ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-475/20 от 28.12.2020 Макарьевского районного суда (Костромская область)

Дело №2а-475/2020

УИД 44RS 0023-01-2020-000821-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2020 г. п.Кадый

Макарьевский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Буровой Е.И.,

при секретаре Жаровой Н.В.,

с участием представителя административного истца прокурора Кадыйского района Костромской области Лапшина Л.Н. – помощника прокурора Грачевой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кадыйского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

установил:

Прокурор Кадыйского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области (далее Управление Роскомнадзора по Костромской области) о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта, расположенного по адресу: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc656ecb18b3938187fb47e/izgotovlenie-falshivyh-kupiur-u-sebia-doma-5dd683cd0d682f6da91c5269, запрещенной к распространению в Российской Федерации. Просил обратить решение к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения решения в силу незаконности содержащейся на сайте информации может нанести значительный ущерб публичным и частным интересам; копию решения суда направить в адрес административного ответчика для включения указанного сайта сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кадыйского района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере денежного обращения, осуществлялся мониторинг информации, размещенной на сайтах сети «Интернет». В ходе мониторинга, осуществленного 17.11.2020 с персонального компьютера с возможностью выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в здании прокуратуры Кадыйского района, расположенной по адресу: Костромская область, п.Кадый, ул.Макарьевская, д.71, выявлен интернет-сайт по адресу: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc656ecb18b3938187fb47e/izgotovlenie-falshivyh-kupiur-u-sebia-doma-5dd683cd0d682f6da91c5269, где размещена информация о способе изготовления поддельных денежных купюр. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и перейти на заблокированные доменные ресурсы (сайты) может любой желающий. Свободное распространение в сети Интернет подобной информации будет способствовать изготовлению поддельных денежных купюр. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» подобной информации способствуют совершению преступлений, противоправных действий тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве. Информация, размещенная на указанных страницах сайта сети «Интернет», не включена в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Сведения о признании данной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации отсутствуют. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области, а также справкой о результатах проверки и скриншотом указанной страницы. Доступ к незаконной информации нарушает права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, может привести к нарушению публичных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в том числе права граждан на жизнь и здоровье, прав и законных интересов детей за защиту от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Обеспечение свободного доступа к информации способствует формированию в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения преступлений и административных правонарушений, подрывает авторитет государственной власти Российской Федерации и действующего законодательства. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, она должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца прокурора Кадыйского района Костромской области – помощник прокурора Грачева О.О. административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении доводам. Дополнительно пояснила, что установить владельцев интернет-сайта не представилось возможным. Управление Роскомнадзора по Костромской области является надлежащим административным ответчиком по делу, так как осуществляет функции по контролю и надзору в сфере СМИ, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

В судебное заседание административный ответчик Управление Роскомнадзора по Костромской области, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела, своего представителя не направил. В поступившем в адрес суда письменном отзыве относительно заявленных административных исковых требований указал на то, что на момент написания отзыва на указанном интернет-ресурсе размещена информация о способе изготовления поддельных денежных купюр, данный интернет-ресурс в Единый реестр не включен. Управление не обладает информацией о наименованиях и местах нахождения собственников (владельцев) сайта. Полагал, что Управление Роскомнадзора по Костромской области должно быть привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица. Просил рассмотреть дело без участия представителя Управления.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.ч.1, 6 ст.10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч.1 ст.15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ч.5 ст.5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. №1101.

В соответствии с положениями ст.15.1 вышеприведенного Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пп.5.1.7 п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).

Согласно ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В силу п.2 ст.5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Согласно ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно ст.ст.4, 29 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 02 декабря 1990 г. (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г.) Банк России наделен исключительным правом организации обращения наличных денег на территории Российской Федерации, установления правил осуществления расчетов в Российской Федерации. Это право вытекает из основной конституционной функции Центрального банка Российской Федерации по защите и обеспечению устойчивости рубля (ч.2 ст.75 Конституции Российской Федерации).

Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

В соответствии со ст.33 приведенного Закона, совет директоров принимает решения о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Согласно п.1 Указания ЦБ РФ от 26 декабря 2006 г. №1778-У «О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России» платежеспособными являются банкноты и монета Банка России, имеющие силу законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации (в том числе изымаемые из обращения), не содержащие признаков подделки, без повреждений или имеющие повреждения следующего характера: банкноты Банка России: загрязненные, изношенные, надорванные; имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, оттиски штампов; утратившие углы, края; монета Банка России, имеющая мелкие механические повреждения, но полностью сохранившая изображение на аверсе и реверсе.

Статьей 186 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.

Анализ положений п.6 ст.10, п.1 ст.9 ФЗ от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность (в данном случае информация о способах изготовления денежных купюр), является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» по адресу https://zen.yandex.ru/media/id/5dc656ecb18b3938187fb47e/izgotovlenie-falshivyh-kupiur-u-sebia-doma-5dd683cd0d682f6da91c5269 вышеуказанной информации фактически способствует совершению таких преступлений, как незаконное изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена статьей 186 УК РФ. Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота денежных купюр. При таком положении сведения, размещенные на указанном выше Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости изготовления денежных купюр, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Вышеперечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о способах изготовления денежных купюр.

Судом установлено, что на странице интернет-сайта, расположенного по адресу: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc656ecb18b3938187fb47e/izgotovlenie-falshivyh-kupiur-u-sebia-doma-5dd683cd0d682f6da91c5269, размещена информация о способе изготовления поддельных денежных купюр.

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к данным сведениям.

Согласно п.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия, уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено» федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию.

Административным истцом представлены доказательства, подтверждающие размещение на интернет-сайте по адресу: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc656ecb18b3938187fb47e/izgotovlenie-falshivyh-kupiur-u-sebia-doma-5dd683cd0d682f6da91c5269 информации о способе изготовления поддельных денежных купюр.

Размещение данной информации на указанных сайтах на момент рассмотрения дела в суде подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Сведения, размещенные по указанному электронному адресу, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности, допустимости и способах приобретения и использования поддельных фальшивых купюр, которые могут быть использованы в преступных целях и побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.

Территориальное Управление Роскомнадзора по Костромской области является надлежащим административным ответчиком, так как осуществляет функции по контролю и надзору в сфере СМИ, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Иных лиц, подлежащих привлечению к участию в деле в качестве административных ответчиков, не установлено, сторонами сведений об их наименовании и месте нахождения в суд представлено не было.

Таким образом, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.

Поскольку замедление исполнения решения, являющегося основанием для ограничения доступа к интернет-сайту, может причинить значительный ущерб публичным интересам, суд полагает необходимым решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копий в Управление Роскомнадзора для включения в Единый реестр в установленном порядке.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Кадыйского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать информацию о способе изготовления поддельных денежных купюр, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта, расположенного по адресу: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc656ecb18b3938187fb47e/izgotovlenie-falshivyh-kupiur-u-sebia-doma-5dd683cd0d682f6da91c5269, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Решение обратить к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области по адресу: 156010, Костромская область, г.Кострома, мкр.Паново, д.36, для включения указанной страницы сайта сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.И. Бурова

Мотивированное решение суда изготовлено 28.12.2020

Судья Е.И. Бурова