ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-476/20 от 10.07.2020 Алатырского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-476/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Назаровой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Отделу культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации г. Алатырь Чувашской Республики, Министерству культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики о признании действия (бездействия) незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики, обратился в Алатырский районный суд Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Отделу культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации г. Алатырь Чувашской Республики, Министерству культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики о признании действия (бездействия) незаконным, мотивировав свои требования тем, что Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики на основании приказа прокурора Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, совместно с представителем отдела культуры администрации г. Алатырь Чувашской Республики проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.

Проверкой выявлены факты бездействия администрации города Алатыря Чувашской Республики по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования г. Алатырь ЧР.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 9 Закона Чувашской Республики от 12 апреля 2005 года № 10 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Чувашской Республике», на объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения, включенных в реестр, устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском и чувашском языках. В соответствии с Федеральным законом порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ст. 7 Устава г. Алатырь Чувашской Республики, принятого решением Собрания депутатов г. Алатырь от 8 ноября 2005 года № 2, к вопросам местного значения г. Алатырь относятся, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности г. Алатырь, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории г. Алатырь.

Согласно п.п. 1.4, 1.8 Положения об отделе культуры, по делам национальностей и архивного дела администрации города Алатыря Чувашской Республики, утвержденного Решением Собрания депутатов г. Алатырь Шестого созыва от 17 сентября 2018 года № 57/32-6, отдел культуры, по делам национальностей и архивного дела администрации города Алатыря Чувашской Республики (далее отдел культуры администрации города Алатыря) является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В силу главы II вышеназванного Положения сохранение и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности г. Алатырь Чувашской Республики, является одной из задач отдела культуры администрации города Алатыря.

Постановлением правительства РФ от 10 сентября 2019 года № 1178 «Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка» регламентированы правила установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 23 октября 1990 года № 299 утвержден список охраняемых государством памятников истории и культуры ЧАССР, подлежащих государственной охране, в число которых включены: каменное одноэтажное здание, конец 19 – начало 20 в., расположенное по адресу: <адрес> каменный двухэтажный дом, конец 19 в., расположенный по адресу: <адрес>

Исходя из вышеизложенного, отдел культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации города Алатыря Чувашской Республики обязан выполнять требования законодательства об охране объектов культурного наследия.

Проверкой установлено, что на следующие объекты недвижимости не установлены информационные надписи об объекте культурного наследия: каменное одноэтажное здание, конец 19 – начало 20 в., расположенное по адресу: <адрес>; каменный двухэтажный дом, конец 19 в., расположенный по адресу: <адрес>

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости вышеуказанные объекты недвижимости находятся в собственности муниципального образования г. Алатырь.

Непринятие отделом культуры администрации города Алатыря соответствующих мер препятствует реализации мероприятий по использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, а также реализации конституционного права граждан - неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, просит признать действие (бездействие) отдела культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации города Алатыря Чувашской Республики по неразмещению информационного носителя на фасадах объектов культурного наследия, расположенных по адресу: каменное одноэтажное здание, конец 19 – начало 20 в., расположенное по адресу: <адрес>; каменный двухэтажный дом, конец 19 в., расположенный по адресу: <адрес> незаконным;

обязать отдел культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации города Алатыря Чувашской Республики в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу разработать проекты установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия: каменное одноэтажное здание, конец 19 – начало 20 в., расположенное по адресу: <адрес> каменный двухэтажный дом, конец 19 в., расположенный по адресу: <адрес> незаконным;

обязать отдел культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации города Алатыря Чувашской Республики в течение шести месяцев со дня согласования Проектов организовать изготовление и установку информационных надписей и обозначений на указанные объекты культурного наследия.

Помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Голубев А.Ю. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении. Просил признать действие (бездействие) отдела культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации города Алатыря Чувашской Республики по неразмещению информационного носителя на фасаде объекта культурного наследия: каменное одноэтажное здание, конец 19 – начало 20 в., расположенное по адресу: ЧР, <адрес>, незаконным; обязать отдел культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации города Алатыря Чувашской Республики в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу разработать проекты установки информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия: каменное одноэтажное здание, конец 19 – начало 20 в., расположенное по адресу: <адрес>, незаконным; обязать отдел культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации города Алатыря Чувашской Республики в течение шести месяцев со дня согласования Проектов организовать изготовление и установку информационных надписей и обозначений на указанные объекты культурного наследия.

Представитель административного ответчика – отдела культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации города Алатыря Чувашской Республики, старший инспектор отдела культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела Петрова А.В. в судебном заседании заявленные прокурором административные исковые требования не признала.

Представитель заинтересованного лица - администрации города Алатыря Чувашской Республики Трифонова И.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные прокурором административные исковые требования не признала.

Представитель ответчика Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель заинтересованного лица - Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Государственный центр по охране объектов культурного наследия» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив письменные материалы административного дела, суд считает, что уточненные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Частью 1 ст. 33 Федерального закона предусмотрено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ст. 6 Федерального закона под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу ч. 3 ст. 63 Федерального закона, памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 23 октября 1990 г. № 299 утвержден список охраняемых государством памятников истории и культуры местного (АССР) значения, подлежащих государственной охране, в число которых включено каменное одноэтажное здание, конец 19 – начало 20 в., расположенное по адресу: <адрес> Указанный объект культурного наследия поименован в приложении I к вышеназванному постановлению (п. 38).

Таким образом, указанный объект культурного наследия отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.

Согласно ст. 47.3 Федерального закона, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Пунктом 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики и отдел имущественных и земельных отношений администрации города Алатыря Чувашской Республики, являющийся собственником объекта культурного наследия регионального значения - каменного одноэтажного здания, конца 19 – начало 20 в., расположенного по адресу: <адрес>, подписали охранное обязательство, согласно которому по согласованию с Госорганом, в случае отсутствия, обеспечивать изготовление, установку на памятнике информационной надписи и обозначения (информационной доски), типовым утвержденным образцам, содержащей информацию об объекте культурного наследия (памятнике), обеспечивать ее надлежащее содержание.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> находится в собственности Муниципального образования города Алатыря Чувашской Республики

Таким образом, выполнение мер, направленных на сохранение объекта данного культурного наследия, возложено на Муниципальное образование города Алатыря Чувашской Республики.

Статьи 59, 62 КАС РФ предусматривают, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Решением заместителя Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ была организована проверка деятельности отдела культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации г. Алатырь ЧР с целью проверки соблюдения исполнения федерального законодательства об объектах культурного наследия.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на объекте культурного наследия регионального значения – каменное одноэтажное здание, конец ХIХ – начало ХХ в.в., расположенное по адресу: <адрес>, находятся отмостки в неудовлетворительном состоянии; больше 60% поверхности фасада объекта с поврежденной кирпичной кладкой. На стенах фасада наблюдаются участки с шелушением окрасочного слоя и расслоившейся кирпичной кладкой от переувлажнения. Убранство карниза на всех фасадах требует реставрации с восстановлением утраченных архитектурных деталей. Наружный водосток – неорганизованный. Дверные и оконные заполнения деревянные, состояние неудовлетворительное. Кроме того, установлено, что на объекте культурного наследия отсутствуют информационные надписи и обозначения об объекте культурного наследия. Выводы: в целях сохранения памятника необходимо установить информационные надписи на объекте культурного наследия, включающую в себя: вид объекта культурного наследия; категория историко-культурного значения объекта культурного наследия; полное наименование объекта культурного наследия в строгом соответствии с его написанием в акте органа государственной власти о включении данного объекта в реестр; сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия и (или) дате связанного с ним исторического события; информация о составе объекта культурного наследия и (или) его границах (для ансамблей и достопримечательных мест); слова: «Подлежит государственной охране».

Данные обстоятельства в судебном заседании представителем административного ответчика оспорены не были.

Кроме того, в силу ст. 27 Федерального закона, на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 9 Закона Чувашской Республики от 12 апреля 2005 г. № 10 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Чувашской Республике», на объектах культурного наследия регионального (республиканского) значения, включенных в реестр, устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском и чувашском языках. В соответствии с Федеральным законом порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются Правительством Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что на фасаде каменного одноэтажного здания, конца ХIХ – начало ХХ в.в., расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют информационные надписи и обозначения об объекте культурного наследия.

Из имеющихся в деле материалов (письменных пояснений председателя Минкультуры Чувашии Г.М. Алёшиной от ДД.ММ.ГГГГ, отзыва на административный иск от ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора БУ ЧР «Государственный центр по охране культурного наследия», следует, что осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия возложено на правообладателя объекта культурного наследия, то есть муниципальное образование г. Алатырь ЧР, и как собственник данного объекта культурного наследия, несет расходы на его содержание и обязан соблюдать и выполнять требования законодательства об охране объектов культурного наследия.

Учитывая изложенное, административные исковые требования прокурора о признании незаконными действий (бездействий) отдела культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации г. Алатырь Чувашской Республики по неразмещению информационного носителя на фасаде объекта культурного наследия – каменного одноэтажного здания, конца 19 начало 20 в.в., расположенного по адресу: <адрес> а также обязании административного ответчика устранить указанные нарушения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

признать бездействие Отдела культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации г. Алатырь Чувашской Республики по неразмещению информационного носителя на фасаде объекта культурного наследия – каменное одноэтажное здание, конец 19 начало 20 в., расположенное по адресу: <адрес> – незаконным.

Обязать Отдел культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации г. Алатырь Чувашской Республики в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу разработать проект установки информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия - каменное одноэтажное здание, конец 19 начало 20 в., расположенное по адресу: <адрес>

Обязать Отдел культуры, по делам национальностей, туризма и архивного дела администрации г. Алатырь Чувашской Республики в течение шести месяцев со дня согласования Пректа организовать изготовление и установку информационных надписей и обозначений на указанный объект культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в апелляционном порядке, в течение месяца, со дня составления мотивированного решения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение составляется в течение десяти дней.

Председательствующий: судья Н.М. Назарова

Мотивированное решение изготовлено – 14 июля 2020 года.