ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-475/2022 от 14.01.2022 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)

Копия

2а-475/2022

УИД 63RS0-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,

при секретаре Петрика Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-475/2022 по административному исковому заявлению ООО «Агентство по урегулированию споров» к начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП Промышленного района г. Самара УФССП России по Самарской области ФИО1, и.о. начальника отделения и.о. старшего судебного пристава-исполнителя ФИО2, судебному приставу-исполнителю ОСП Промышленного района УФССП России по Самарской области ФИО3, УФССП России по Самарской области о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ООО «Агентство по урегулированию споров» обратился в суд к административным ответчикам ОСП Промышленного района г. Самара УФССП России по Самарской области, начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП Промышленного района г. Самара УФССП России по Самарской области ФИО1 с вышеуказанными административными исковыми требованиями.

В обоснование иска указано следующее.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агентство по урегулированию споров» обратилось в ОСП Промышленного района г.Самары с заявлением о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа – судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка Промышленного судебного района г.Самары Самарской области, о взыскании задолженности по кредитному договору с должника ФИО4 в размере <данные изъяты>., которое согласно отчету об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором доставлено в ОСП Промышленного района г.Самары УФССП по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ.

Однако сведения о возбуждении исполнительного производства по указанному исполнительному документу в банке данных исполнительных производств отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ посредством СЭД через интернет-приемную УФССП по Самарской области ООО «Агентство по урегулированию споров» подана жалоба на невозбуждение исполнительного производства. Согласно ответу ОСП Промышленного района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительный документов в отдел не поступал, исполнительное производство не возбуждалось.

Административный истец просит суд признать незаконным бездействие начальника отдела – старшего судебного пристава ФИО1, выразившееся в ненадлежащем осуществлении контроля за исполнением обязанностей сотрудников отдела, в частности, специалистов-делопроизводителей. Обязать начальника отдела – старшего судебного пристава установить местонахождение исполнительного документа, устранить допущенные нарушения, восстановить права взыскателя. Обязать судебного пристава-исполнителя обратиться в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа – судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, копию поданного заявления предоставить в адрес административного истца.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены и.о. начальника отделения и.о.старшего судебного пристава-исполнителя ФИО2, судебный пристав-исполнитель ОСП Промышленного района УФССП России по Самарской области ФИО3, в качестве заинтересованного лица ФИО4

В судебное заседание представитель административного истца ООО «Агентство по урегулированию споров» не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.

Административный ответчик начальник отдела - старший судебный пристав ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате судебного заседания извещалась надлежащим образом.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Промышленного района г. Самары УФССП России по Самарской области ФИО3 в судебное заседание не явилась. О дате судебного заседания извещена надлежащим образом.

Административный ответчик и.о. начальника отделения – и.о.старшего судебного пристава-исполнителя ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика УФССП России по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц по правилам ч.6 ст.226 КАС РФ.

Суд, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства:

1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно положениям статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Статьей 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя (часть 1); заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов (часть 3); судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8); копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ " Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации.

Частью 2 ст. 10 указанного закона определены полномочия старшего судебного пристава, в том числе, он организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Промышленного судебного района <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО4 ФИО7 в пользу ООО «Агентство по урегулированию споров» сумму задолженности по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агентство по урегулированию споров» обратилось в ОСП Промышленного района г. Самара УФССП России по Самарской области с заявлением о возбуждении исполнительного производства.

Согласно представленным суду копиям документов исполнительного производства, заявление о возбуждении исполнительного производства, судебный приказ поступили на исполнение в ОСП Промышленного района УФССП России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ.

Сведений о передаче поступившего заявления и исполнительного документа в установленный законом срок судебному приставу-исполнителю в материалах исполнительного производства отсутствуют.

Согласно сводке по исполнительному производству исполнительный документ зарегистрирован в отделении 24.12.2020г.

Исполнительное производство -ИП о взыскании с должника ФИО4 в пользу взыскателя ООО «Агентство по урегулированию споров» задолженности по кредитным платежам в размере 290 257,56 руб. возбуждено судебным приставом-исполнителем ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Административным истцом в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС Российской Федерации суду представлены доказательства в подтверждение своих доводов о нарушении должностным лицом оспариваемыми действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.

В результате допущенного бездействия были нарушены права административного истца, как взыскателя по исполнительному документу, поскольку исполнительное производство в установленный законом срок не было возбуждено, меры принудительного исполнения длительное время после поступления исполнительного документа в отделение судебных приставов не принимались.

При указанных обстоятельствах доводы административного истца о незаконном бездействии начальника ОСП Промышленного района УФССП России по Самарской области, выразившееся в ненадлежащем осуществлении контроля за исполнением обязанностей сотрудников отдела, ответственных за делопроизводство, а именно регистрацию и передачу исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов, нашли свое подтверждение.

Согласно части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Между тем, административным ответчиком таких доказательств в подтверждение указанных обстоятельств не представлено.

На период бездействия обязанности врио начальника отделения-врио старшего судебного пристава ОСП Промышленного района УФССП России по Самарской области исполнял ФИО2, в связи с чем, требования административного истца в части признания незаконным бездействия вышеуказанного должностного лица обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Совокупность необходимых условий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации, для удовлетворения требований о признании незаконным оспариваемого бездействия в рассматриваемом случае имеется.

Вместе с тем, поскольку на момент рассмотрения административного искового заявления исполнительное производство возбуждено, меры принудительно исполнения судебным приставом-исполнителем предпринимаются, требования административного истца в части обязания начальника отдела – старшего судебного пристава установить местонахождение исполнительного документа, устранить допущенные нарушения, восстановить права взыскателя, обязании судебного пристава-исполнителя обратиться в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного документа – судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, суд считает заявленные административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ООО «Агентство по урегулированию споров» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие и.о. начальника отделения и.о. старшего судебного пристава-исполнителя ФИО2, выразившиеся в ненадлежащем осуществлении контроля за сотрудниками подразделения, ответственными за регистрацию и передачу исполнительного документа судебного приказа судебному приставу-исполнителю.

В остальной части заявленных административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: Е.В. Щелкунова

Копия верна.

Судья:

Секретарь:

Подлинный документ находится в материалах административного дела а-475/2022

(УИД 63RS0-42) Промышленного районного суда г. Самары