ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4768/19 от 22.07.2019 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-4768/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2019 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Макаровой И.С.,

при секретаре Матюхиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Североморска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Мурманской области о признании информации, размещенной в сети Интернет по адресу: http://blackforum.cc

http://fremarket.org, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Североморска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Мурманской области о признании информации, размещенной в сети Интернет по адресу: http://blackforum.cc, http://fremarket.org, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в обоснование, что прокуратурой г. Североморск проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Прокуратурой города Североморска в ходе проведения проверки выявлены сайты, на которой опубликована информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации.

Так, в ходе проверки, проведенной прокуратурой, выявлена информация, которая содержит сведения о способах извлечения баз данных и повторного использования составляющих их содержание материалов, а также содержит информацию о незаконном изготовлении и продаже денежных купюр.

Данная информация размещена в сети Интернет по адресам:

http://blackforum.cc

http://fremarket.org

Страницы опубликованы в сети Интернет и открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц.

На момент проверки указанный Интернет ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, что подтверждается прилагаемой заверенной копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора.

В ходе проверки установить адрес владельцев сайтов не удалось, в связи с чем привлечь владельцев сайтов к участию в рамках гражданского производства не представляется возможным.

Просит признать указанную информацию, размещенную на сайте по адресам: http://blackforum.cc, http://fremarket.org, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель административного истца в судебном заседании представил ходатайство об отказе от исковых требований в части сайта http://blackforum.cc, остальные заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представители административных ответчиков извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

В силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет административное исковое заявление.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Североморск проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Прокуратурой города Североморска в ходе проведения проверки выявлены сайты, на которой опубликована информация, запрещенная к распространению на территории Российской Федерации.

Так, в ходе проверки, проведенной прокуратурой, выявлена информация, которая содержит сведения о способах извлечения баз данных и повторного использования составляющих их содержание материалов, а также содержит информацию о незаконном изготовлении и продаже денежных купюр.

Данная информация размещена в сети Интернет по адресам:

http://fremarket.org

Страницы опубликованы в сети Интернет и открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц.

На момент проверки указанный Интернет ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен, что подтверждается прилагаемой заверенной копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора.

В ходе проверки установить адрес владельцев сайтов не удалось, в связи с чем привлечь владельцев сайтов к участию в рамках гражданского производства не представляется возможным.

В силу ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных ресурсах и защите информации» (далее – Закон) информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Статьей 9 Закона установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Частью 1 ст. 10 указанного Закона предусмотрено, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с ч.5 ст. 15 Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 ст. 10 данного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно статье 1304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) объектами смежных прав являются базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов.

В силу пункта 1 статьи 12.1 Закона в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки создается единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Пунктом 17 Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 № 325 установлено требования к производителю программного обеспечения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» об обязательном размещении на официальном сайте производителя контактной и иной информации, необходимой для взаимодействия пользователей и правообладателя программного обеспечения в рамках сопровождения пользователей.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

Статьей 6 названного закона установлены ограничения на оборот гражданского и служебного оружия. Статья 9 предусматривает обязательное лицензирование приобретения, экспонирования и коллекционирования оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Проверкой установлено, что на указанных Интернет-сайтах предоставляется возможность скачать базы данных ГИБДД РФ, ФНС РФ, ПФ РФ, а также операторов мобильной связи, содержащих сведения о фамилии, имени, отчестве владельца машины, дате рождения, адреса прописки, домашнего телефона, паспортных данных, номере водительского удостоверения, государственного номера машины и др.

Контактная и иная информация о производителях баз данных, размещенных на сайтах, отсутствует.

Кроме того, на сайтах предоставляется возможность приобретения оружия без получения соответствующих разрешительных документов, без ограничений по возрасту.

При этом нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода является административным правонарушением (статья 7.12 КоАП РФ).

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав (статья 146 УК РФ), незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов (статья 222 УК РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.

При таком положении сведения, размещенные на указанных выше интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования баз данных, содержащих сведения о гражданах Российской Федерации, об обороте оружия и побуждают неопределенный круг лиц к совершению правонарушений и преступлений и способствуют их совершению.

В соответствии с частями 1,2, пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр).

В Единый реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения налоговых преступлений.

Информация о владельцах сайтов отсутствует, в связи с чем реализовать досудебный порядок урегулирования спора, а также привлечь владельца сайта к участию в рассмотрении дела в суде не представляется возможным.

Учитывая, что вышеуказанный Интернет-сайт не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страницы сайта в сети «Интернет», а установить его владельца не представляется возможным, суд считает требования прокурора, в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора г. Североморска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Мурманской области о признании информации, размещенной в сети Интернет по адресам: http://fremarket.org, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети Интернет по адресам: http://fremarket.org информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Макарова