Дело № 2а-4766/2021
64RS0045-01-2021-010283-71
Решение
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Волковой А.А.,
при секретаре Мукатаевой А.Е.,
с участием административного истца ФИО1, представителей административного истца ФИО3, ФИО4, представителей административных ответчиков ФИО5, ФИО11, представителей заинтересованных лиц
ФИО6, ФИО7,
с участием старшего помощника прокурора <адрес>ФИО8
помощника прокурора <адрес>ФИО9,
помощника военного прокурора Саратовского гарнизона ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к окружной избирательной комиссии по Саратовскому одномандатному избирательному
округу №, участковой избирательной комиссии № о признании недействительными и отмене итогов голосования, решения, возложении обязанности по принятию нового решения по итогам голосования,
установил:
кандидат в депутаты Саратовской городской Думы шестого созыва по Саратовскому одномандатному избирательному округу №ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением (с учетом его уточнения), мотивируя свои требования тем, что в ДД.ММ.ГГГГ года при проведении выборов депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва ответчиками были допущены нарушения избирательного законодательства, которые повлияли на итоги голосования и исказили волеизъявление граждан. Так, ДД.ММ.ГГГГ решением окружной избирательной комиссии № участковой избирательной комиссии № было дополнительно выдано <данные изъяты> для голосования на выборах депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва в связи с дополнительным списком военнослужащих, зарегистрированных в границах избирательного участка. В ходе проверки хода голосования выяснилось, что участковая избирательная комиссия № выдает бюллетени для голосования военнослужащим, проходящим срочную военную службу на территории избирательного округа. По мнению истца, выдача бюллетеней для голосования на муниципальных выборах военнослужащим, проходящим срочную военную службу, является незаконным, и противоречит принципам избирательного законодательства. Согласно п. 4.2 Методических рекомендаций по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления, утв. Постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых находится на территории избирательного округа, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в случае если их место жительства до призыва на военную службу находилось на территории соответствующего муниципального образования. При этом за военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сохраняется активное избирательное право на выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположено их место жительства до призыва на военную службу. В соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме. Пункт 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указывает, что при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства, которых, а в предусмотренных законом случаях, место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункты 2 и 4 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в пункте 17 статьи 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№). Абзац 3 п. 30 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ уточняет, что следует понимать под местом жительства: «Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, военнослужащие по призыву не имели законодательного права принимать участие в выборах депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва. Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая, что права нарушены, ФИО1 просит признать недействительными и отменить итоги голосования на избирательном участке №<адрес>, а также отменить решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва принять новое решение по результатам голосования.
Административный истец и его представители в судебном заседании поддержали административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске, с учетом уточнений просили признать недействительными и отменить итоги голосования на избирательном участке №<адрес>, а также отменить решение окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва принять новое решение по результатам голосования. Дополнительно указали, что списки военнослужащих должны были формироваться избирательной комиссией, а не командиром воинской части, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» командир воинской части подает лишь сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, списки должны быть поданы заблаговременно до дня голосования, то есть нарушена процедура формирования списков избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, и членов их семей и предоставления данного списка на день голосования, что лишило истца права провести агитационную компанию.
Представители административных ответчиков в судебном заседании административные исковые требования не признали, просили суд отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований, просили суд отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях и пояснениях на административное исковое заявление.
Суд, заслушав объяснения сторон и их представителей, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора <адрес>, прокурора <адрес>, военного прокурора Саратовского гарнизона, полагавших административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, а также предоставленные суду на обозрение списки избирателей-военнослужащих и членов их семей, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Исходя из содержания ст. 46 Конституции РФ и ст. 1 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по его мнению, были нарушены (оспорены) его права, свободы и законные интересы.
На территории Российской Федерации вопросы проведения выборов, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона
от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Согласно Конституции РФ свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов верховенства права, равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 15, части 1 и 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления <адрес>, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ) и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» (далее <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗСО).
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании. Участие граждан Российской Федерации на выборах является свободным и добровольным. Граждане Российской Федерации голосуют на выборах соответственно за кандидата (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, за или против кандидата непосредственно. Голосование на выборах является <данные изъяты>, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (статьи 3, 4, 5, 6, 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 67-ФЗ, п.1 ст. 58 и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗСО решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также в органы местного самоуправления <адрес>.
На основании решения избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ сформирована окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва. Председателем окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № назначена ФИО11
На основании постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ образована участковая избирательная комиссия №, определены границы участка: <адрес>, <адрес>
На основании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р сформирована участковая избирательная комиссия № со сроком полномочий пять лет (2018-2023 гг.).
Итоги голосования на избирательном участке № оформлены участковой избирательной комиссией протоколом об итогах голосования ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.
Как следует из протокола участковой избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, число избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования – ДД.ММ.ГГГГ число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией – ДД.ММ.ГГГГ, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе – 0; избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении окружной избирательной комиссии – 0, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования – ДД.ММ.ГГГГ, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – ДД.ММ.ГГГГ, число погашенных избирательных бюллетеней – ДД.ММ.ГГГГ, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – ДД.ММ.ГГГГ число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – ДД.ММ.ГГГГ число недействительных избирательных бюллетеней – ДД.ММ.ГГГГ число действительных избирательных бюллетеней – ДД.ММ.ГГГГ утраченных избирательных бюллетеней – 0, число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении – 0, число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата: ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО16– ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14- ДД.ММ.ГГГГ сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – 0.
Протокол подписан председателем участковой избирательной комиссии, заместителем председателя комиссии, секретарем комиссии и шестью членами комиссии из семи (один отсутствовал), то есть, кворум имелся.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании протокола № окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № о результатах выборов признан зарегистрированный кандидат ФИО16 избранным депутатом Саратовской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, ФИО1 являлся зарегистрированным кандидатом и участвовал в выборах депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №, что усматривается из удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (ч. 15 ст. 239 КАС РФ).
Не согласившись с итогами голосования на избирательном участке №
<адрес>, а также с решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ зарегистрированный кандидат
ФИО1 обратился с названным выше административным иском в суд ДД.ММ.ГГГГ, тем самым сроки обращения в суд, установленные ст. 240 КАС РФ, им соблюдены.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как указано в административном исковом заявлении, а также следует из объяснений административного истца и его представителей, военнослужащие по призыву не имели законодательного права принимать участие в выборах депутатов Саратовского городской Думы шестого созыва, при этом нарушена сама процедура формирования списков избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, и членов их семей и предоставления данного списка на день голосования, нарушено право истца провести агитационную компанию.
В силу положений ст. 2, п. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 67-ФЗ избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом; активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 указанного Федерального закона).
Регистрация (учет) избирателей, участников референдума военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части (пункт 3 статьи 16 указанного Федерального закона).
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 67-ФЗ, в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных этим же Федеральным законом или иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами
(п. 4 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ).
Сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части (п. 6 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ).
В силу п. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ соответствующая территориальная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума не позднее чем за 10 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей, участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.
Участковая комиссия уточняет список избирателей, участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей, участников референдума. Выверенный и уточненный список избирателей, участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии (п. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ).
В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
№-ЗСО голосование избирателей и подсчет голосов избирателей на выборах в органы местного самоуправления проводятся на избирательных участках, образованных в соответствии со статьей 19 Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст. <адрес>№-ЗСО в целях реализации прав избирателей избирательной комиссией муниципального образования составляются списки избирателей на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представленных главой местной администрации муниципального района, городского округа.
Сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Методические рекомендации по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления (далее - Методические рекомендации).
В силу п. 4.2 Методических рекомендаций активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых находится на территории избирательного округа, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в случае если их место жительства до призыва на военную службу находилось на территории соответствующего муниципального образования. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, место жительства которых расположено на территории воинской части, включаются в список избирателей на избирательном участке по месту расположения воинской части. Факт нахождения места жительства на территории воинской части устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации или соответствующей службой воинской части (пункт 4.6 Методических рекомендаций).
Включение избирательными комиссиями военнослужащих и членов их семей в списки избирателей связано с фактом регистрации их по месту жительства по адресу расположения воинской части, который устанавливается на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
В соответствии со ст. 3 названного Закона Российской Федерации, территориальный регистрационный учет вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ
"О статусе военнослужащих" установлены особенности осуществления регистрационного учета военнослужащих и членов их семей.
Так, согласно названной выше норме Федерального закона, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение гражданами правил регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства позволяет без каких-либо осложнений определить жилое помещение, с которым они связывают реализацию своего права на свободу выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, и тем самым препятствует возникновению ситуаций, затрудняющих достоверное установление места жительства (пребывания) граждан и, как следствие, осуществление принадлежащих им прав и свобод и возложенных на них обязанностей. При этом отсутствие у совершеннолетнего гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации не означает утрату им активного избирательного права, не может служить безусловным основанием для невключения его в списки избирателей в том избирательном округе и на том избирательном участке, в границах которых он фактически проживает, и отказа в голосовании на выборах, в том числе в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления (Определение от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О).
Судом установлено, что по решению окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской думы шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено количество бюллетеней для голосования на выборах депутатов Саратовской городской думы шестого созыва, передачу бюллетеней для голосования на выборах участковым избирательным комиссиям постановлено осуществить ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>
Так, участковой избирательной комиссии избирательного участка № было передано <данные изъяты>.
В соответствии с Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об образовании избирательных участков, участков референдума на территории муниципального образования «<адрес>» для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) на территории избирательного участка № расположена №<адрес>), а также несколько домов по <адрес>
На основании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской думы шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ участковой избирательной комиссии № было выдано дополнительное количество бюллетеней - <данные изъяты> в связи с дополнительным списком военнослужащих, зарегистрированных в границах избирательного участка №.
Таким образом, на избирательном участке № для организации голосования на выборах депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва находилось два списка избирателей. Один содержал данные по избирателям - военнослужащим, второй - по гражданским избирателям.
Согласно акту передачи списков избирателей по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ список гражданских избирателей содержал данные на <данные изъяты>.
Акт передачи списка по военнослужащим избирателям указывает на <данные изъяты>, списки избирателей-военнослужащих были переданы на хранение командиру войсковой части №.
При рассмотрении дела судом обозревались предоставленные войсковой частью № списки избирателей-военнослужащих и членов их семей. Из списков избирателей следует, что в них включены <данные изъяты>, зарегистрированных по адресу: <адрес>.
По информации УМВД России по городу Саратову от ДД.ММ.ГГГГ
№ при войсковой части № по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы военнослужащие и члены их семей в количестве <данные изъяты>
Поскольку законодательство связывает формирование списков избирателей с регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства, а регистрация военнослужащих по месту нахождения воинских частей (института) допускается законом, постольку включение в списки избирателей военнослужащих, зарегистрированных по адресу: <адрес>,
<адрес>, следует признать законной и обоснованной.
Как следует из протокола участковой избирательной комиссии избирательного участка № об итогах голосования на выборах депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ, число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования в список избирателей по участку №, составило 636 избирателей, а именно: 459+175+2 (дополнительно включенных). Сведения о наличии жалоб в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей в протоколе отсутствуют.
Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ на территории избирательного участка
№ помимо выборов депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва проходили также выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выборы проводятся по смешанной системе: по одномандатным избирательным округам и по федеральному избирательному округу.
В силу ст. 13 указанного Федерального закона федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами, согласно протоколу № участковой избирательной комиссии избирательного участка №<адрес> об итогах голосования на момент окончания голосования в список избирателей, обладающих активным избирательным правом на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва по федеральному избирательному округу, было внесено
1704 избирателя.
Согласно п. 1.11 Методических рекомендаций по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, активным избирательным правом на выборах депутатов Государственной Думы восьмого созыва по федеральному избирательному округу обладают все военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, в том числе военнослужащие, находящиеся в воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации.
Вопреки доводам административного истца ФИО1 в судебном заседании установлено, что на избирательном участке №<адрес> военнослужащие, проходящие срочную военную службу и не обладающие активным избирательным правом, по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва не голосовали.
В ходе рассмотрения дела доказательств включения в списки избирателей военнослужащих, проходящих срочную военную службу, место жительства которых не расположено на территории избирательного участка №, в судебном заседании не добыто, все заявленные в обоснование своих требований доводы административного истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и опровергаются материалами дела.
В соответствии с правовыми разъяснениями Верховного Суда РФ, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязанность по указанию какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными и в чем заключается нарушение избирательных прав возложена непосредственно на административного истца при обращении в суд с заявлением о защите избирательных прав.
При отсутствии относимых и допустимых доказательств по делу сами по себе предположения административного истца о возможном участии в голосовании на избирательном участке № при проведении выборов депутатов Саратовской городской думы шестого созыва военнослужащих, не обладающих активным избирательным правом, не могут являться основанием для отмены итогов голосования на данном избирательном участке.
Согласно п. 1.2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Подпункт «е» п. 2 данной статьи закона позволяет суду отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженным в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
Вместе с тем, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
Доказательства наличия бесспорных нарушений, которые бы исключали возможность установления действительной воли избирателей суду не представлено.
Несогласие административного истца с решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва от ДД.ММ.ГГГГ
№ связано исключительно с неудовлетворенностью итогами голосования и результатами выборов на соответствующем избирательном округе, что само по себе не является основанием для признания выборов недействительными.
Поскольку при определении итогов выборов существенных нарушений законодательства, допущенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, которые не позволили установить действительное волеизъявление избирателей, установлено не было, то оснований для отмены протокола № УИК № и решения ОИК №, которыми определены итоги выборов, не имеется.
Представителями административного истца в ходе судебного разбирательства неоднократно заявлялись ходатайства об истребовании списков избирателей-военнослужащих, а также заявлялось о привлечении к ответственности в случае непредставления указанных списков в соответствии с требованиями ст. 63 КАС РФ.
Вместе с тем в процессе рассмотрения дела представителем №ФИО7 на обозрение суду были представлены списки избирателей-военнослужащих и членов их семей, принявших участие в голосовании ДД.ММ.ГГГГ на избирательном участке №<адрес> при проведении выборов депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва, в связи с чем правовых оснований для рассмотрения вопроса о наложении судебного штрафа за неисполнение обязанности предоставить истребуемое судом доказательство не имеется.
Исходя из принципа недопустимости отмены результатов выборов только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что нарушения избирательного законодательства, на которые ссылался административный истец, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей.
При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
В рассмотренном случае, поскольку действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение, судом не установлено.
Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств, указание
ФИО1 на наличие заявленных в административном иске нарушений, не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований истца, которые могли повлиять на установление действительного волеизъявления избирателей.
При этом суд учитывает, что жалоб от административного истца в участковую избирательную комиссию № в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей не поступало.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод также согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, поскольку в силу п.1.2 ст.77 Федерального от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ суд может отменить решение комиссии об итогах голосования при установлении не любого факта допущенных нарушений, а лишь таких нарушений, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, принимая во внимание, что в ходе настоящего судебного разбирательства судом таких нарушений установлено не было, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Суд также отмечает, что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце втором пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если при оспаривании решений об итогах голосования, результатах выборов, референдума, принятых иными, кроме участковых, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, заявитель ссылается на нарушения законодательства о выборах и референдумах на избирательных участках, участках референдума и (или) на нарушения, допущенные самими участковыми комиссиями при подведении итогов голосования и составлении протоколов об итогах голосования, то предметом оспаривания фактически являются решения соответствующих участковых комиссий.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что права административного истца окружной избирательной комиссией по Саратовскому одномандатному избирательному округу № не нарушены, требования к ней фактически не заявлены, в связи с чем в удовлетворении иска ФИО1 к окружной избирательной комиссии по Саратовскому одномандатному избирательному округу № об отмене решения окружной избирательной комиссии по Саратовскому одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы шестого созыва принять новое решение по результатам голосования, следует отказать.
При таком положении суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к окружной избирательной комиссии по Саратовскому одномандатному избирательному
округу №, участковой избирательной комиссии № о признании недействительными и отмене итогов голосования, решения, возложении обязанности по принятию нового решения по итогам голосования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд городаСаратова.
Мотивированное решение суда составлено 16 ноября 2021 года.
Судья А.А. Волкова