Дело № 2а-4756/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2018 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Гусевой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по искам Департамента Смоленской области по образованию и науке к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Департамент Смоленской области по образованию и науке (далее – Департамент) обратился в суд с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области (далее - МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ с Департамента взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент обязанности осуществить финансирование за счёт средств областного бюджета исполнения Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению Кузиной А.А., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда общей площадью не менее установленной нормы предоставления. В обоснование административного иска Департамент также указал на принятие Департаментом исчерпывающих мер, направленных на исполнение соответствующего судебного акта, и отсутствие вины в его неисполнении, обусловленное отсутствием в областном бюджете на 2018 год необходимых для этого денежных средств.
Департамент обратился в суд с административным иском к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, сославшись на следующее. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ с Департамента взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент обязанности осуществить финансирование за счёт средств областного бюджета исполнения Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению Умматовой А., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда общей площадью не менее установленной нормы предоставления, ссылаясь на принятие Департаментом исчерпывающих мер, направленных на исполнение соответствующего судебного акта, и отсутствие вины в его неисполнении, обусловленное отсутствием в областном бюджете на 2018 год необходимых для этого денежных средств.
Департамент обратился в суд с административным иском к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, сославшись на следующее. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ с Департамента взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент обязанности осуществить финансирование за счёт средств областного бюджета исполнения Администрацией МО «Сычевский район» государственных полномочий по обеспечению Самойлова М.С., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда общей площадью не менее установленной нормы предоставления, ссылаясь на принятие Департаментом исчерпывающих мер, направленных на исполнение соответствующего судебного акта, и отсутствие вины в его неисполнении, обусловленное отсутствием в областном бюджете на 2018 год необходимых для этого денежных средств.
Департамент обратился в суд с административным иском к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, сославшись на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ с Департамента взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент обязанности перечислить МО Сычевского района Смоленской области субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению Базиковой И.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, ссылаясь на принятие Департаментом исчерпывающих мер, направленных на исполнение соответствующего судебного акта, и отсутствие вины в его неисполнении, обусловленное отсутствием в областном бюджете на 2018 год необходимых для этого денежных средств.
Департамент обратился в суд с административным иском к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, сославшись на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ с Департамента взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент обязанности перечислить МО «Новодугинский район» Смоленской области субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению Корешковой К.Е. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, ссылаясь на принятие Департаментом исчерпывающих мер, направленных на исполнение соответствующего судебного акта, и отсутствие вины в его неисполнении, обусловленное отсутствием в областном бюджете на 2018 год необходимых для этого денежных средств.
Департамент обратился в суд с административным иском к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, сославшись на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ с Департамента взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент обязанности профинансировать за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией МО – Ершичский район Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Буханова В.Н. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, ссылаясь на принятие Департаментом исчерпывающих мер, направленных на исполнение соответствующего судебного акта, и отсутствие вины в его неисполнении, обусловленное отсутствием в областном бюджете на 2018 год необходимых для этого денежных средств.
Департамент обратился в суд с административным иском к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, сославшись на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ с Департамента взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент обязанности профинансировать за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению Салмановой Н.И. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, ссылаясь на принятие Департаментом исчерпывающих мер, направленных на исполнение соответствующего судебного акта, и отсутствие вины в его неисполнении, обусловленное отсутствием в областном бюджете на 2018 год необходимых для этого денежных средств.
Департамент обратился в суд с административным иском к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, сославшись на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ с Департамента взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент обязанности профинансировать за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению Кондратенковой Я.М. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, ссылаясь на принятие Департаментом исчерпывающих мер, направленных на исполнение соответствующего судебного акта, и отсутствие вины в его неисполнении, обусловленное отсутствием в областном бюджете на 2018 год необходимых для этого денежных средств.
Департамент обратился в суд с указанным административным иском к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, сославшись на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ с Департамента взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа о возложении на Департамент обязанности профинансировать за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией МО «Ершичский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Алексеенковой Е.В. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, ссылаясь на принятие Департаментом исчерпывающих мер, направленных на исполнение соответствующего судебного акта, и отсутствие вины в его неисполнении, обусловленное отсутствием в областном бюджете на 2018 год необходимых для этого денежных средств.
Определением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ административные дела по указанным административным исковым заявлениям на основании статьи 136 КАС РФ объединены в одно производство для совместного тх рассмотрения.
Департамент Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте размещения дела извещён надлежащим образом.
МОСП по ОИП УФССП по Смоленской области, извещённый о времени и месте слушания дела, своего представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия его представителя, в письменных возражениях просил в иске отказать.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 11 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона №229-ФЗ).
Согласно частям 1, 2, 6, статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 названного Федерального закона).
Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области в отношении Департамента в рамках исполнительных производств № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ постановлениями о возбуждении исполнительного производства на Департамент возложена обязанность осуществить финансирование за счёт средств областного бюджета исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению Умматовой А.И., Кузиной А.А., Самойлова М.С., Базиковой И.В., Корешковой К.Е., Бухановой В.Н., Салмановой Н.И., Кондратенковой Я.М., Алексеенковой Е.В., как лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в городе Смоленске общей площадью не менее установленной нормы предоставления; должнику предложено в течение пяти дней со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства добровольно исполнить требования названного исполнительного документа.
В связи с неисполнением должником требований исполнительных документов в установленный срок постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ с административного истца был взыскан исполнительский сбор по 50 000 рублей.
В административных исках Департамент указывает, что неисполнение требований исполнительных документов в установленный судебным приставом-исполнителем срок было невозможным ввиду отсутствия денежных средств на данные цели в областном бюджете на 2018 год.
На основании части 7 статьи 112 указанного Закона при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», иные лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Суд отмечает, что применительно к исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требований исполнительных документов в установленный для добровольного исполнения срок при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности какая требовалась от него в целях надлежащего их исполнения.
Оценивая обстоятельства, препятствующие Департаменту добровольно исполнить требования указанных исполнительных документов, суд находит их уважительными.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (статья 5, часть 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно статье 1, части 1 статьи 2, статьи 3 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007г. №114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счёт субвенции, предоставляемой из областного бюджета. Уполномоченный орган (Департамент Смоленской области по образованию и науке) в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
По правилам пунктов 5, 7, 8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 25 марта 2014г. №202, приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счёт средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских и сельских поселений Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года. В свою очередь, уполномоченный орган в сфере образования проверяет заявки на получение субвенции; перечисляет в местные бюджеты субвенции.
Исходя из положений Закона Смоленской области от 21 декабря 2017г. №145-з «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке.
Истец, как получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведённых до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств, а процедура увеличения суммы расходов областного бюджета возможна только путём внесения изменений в расходную часть бюджета посредством принятия соответствующего закона представительным органом Смоленской области; Департамент Смоленской области по образованию и науке такими полномочиями не обладает.
По делу установлено, что соответствующие судебные решения вступили в силу после принятия Закона Смоленской области от 21 декабря 2017г. №145-з «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и не были учтены при планировании расходов на предоставление соответствующих субвенций бюджетам муниципальных образований Смоленской области, тогда как предусмотренных в областном бюджете на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в 2018г. денежных средств недостаточно для исполнения Департаментом постановленных судебных актов.
Департамент неоднократно обращался в Департамент бюджета и финансов Смоленской области с просьбой о выделении денежных средств для исполнения решений суда о предоставлении благоустроенных жилых помещений во исполнение вышеуказанных решений (письмо от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д. 9,12).
На заседании рабочей группы Администрации Смоленской области по оперативному рассмотрению вопросов исполнения бюджета в текущем финансовом году и внесения изменений в областной закон об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований административному истцу в 2018 году принято не было.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Администрации Смоленской области от 30 декабря 2008г. № 763 «Об утверждении Порядка расходования субвенций бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» перечисление субвенций осуществляется Департаментом в течение 30 календарных дней со дня поступления от органов местного самоуправления по форме, утверждаемой приказом начальника Департамента Смоленской области заявки на получение субвенции по форме, утверждаемой Департаментом.
Между тем, органы местного самоуправления с заявкой на перечисление субвенций на приобретение жилого помещения для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа жилыми помещениями в Департамент не обращались.
При таком положении, с учётом того, что исполнение соответствующих государственных полномочий осуществляется Департаментом Смоленской области по образованию и науке в объёме выделяемых из бюджета Смоленской области денежных средств, Департамент не имел реальной возможности исполнить требования указанных исполнительных документов.
Причины неисполнения указанных судебных решений в установленный срок признаются судом уважительными, не зависящими от воли должника.
С учётом вышеизложенного суд находит заявленные требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ
Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ
Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ
Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ
Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ
Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ
Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ
Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ
Освободить Департамент Смоленской области по образованию и науке от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий К.М. Макарова