Дело № 2а-476/2022
УИД 19RS0003-01-2022-000788-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2022 года город Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Плетневой Т.А.,
при секретаре Мамаенко А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Управление ФНС России по РХ обратилось в Саяногорский городской суд с административным иском к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций, указывая то, что ФИО2 является плательщиком транспортного налога. О необходимости уплатить транспортный налог ФИО2 извещена Управлением в форме налогового уведомления № от ДАТА, с расчетом суммы транспортного налога, отдельно по каждому транспортному средству <>, количество месяцев владения в году 12/12, сумма исчисленного транспортного налога за 2019 год составила 11 250 руб. По истечении срока уплаты транспортного налога, в связи с неоплатой, должнику в соответствии со ст.70 НК РФ было направлено требование № от ДАТА об уплате транспортного налога, со сроком добровольного исполнения до ДАТА. Однако требование должником в добровольном порядке до настоящего времени не исполнено. Вследствие несвоевременной оплаты налоговых обязательств, налогоплательщику начислена пеня в соответствии со ст. 75 НК РФ. Кроме того, ФИО2 является плательщиком налога на имущество физических лиц. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом в соответствии со ст. 409 НК РФ. О необходимости уплатить налог ФИО2 извещена налоговой инспекцией в форме налогового уведомления № от ДАТА, с расчетом суммы налога отдельно по объекту недвижимости: квартиры, расположенный по адресу: <адрес>, доля в праве 1/2, количество месяцев владения 12/12, сумма налога к уплате за 2019 год составила 774 руб. По истечении срока уплаты налога на имущество должнику в соответствии со ст.70 НК РФ было направлено требование № от ДАТА об уплате налога на имущество. Однако требование должником в добровольном порядке до настоящего времени не исполнено. Вследствие несвоевременной оплаты налоговых обязательств, налогоплательщику начислена пеня в соответствии со ст. 75 НК РФ. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10000 рублей. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия обращалось к мировому судье судебного участка № 4 г. Саяногорска Республики Хакасия о вынесении судебного приказа в отношении ФИО2 о взыскании транспортного налога с физических лиц, налога на имущество физических лиц, а также о взыскании пени, начисленной в связи с не оплатой начисленных сумм налога. ДАТА мировой судья судебного участка № 3 г. Саяногорска Республики Хакасия вынес определение об отмене судебного приказа по заявлению ответчика. Просят взыскать с административного ответчика в доход соответствующего бюджета задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме 11250 руб., пени в сумме 109,97 руб.; задолженность по налогу на имущество за 2019 год в сумме 774 руб., пени в сумме 7,57 руб.
Представитель административного истца Управления ФНС по Республике Хакасия ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть административный иск в отсутствие представителя. В письменных дополнениях указала, что довод налогоплательщика о том, что в результате удовлетворения исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Республики Хакасия будет произведено двойное взыскание является необоснованным, в силу положений Постановление Пленума ВАС РФ от ДАТА N 29 (ред. от ДАТА) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). С налогоплательщика взыскивается задолженность за 2019 год (по сроку уплаты ДАТА), то есть после подачи административным ответчиком заявления о банкротстве. Следовательно, налоговый орган производит взыскание в установленном законом порядке (в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Административный ответчик ФИО2 для участия в судебном заседании не явилась, уведомлена надлежащим образом о месте и времени его проведения. Представила возражения, в которых указала, что в производстве Арбитражного суда Республики Хакасия находится дело о ее несостоятельности (банкротстве). ДАТА было проведено судебное заседание по заявлению Управления ФНС по РХ и вынесено определение о включении требований в реестр требований кредиторов должника, в котором требование ФНС в размере 36617,84 признано обоснованным. По представленному в Арбитражный суд РХ Управлением ФНС по РХ расчету вошли, в том числе, и платежи и пени по транспортному и имущественному налогам за 2019 год.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (статья 57 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно части 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территорий Российской Федерации.
Согласно пункта 2 статьи 408 Кодекса сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствие со ст. 85 НК РФ. В отношении объектов налогообложения, права на которые возникли со дня вступления в силу Федерального закона от ДАТА N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до ДАТА.
Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу пункта 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Пунктом 4 статьи 52 НК РФ предусмотрен порядок направления налогового уведомления. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно положениям статей 48, 70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
В судебном заседании на основании материалов, дела установлено, что ФИО2 владела в 2019 году транспортным средством <>, квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
В связи с этим, ФИО2 является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц в указанном периоде.
Согласно налоговому уведомлению № от ДАТАФИО2 обязана была уплатить транспортный налог в сумме 11250 руб., налог на имущество физических лиц в сумме 774 руб. в срок до ДАТА.
В связи с неоплатой транспортного налога, налога на имущество физических лиц в установленные налоговым законодательством срок, в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику ФИО2 начислена пеня в сумме 117,54 руб.
По истечении срока по уплате налогов налогоплательщику, в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ, направлено требование № от ДАТА об уплате налога, сбора, штрафа, пени.
С учетом указанных уведомления и требования суд приходит к выводу, что процедура принудительного взыскания налоговым органом была соблюдена.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия обращалось к мировому судье судебного участка № 4 г. Саяногорска Республики Хакасия о вынесении судебного приказа в отношении ФИО2 о взыскании транспортного налога с физических лиц, налога на имущество физических лиц, а также о взыскании пени, начисленной в связи с не оплатой начисленных сумм налога.
ДАТА мировой судья судебного участка № 3 г. Саяногорска Республики Хакасия вынес определение об отмене судебного приказа по заявлению должника.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Обращение в суд с настоящим административным иском последовало ДАТА, то есть в пределах шести месяцев с даты отмены судебного приказа (ДАТА), что позволяет суду сделать вывод, что сроки обращения в суд административным истцом соблюдены.
При этом, на дату рассмотрения задолженность по транспортному налогу в сумме 11 250 руб., пени в сумме 109,97 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме 774 руб., пени в сумме 7,54 административным ответчиком не погашены.
При таких обстоятельствах, суд считает требования Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы административного ответчика о том, что вынесено определение о включении требований в реестр требований кредиторов должника, в котором требование ФНС в размере 36617,84 признано обоснованным. По представленному в Арбитражный суд РХ Управлением ФНС по РХ расчету вошли, в том числе, и платежи и пени по транспортному и имущественному налогам за 2019 год суд признает необоснованными, исходя из следующего.
Определением Арбитражного суда РХ о включении требований в реестр требований кредитора должника от ДАТА установлено, что Управление ФНС при обращении с заявлением просит включить в третью очередь реестра требований кредитора должника (ФИО2) задолженность по обязательным платежам в сумме 36 617,84, в том числе сумму основного долга - 32 247,40 руб., пени - 4 370,44 руб.
При этом, в определении указаны периоды и даты налоговых уведомлений, а именно:
Налоговым уведомлением от ДАТА№ налоговый орган известил должника о необходимости погасить образовавшуюся задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 4640 руб., налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 902 руб., земельному налогу за 2017 год в размере 124 руб.
Налоговым уведомлением от ДАТА№ налоговый орган известил должника о необходимости погасить образовавшуюся задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 9000 руб., налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 397 руб.
Налоговым уведомлением от ДАТА№ налоговый орган известил должника о необходимости погасить образовавшуюся задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 11250 руб., налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 640 руб.
Налоговым уведомлением от ДАТА№ налоговый орган известил должника о необходимости погасить образовавшуюся задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 11250 руб., налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 703 руб.
Задолженность по обязательным платежам и пени за 2019 год в реестр требований кредитора должника (ФИО2) Управление ФНС не включало.
При этом, суд учитывает, что, исходя из положений статей 2, 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
Аналогичные положения содержатся и в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
С налогоплательщика ФИО2 взыскивается задолженность за 2019 год (по сроку уплаты ДАТА), то есть после подачи административным ответчиком заявления о банкротстве. Следовательно, налоговый орган производит взыскание в установленном законом порядке в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Обращаясь с иском о взыскании недоимки по налогу, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия было освобождено от уплаты государственной пошлины.
Иск Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия удовлетворен, поэтому с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 485,66 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия задолженность по транспортному налогу за 2019 год (по требованию № от ДАТА) в сумме 11250 руб. (КБК 18210604012021000110 ОКТМО 95708000), пени в сумме 109,97 руб. (КБК 18210604012022100110 ОКТМО 95708000), задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год (по требованию № 8398 от 09.02.2021) в сумме 774 руб. (КБК 18210601020041000110 ОКТМО 95708000), пени в сумме 7,57 руб. (КБК 18210601020042100110 ОКТМО 95708000), всего взыскать 12141,54 руб.
Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 485 рублей 66 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Плетнева Т.А.