Дело № 2а-4757/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при секретаре Осадчук Е.О., с участием:
прокурора Эглита Д.А.,
представителя заинтересованного лица ООО «Первая Гильдия» - ФИО1,
представителя заинтересованного лица ООО «Норд Сэйл» - ФИО2,
представителя административного ответчика ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Северо-Западного транспортного прокурора к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» о признании незаконными действий по регистрации судна и выдаче судового билета и обязании исключить маломерное судно из Реестра маломерных судов, заинтересованные лица ФИО4, ООО «Норд Сэйл», ООО «Первая Гильдия»,
У С Т А Н О В И Л :
Северо-Западный транспортный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» о признании незаконными действий по государственной регистрации в реестра маломерных судов судна <данные изъяты> со строительным идентификационным номером № признании недействительным судового билета маломерного судна, используемого в некоммерческих целях, от 06.10.2017 года № №, выданного ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области», и обязании исключить судно <данные изъяты> строительным идентификационным номером № из реестра маломерных судов, указывая следующее.
Северо-западной транспортной прокуратурой (далее - Прокуратура) при осуществлении контроля за соблюдение законодательства по делам об административных правонарушениях было выявлено неправомерное включение в реестр маломерных судов моторного судна № со строительным идентификационным номером № (далее - Судно) и выдача судового билета указанного судна.
6 октября 2017 года ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» на имя ФИО4 было зарегистрировано Судно с выдачей судового билета № №
Указанная регистрация произведена с нарушением закона, поскольку судно было приобретено ООО «Норд Сейл» по поручению ООО «Первая Гильдия», а для государственное регистрации Судна в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» на имя ФИО4 работником ООО «Норд Сэйл» ФИО8 были представлены документы, в том числе договор купли-продажи от 05.10.2017 года №, из которого следует, что Судно приобретено ФИО4 у ООО «Первая Гильдия».
В ходе производства по делу об административном правонарушении и уголовному делу, возбужденным по факту нарушения таможенного законодательства в части требований и условий таможенной процедуры свободной таможенной зоны, под которую было помещено Судно, от ФИО4 были получены пояснения о том, что он не является собственником Судна, договор купли-продажи не заключал, спецификацию к договору купли-продажи и акт приема-передачи судна не подписывал, регистрацию Судна не осуществлял. Проведенной почерковедческой экспертизой установлено, что подписи ФИО4 на копии договора купли-продажи Судна и акте приема-передачи выполнены вероятно не ФИО4, а другим лицом.
Как следует из пояснений директора ООО «Первая Гильдия» ФИО5, договор купли-продажи судна с ФИО4 был заключен на территории Калининградской области, однако согласно данным ПТК «Розыск-Магистраль», 5 и 6 октября 2017 года ФИО4 на территории Калининградской области не находился.
Из изложенного прокурором сделан вывод о том, что сделка купли-продажи Судна ФИО4 не заключалась, договор купли-продажи не подписывался, и соответственно, государственная регистрация произведена на основании документов содержащих недостоверные сведения.
Выявление при предоставлении документов для регистрации маломерного судна признаков подделки, недостоверных или искаженных сведений, которые позволяют неоднозначно истолковать их содержание, является основанием для отказа в приеме документов, необходимых для оказания государственной услуги по государственной регистрации маломерного судна, и соответственно, Судно подлежит исключению из реестра маломерных судов, а судовой билет надлежит признать недействительным.
В ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что ни ФИО4, ни ООО «Первая Гильдия», не признают себя собственниками Судна, и соответственно, лицами, на которых лежит обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов в размере <данные изъяты>
Поскольку государственная регистрация Судна на основании документов, содержащих недостоверные сведения, является нарушением законодательства, и затрагивает интересы Российской Федерации, данный административный иск подан в защиту интересов Российской Федерации.
Прокурор Эглит Д.А. в судебном заседании иск поддержал, изложив доводы согласно вышеописанному, и указал на то, что прокуратурой установлено, что при проведении Северо-Западной оперативной таможней административного расследования по делу об административном правонарушении № выявлен факт непричастности ФИО4 к приобретению Судна и оформления на него судового билета. ФИО4 в протоколе опроса свидетеля от 20.05.2017 пояснил, что не приобретал судно, договор его купли-продажи, а также акт приема-передачи не подписывал, подписи в этих документах выполнены не им. В соответствии с данными ПТК «Розыск-магистраль», полученными от Управления на транспорте МВД России по СЗФО, ФИО4 05.10.2017 и 06.10.2017 не находился на территории Калининградской области. Согласно заключению эксперта № от 19.04.2018 подпись на договоре купли-продажи судна а также акте приема передачи выполнены вероятно не ФИО4 а каким-то другим лицом. Указанное выше свидетельствует о невозможности заключения ФИО4 договора купли-продажи водного транспортного средства с ООО «Первая Гильдия» и акта его приема-передачи. Оформление доверенности ФИО4 для регистрации судна противоречат фактическим обстоятельствам и пояснениям этого лица, отсутствие волеизъявления ФИО4 о приобретении данного имущества не согласовывается с действиями по его регистрации. При указанных обстоятельствах неверное определение собственника судна влечет предпосылки к несоблюдению неустановленными лицами Правил плавания на внутренних водных путях, Правил охраны жизни людей на водоёмах, иных норм действующего законодательства, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей и охрану окружающей среды. Решение суда апелляционной инстанции по вышеуказанному делу об административном нарушении не носит преюдициального характера. В настоящее время Северо-Западной оперативной таможней это решение обжалуется в вышестоящий суд. Согласно п. 24 Приказа МЧС России от 24.06.2016 «Об утверждении Административного регламента…» в качестве документа, подтверждающего основания для исключения судна из реестра маломерных судов, представляется, в том числе судебный акт, вступивший в законную силу.
Представитель заинтересованного лица ООО «Первая Гильдия» ФИО1 в судебном заседании с иском не согласился, указав на то, что право собственности ФИО4 на Судно зарегистрировано в установленном порядке и может быть оспорено только в судебном порядке; в рамках настоящего дела прокурор пытается получить иную оценку доказательств по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Первая Гильдия», производство по которому было прекращено судом в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения. ФИО4 является законным собственником Судна, а ООО «Первая Гильдия» на момент совершения правонарушения полномочий собственника не осуществляло. 25 ноября 2017 года ФИО4 уплатил в Калининградскую областную таможню таможенные платежи в связи с нарушением Судном таможенной процедуры, в сумме <данные изъяты>, и обратился с заявлением на разрешение таможенного оформления Судна. Регистрация Судна была произведена на основании доверенности, выданной ФИО4 До настоящего времени сам ФИО4 не оспаривал в судебном порядке регистрацию за ним право собственности на Судно. Полагал, что оспариваемая регистрация Судна является законной.
Представитель заинтересованного лица ООО «Норд-Сэйл» возражал против иска, указывая, что регистрация Судна и выдача судового билета была произведена законно. ФИО4 приобретал Судно, и выдал от себя, как от физического лица, доверенность на регистрацию данного Судна. Он в переписке изъявлял свою волю на то, чтобы судно было оформлено на него, как на физическое лицо.
Представитель административного ответчика ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» в судебном заседании административный иск не признала, указав на то, что за регистрацией Судна от имени ФИО4 обратился его представитель по доверенности, им были представлены все необходимые документы, которые были оформлены в соответствии с требованиями закона, и ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» была законно произведена государственная регистрация Судна. Оснований для отказа в регистрации не имелось.
ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, и заслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.
6 октября 2017 года ФИО6 подал в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» заявление с просьбой зарегистрировать в реестре маломерных судов моторное судно <данные изъяты> со строительным идентификационным номером №, принадлежащее на праве собственности ФИО4 К заявлению были приложены: доверенность от имени ФИО4, выполненная на бланке <адрес>7, договор купли-продажи транспортного средства от 5 октября 2017 года, свидетельство о классификации маломерного судна №
На основании данного заявления ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Калининградской области» была произведена государственная регистрация Судна, и выдан судовой билет № № от 6 октября 2017 года, в котором собственником Суда указан ФИО4
Из доверенности, приложенной к заявлению, следует, что ФИО4 27 сентября 2007 года уполномочил А.А.А., С.В.А., ФИО8, всех вместе и каждого в отдельности, перегнать любым способом маломерное судно ARCTIC COMMUTER 25 со строительным идентификационным номером PL-ARC25007F717 из Калининграда в Санкт-Петербург и быть его представителем в Государственной инспекции маломерных судов по вопросу постановки на учет, с правом внесения изменений в учетные данные и регистрационные документы, в том числе в судовой билет, подавать заявления, расписываться за него, и совершать все действия, связанные с выполнением данного поручения.
Из договора № купли-продажи водного транспортного средства от 5 октября 2017 года, совершенного в г. Санкт-Петербурге, следует, что ООО «Первая Гильдия» продало, а ФИО4 купил маломерное судно № со строительным идентификационным номером №
Частью 1 статьи 15 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее – КВВТ РФ) установлено, что суда могут находиться в любой собственности.
Согласно части 2 статьи 15 КВВТ РФ право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов.
В силу части 1 статьи 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:
- Государственном судовом реестре;
- реестре маломерных судов;
- реестре арендованных иностранных судов;
- Российском международном реестре судов;
- реестре строящихся судов.
В соответствии с частью 3 статьи 16 КВВТ РФ, под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 5 статьи 16 КВВТ РФ установлено, что государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 17 КВВТ РФ, государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее Правила регистрации) утверждены приказ МЧС России от 24.06.2016 N 340.
Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Административный регламент) утвержден приказом МЧС России от 24.06.2016 N 339.
Пунктом 4 Правил регистрации установлено, что государственная регистрация судна осуществляется по заявлению гражданина Российской Федерации либо юридического лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации, при наличии оснований возникновения права собственности на судно, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо уполномоченного им на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заявление о государственной регистрации может быть подано в письменном виде по месту нахождения регистрирующего органа, а также в электронном виде через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Согласно пункту 5 Правил регистрации, государственная регистрация судов осуществляется подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС МЧС России), на которые возложено предоставление государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (далее - орган регистрации). Государственная регистрация осуществляется любым органом регистрации вне зависимости от регистрации по месту жительства и (или) регистрации по месту пребывания физического лица либо места регистрации юридического лица и (или) места нахождения его обособленного подразделения.
Согласно Приложению 1 к Административному регламенту, Главное управление МЧС России по Калининградской области является территориальным органом МЧС России, в компетенцию которого входит руководство деятельностью органов регистрации на территории субъекта Российской Федерации.
Пунктом 11 Административного регламента установлено, что предоставление государственной услуги осуществляется МЧС России. Непосредственное предоставление государственной услуги производится органами регистрации.
Согласно пункту 12 Административного регламента, при предоставлении государственной услуги запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, которые не указаны в пункте 11 настоящего Административного регламента.
В соответствии с пунктом 13 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является: государственная регистрация маломерного судна, используемого в некоммерческих целях (далее - судно), в реестре маломерных судов или отказ в государственной регистрации судна в реестре маломерных судов.
В силу пункта 14 Административного регламента, срок предоставления государственной услуги со дня приема документов заявителя до получения результата государственной услуги - не более 3 рабочих дней.
Пунктом 18 Административного регламента установлено, что перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению на бумажном носителе лично заявителем или в электронном виде, подписанные электронной подписью заявителя, включает:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность;
- доверенность, подтверждающая полномочия на осуществление действий от имени заявителя, оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случаях, если заявитель не является собственником).
В соответствии с пунктом 19 Административного регламента в дополнение к документам, указанным в пункте 18 Административного регламента, в зависимости от требуемого результата предоставления государственной услуги заявитель представляет:
а) для государственной регистрации судна:
- документ, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, переход прав на судно;
- документ, подтверждающий категорию сложности района плавания;
- свидетельство, удостоверяющее исключение судна из реестра судов иностранного государства, либо документ, подтверждающий факт обращения собственника судна в иностранный орган предыдущей регистрации, на который не был получен ответ в течение тридцати календарных дней (в случае, если судно ранее было зарегистрировано в иных реестрах судов);
- паспорт гражданина Российской Федерации или свидетельство о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту пребывания собственника(ов) (для физических лиц).
Согласно пункту 21 Административного регламента, в качестве документа, удостоверяющего личность, представляется один из нижеперечисленных документов:
- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
- документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, либо иной документ, предусмотренный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
- разрешение на временное проживание лица без гражданства;
- вид на жительство лица без гражданства;
- удостоверение беженца.
В качестве документа, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, прекращение, переход прав на судно, может быть представлен договор в отношении судна, совершенный в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения судна на момент совершения сделки (п.21 Административного регламента).
В качестве документа, подтверждающего категорию сложности района плавания судна, может представляться классификационное свидетельство с приложением документа эксплуатационной документации, в котором указаны тактико-технические характеристики судна (п.23 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 34 Административного регламента, запрещается требовать от заявителя:
- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
- представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги установлен пунктом 35 Административного регламента, согласно которому таковыми являются:
- представление заявителем неполного комплекта документов для предоставления государственной услуги в соответствии с настоящим Административным регламентом;
- истечение срока действия какого-либо из документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- выявление при представлении документов признаков подделки, недостоверных или искаженных сведений, повреждений, которые не позволяют однозначно истолковывать их содержание, а также неправильного оформления заявления.
В соответствии с пунктом 38 Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является одно или несколько из нижеперечисленных условий:
- неуплата заявителем государственной пошлины;
- с заявлением обратилось ненадлежащее лицо;
- не соблюдены требования об исключении судна из прежнего реестра судов;
- документы, представленные на государственную регистрацию, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ о судне, не уполномочено распоряжаться правами на судно;
- правоустанавливающий документ о судне свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на судно;
- права на судно и сделки с судном, о государственной регистрации которых просит заявитель, не являются правами и сделками, подлежащими государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
- наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обнаружение судна и (или) двигателя, отмеченного в АИС ГИМС МЧС России, находящимся в розыске;
- наличие признаков изменения, уничтожения маркировки, нанесенной строителем судна;
- несоответствие фактических данных о судне и (или) двигателях сведениям, указанным в представленных документах;
- представление заявителем документов, числящихся утраченными или похищенными;
- неявка заявителя в орган регистрации, в срок превышающий 30 календарных дней с назначенной даты.
Давая оценку доводам прокурора о незаконности действий административного ответчика, суд не соглашается данным утверждением, поскольку материалами дела подтверждено, что в порядке, установленном Административным регламентом за оказанием государственной услуги по регистрации маломерного судна обратился ФИО8, действиующий от имени ФИО4 При своем обращении он представил все документы, установленные Административным регламентом, и у должностного лица Центра ГИМС отсутствовали законные основания для отказа в приеме документов или отказа в предоставлении государственной услуги, и соответственно, поскольку данные основания отсутствовали, должностное лицо имело право и обязано было принять единственно возможное в данном случае решение – произвести государственную регистрацию Судна.
То обстоятельство, что впоследствии при производстве по делу об административном правонарушении от ФИО4 были получены пояснения о том, что он не является собственником Судна, договор купли-продажи не заключал, спецификацию к договору купли-продажи и акт приема-передачи судна не подписывал, регистрацию Судна не осуществлял. Проведенной почерковедческой экспертизой установлено, что подписи ФИО4 на копии договора купли-продажи Судна и акте приема-передачи выполнены вероятно не ФИО4, а другим лицом, а из пояснений директора ООО «Первая Гильдия» Л.А.В. следовало, что договор купли-продажи судна с ФИО4 был заключен на территории Калининградской области, однако согласно данным ПТК «Розыск-Магистраль», 5 и 6 октября 2017 года ФИО4 на территории Калининградской области не находился, никак не влияют на законность оспариваемого решения, как минимум потому, что данные обстоятельства не были известны должностному лицу, осуществлявшему государственную регистрацию Судна.
То обстоятельство, что лицо, ведущее производство по данному делу об административном правонарушении пришло к выводу, что договор купли-продажи судна ФИО4 не заключался, также никак не влияет на законность оспариваемого решения, поскольку представленный договор в полной мере отвечает требованиям закона, относительно формы и содержания такого рода документов, и у должностного лица Центра ГИМС не имелось оснований, чтобы усомниться в нем.
Кроме того, суд отмечет, что пояснения лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении, в том числе и ФИО4, сами по себе не могут указывать на отсутствие права на Судно, поскольку очевидно, что данные пояснения являются линией защиты лица, которое может быть привлечено к административной ответственности.
Как указано выше, зарегистрированное право на Судно может быть оспорено только в судебном порядке (ч.5 ст.16 КВВТ РФ), и соответственно в данному случае прокурором избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку в рамках административного судопроизводство подлежит оценке законность действий государственного органа и его должностных лиц, а в данному случае прокурор ссылается на то, что у ФИО4 не возникло права на Судно, которое было зарегистрировано, и оспаривание данного права возможно исключительно в рамках гражданского судопроизводства, в рамках которого и будет дана оценка заключался ли ФИО4 договор, и какое характер носили правоотношения лиц, участвующих в сделках с Судном.
До настоящего времени договор, на основании которого зарегистрировано право ФИО4 на Судно, в судебном порядке не оспорен, ни сторонами, ни третьими лицами, ни прокурором, и зарегистрированное право также не оспорено.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемое действие административного ответчика соответствует закону, вынесено в пределах компетенции органа и не нарушает прав и законных интересов Российский Федерации, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Северо-Западному транспортному прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2018 года
Судья А.В. Таранов