Дело № 2А-4762/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2018 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Князевой Д.А.,
при секретаре – Любимовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Южно – Сахалинска о признании противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента вступления в силу решения суда Приложения №1 к Постановлению Администрации города Южно-Сахалинска № от 25.03.2015 года «Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующим на замещение должностей муниципальной службы, лицом, замещающим муниципальную должность, и муниципальными служащими администрации города Южно-Сахалинска сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Южно – Сахалинска обратился в суд с данным административным исковым заявлением, указав, что в ходе проведения проверки на соответствие действующему законодательству Постановления Администрации города Южно-Сахалинска № № от 25.03.2015 «Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, лицом, замещающим муниципальную должность, и муниципальными служащими администрации города Южно-Сахалинска сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», было установлено, что Приложением № 1 к указанному Положению определена форма справки, по которой лица, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, лица, замещающие муниципальную должность, и муниципальные служащие администрации города предоставляют сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Однако, утверждение и определение формы справки, по которой лица, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, а также лица, замещающие муниципальную должность, и муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, осуществляются исключительно правовыми актами Российской Федерации – Федеральным законом № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", а не муниципальными правовыми актами.
Вместе с тем, направленный в адрес административного ответчика протест прокурора об устранении выявленных нарушений, оставлен без удовлетворения.
В связи с этим, прокурор г. Южно – Сахалинска полагает, что противоречие Положения № 1 к Постановлению № № нормам действующего федерального законодательства нарушает принцип разграничения полномочий федерального органа власти и органа местного самоуправления в регулировании вопросов противодействия коррупции и просит суд: признать противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Приложение №1 к Постановлению Администрации города Южно-Сахалинска № от 25.03.2015 года «Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующим на замещение должностей муниципальной службы, лицом, замещающим муниципальную должность, и муниципальными служащими администрации города Южно-Сахалинска сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявленные требования поддержала с учетом представленных уточнений и дополнений, просила суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, полагал требования прокурора несостоятельными, поскольку Постановление №, к которому прилагается оспариваемая форма справки, принято в соответствии с действующим законодательством, а оспариваемая форма справки является информативным приложением к указанному Положению и полностью идентична форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 460.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (далее - Закон № 273-ФЗ) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
Пункт 4 статьи 5 ФЗ № 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона РФ от 25.12.2008 года порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 данной статьи, устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Часть 4 статьи 12.1 ФЗ № 273-ФЗ закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно частям 1, 1.1 статьи 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее – Закон № 25 -ФЗ), граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения). Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 1), а также рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 3).
Как установлено пунктом 3 названного Положения, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются государственными служащими, замещающими должности государственной службы, по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Указанная форма утверждена Указом Президента РФ от 23.06.2014 № 460
"Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации".
Согласно пункту 2 названного Указа определено, что лица, претендующие на замещение должностей и замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность предоставлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляют такие сведения по форме справки, утвержденной настоящим Указом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что федеральное законодательство относит полномочия по утверждению формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации к исключительной компетенции Президента РФ.
Вместе с тем, судом установлено, что постановлением Администрации г. Южно – Сахалинска № № от 25 марта 2015 года утверждено «Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, лицом, замещающим муниципальную должность, и муниципальными служащими администрации города Южно-Сахалинска сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки (Приложение № 1).
Таким образом, приведенным выше муниципальным правовым актом установлены сроки и форма представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, лицо, уполномоченное на прием таких сведений, порядок проверки достоверности и полноты таких сведений, а также права лиц, замещающих муниципальные должности, при осуществлении проверки, то есть определен порядок исполнения установленной федеральным законодательством обязанности.
При этом, как следует из буквального толкования оспариваемого Приложения № 1, форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, является неотъемлемой частью утвержденного Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 25 марта 2015 года № № Положения, что не отвечает критериям ясности, недвусмысленности, допускает неоднозначное пониманиепринципа разграничения полномочий федерального органа власти и органа местного самоуправления в правоприменительной практике и препятствует исполнению гражданами и должностными лицами требований действующего законодательства о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
В связи с чем, довод административного истца о том, что указанное приложение имеет информативный характер, а по своему содержанию полностью идентична форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 460, суд не принимает.
На основании изложенного, установив, что оспариваемое приложение № 1 к постановлению № № противоречит части 2 статьи 8, части 4 ст. 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ, пункту 1 Указа Президента РФ № 460 от 23.06.2014, что является недопустимым, суд приходит к выводу о том, что требования Прокурора г. Южно – Сахалинска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора города Южно – Сахалинска удовлетворить.
Признать противоречащим действующему законодательству с момента вступления решения суда в законную силу решения суда приложение №1 к постановлению администрации города Южно-Сахалинска № от 25.03.2015 года «Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующим на замещение должностей муниципальной службы, лицом, замещающим муниципальную должность, и муниципальными служащими администрации города Южно-Сахалинска сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - в газете «Южно-Сахалинск сегодня».
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Князева
Решение в окончательной форме принято 23 июля 2018 года.
Председательствующий судья Д.А. Князева