению подсистемы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в составе ранее установленной автоматизированной системы управления муниципальной собственностью (АС УМС). В рамках внедрения данной подсистемы также запланирована закупка серверных лицензий, необходимых для обеспечения работы новой подсистемы.

Разработчиком программного продукта производится доработка формы загрузки сведений в реестр муниципального имущества МО «Город Астрахань» Раздела 3 по муниципальным учреждениям и предприятиям.

Таким образом, доводы прокурора о бездействии администрации МО «Город Астрахань» в указанной части нельзя признать состоятельными.

Пункт 5 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2014 года № 424, предписывает обязательное ведение реестров на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях. Реестры должны храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, с соблюдением условий, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации.

Судом установлено, что указанное требование администрацией в полном объеме не исполняется.

Сторона ответчика ссылается на неполноту всех сведений о муниципальном имуществе, в связи с чем ведение реестра на бумажном носителе в настоящее время не будет отвечать интересам муниципального образования «Город Астрахань».

Однако данный довод не может быть принят во внимание, поскольку Порядком предусмотрено обязательное ведение реестров на бумажных носителях.

Исходя из изложенного, в этой части требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать бездействие администрации МО «Город Астрахань» по внесению сведений реестра муниципального имущества МО «Город Астрахань» на бумажный носитель в полном объеме незаконным, обязав администрацию МО «Город Астрахань» внести сведения реестра муниципального имущества МО «Город Астрахань» на бумажный носитель в полном объеме.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления прокурора г.Астрахани отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.

Судья: