ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-476/2024 от 19.01.2024 Стерлитамакского городского суда (Республика Башкортостан)

дело № 2а-476/2024

03RS0017-01-2023-010197-72

категория дела 3.022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 января 2024 года г. Стерлитамак

Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.,

при секретаре Садыковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Стерлитамак Республики Башкортостан Коровкина Д.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан о возложении обязанности обеспечить сообщение

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Стерлитамак Республики Башкортостан Коровкин Д.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском с учетом уточнения к администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан о возложении обязанности обеспечить сообщение.

Просит обязать администрацию городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан в течение трех лет с даты вступления в законную силу решения суда обеспечить сообщение между поселком Шах-Тау и административным центром города Стерлитамак путем строительства нового Бельского моста через реку Белая для автомобильного и пешеходного движения, отвечающего требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 33384-2015.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Стерлитамак в связи с поручением прокуратуры республики от 26.09.2023 № Исуб-7/2-11200-23/20474-20800001 по вопросу повреждения и ремонта Бельского моста через реку Белая проведена проверка исполнения законодательства о дорожной деятельности, в ходе которой установлено следующее.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 27 сентября 2023 года правообладателем Бельского моста через реку Белая является городской округ город Стерлитамак. Бельский мост через реку Белая расположен на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, введен в эксплуатацию в 1980 году. Данный мост является одной из основных транспортных артерий между городом Стерлитамак и другими муниципальными образованиями юго-восточной части Республики Башкортостан. Для жителей, проживающих в посёлке Шах-Тау, Стерлитамакском и Ишимбайском районах, Бельский мост через реку Белая является единственным кратчайшим путем транспортного сообщения с городами Стерлитамак и Уфа. Также мост активно используется крупными и средними предприятиями города для обеспечения сырьевой базой и продовольственными товарами. В 2018 году произошло частичное разрушение участка проезжей части Бельского моста через реку Белая. ООО «ДорМостПроект» в ноябре 2018 года проведена работа по обследованию и испытанию моста, с целью определения ремонтопригодности пролётных строений моста, оценки фактической грузоподъемности пролётных строений и назначение режима эксплуатации моста. Из результатов проведения статических испытаний следует, что из-за постоянного интенсивного замачивания водой проезжей части через нарушенную гидроизоляцию, бетонная поверхность плит потеряла до 50% от первоначальной прочности. Рабочая арматура плит подвержена коррозии на глубину до 0,5 мм и по рекомендации ООО «ДорМостПроект» на мосту установлено ограничение движения автотранспорта грузоподъемностью более 10,5 т. 31 мая 2023 года вновь произошло разрушение участка дорожного полотна проезжей части моста, в результате чего движение по мосту было частично перекрыто на время проведения работ. Введены ограничения на движение автотранспорта грузоподъемностью более 10,5 т, что негативно сказывается на транспортной и промышленной инфраструктуре города. По состоянию на 9 октября 2023 года меры по ремонту либо строительству нового Бельского моста через реку Белая для автомобильного и пешеходного движения, отвечающего требованиям, установленных законом, не приняты. Согласно отчету ООО НИЦ «Мосты» фактическое техническое состояние моста является аварийным (0 баллов), непригодным к эксплуатации. Долговечность несущих конструкций моста существенно снижена из-за неудовлетворительного состояния плиты проезжей части. Ресурс долговечности конструкций моста практически исчерпан. Для восстановления технического состояния моста рекомендуется в течение ближайших 3 лет разработать проект и выполнить капитальный ремонт моста в соответствии с рекомендациями, изложенными в разделе 6.4 отчета. До проведения капитального ремонта на период вынужденной эксплуатации моста необходимо сохранить все действующие ограничения, а также вести постоянный мониторинг за состоянием промежуточной опоры № 2.

В настоящее время мост находится в аварийном состоянии, других путей проезда к жилым домам поселка Шах - Тау не имеется и в случае разрушения моста, находящиеся и проживающие в поселке граждане, будут лишены какой-либо помощи со стороны пожарной, медицинской службы и правоохранительных органов, что ставит под угрозу и жизнь неопределенного количества граждан.

Определением Стерлитамакского городского суда РБ от 23 ноября 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГКУ «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан», ФГБУ «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», администрация муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, АО «Башкирская содовая компания», ООО «ЭкологСтройСервис», Юсупов Р.Н., администрация сельского поселения Ишеевский сельсовет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан.

Определением Стерлитамакского городского суда РБ от 22 декабря 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство земельных и имущественных отношений РБ.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора г. Стерлитамак Республики Башкортостан Астахова А.С. доводы и требования административного искового заявления с учетом уточнения поддержала.

В судебном заседании представители административного ответчика – администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан Азарх Ю.Н., Кинзябаев М.Ф. с административным иском не согласились согласно представленным возражениям.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Башкирская содовая компания» Ибрагимова Л.Р. поддержала позицию согласно представленному отзыву.

Представители заинтересованных лиц – Правительства Республики Башкортостан, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерства финансов Республики Башкортостан, ГКУ «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан», ФГБУ «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», администрации муниципального района Ишимбайский район, ООО «ЭкологСтройСервис», Юсупов Р.Н., администрации сельского поселения Ишеевский сельсовет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на рассмотрение дела не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, заинтересованных лиц.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, приходит к следующему выводу.

Согласно статье 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статей 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

В силу статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закон № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона № 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон № 196-ФЗ) предусмотрено следующее: безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно статье 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 20 сентября 2023 года в прокуратуру г. Стерлитамак Республики Башкортостан поступило заявление инициативной группы, жителей населенных пунктов <адрес> о проведении проверки по ремонту Бельского моста.

Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 27 сентября 2023 года администрация городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан является собственником Бельского моста через реку Белая, 1982 года постройки.

8 июня 2023 года прокуратурой г. Стерлитамак Республики Башкортостан в администрацию городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, согласно которому проезжая часть дороги, ведущая через мост реки Белая имеет многочисленные повреждения дорожного покрытия. Согласно техническому отчету ООО «ДорМостПроект» фундамент опоры моста находится в аварийном состоянии.

Из ответа администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 12 июля 2023 года на представление прокурора следует, что администрацией направлены обращения в различные ведомства, по мосту ограничено движение грузовых автомобилей массой свыше 10 т, организовано реверсивное движение, выставлены круглосуточные временные посты ГИБДД и пункт весового контроля со стороны городского округа г. Стерлитамак на время проведения ремонтных работ, во избежание дальнейшего повреждения. 14 июня 2023 года по окончании работ данное ограничение было снято. Между благотворительным Фондом поддержки социального развития городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан и ООО НИЦ «Мосты» заключен договор на обследование технического состояния моста. По результатам проведенного технического обследования Бельского моста через реку Белая в июне 2023 года получен технический отчет № НИЦ-48-2023. Согласно результатам обследования фактическое техническое состояние моста является неудовлетворительным. Долговечность отдельных его конструкций практически исчерпана. Требуется проведение ремонтно-строительных мероприятий. В 2021 году администрацией городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан выполнила работы по разработке проектно-сметной документации на строительство объекта «Реконструкция Бельского моста г. Стерлитамак Республики Башкортостан». 31 марта 2021 года получено положительное заключение государственной экспертизы. Проект предусматривает строительство нового моста, после строительства которого предусмотрена реконструкция существующего моста.

Из письма администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан от 20 сентября 2023 года в адрес заместителя прокурора г. Стерлитамак Республики Башкортостан следует, что в 2018 году произошло частичное разрушение участка проезжей части Бельского моста через реку Белая. ООО «ДорМостПроект» в ноябре 2018 года проведена работа по обследованию и испытанию моста, с целью определения ремонтопригодности пролётных строений моста, оценки фактической грузоподъемности пролётных строений и назначение режима эксплуатации моста. Согласно результатам обследования техническое состояние моста признано неудовлетворительным, и оценено в 2 балла. Транспортно-эксплуатационное состояние относится к категории «В» - не обеспечена плавность движения и не обеспечены скорости, установленные экономическими соображениями, в связи с чем условия движения характеризуются как повышенной опасности. Необходимо оставить введенное ограничение скорости движения автотранспорта до 40 км/ч. грузоподъемность сооружения в целом определяется грузоподъемностью наиболее слабой из основных несущих конструкций. Наиболее слабой из основных несущих конструкций является железобетонная плита проезжей части моста. Из-за постоянного интенсивного замачивания водой проезжей части через нарушенную гидроизоляцию, бетонная поверхность плит потеряла до 50 % от первоначальной прочности. Рабочая арматура плит подвержена коррозии на глубину до 0,5 мм и по рекомендации ООО «ДорМостПроект» на мосту установлено ограничение движения автотранспорта грузоподъемностью более 10,5 т. Состояние опоры № 2 оценивается как аварийное. По состоянию на 19 сентября 2023 года введены ограничения на движение по мосту автотранспорта грузоподъемностью более 10,5 т.

Из письма от 27 июля 2023 года администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан министру транспорта и дорожного хозяйства Клебанову А.В. следует, что 31 мая 2023 года вновь произошло разрушение участка дорожного полотна проезжей части моста, в результате чего движение по мосту было частично перекрыто на время проведения работ. Введены ограничения на движение автотранспорта грузоподъемностью более 10,5 т, что негативно сказывается на транспортной и промышленной инфраструктуре города.

Постановлением администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан № 3097 от 2 ноября 2023 года утверждено распределение объемов работ, выполняемых за счет средств Дорожного фонда Республики Башкортостан и бюджета городского округа г. Стерлитамак по объекту «Реконструкция Бельского моста г. Стерлитамак Республики Башкортостан».

Согласно данному распределению, срок выполнения работ по реконструкции Бельского моста г. Стерлитамак установлен на 2023-2028 года, предельный объем средств на выполнение долгосрочного муниципального контракта на 2023 год – 540091,753 рубль, на 2024 год – 103092,784 рубля, на 2025 год – 129956,155 рублей, на 2026 год – 841000,000 рубль, на 2027 год – 841000,000 рубль, на 2028 год – 840747,952 рублей, всего 3295888,644 рублей.

Этапы строительства согласно графику выполнения работ выглядят следующим образом:

Подготовка территории строительства – с момента заключения контракта - июнь 2024 года,

Рубка деревьев - с момента заключения контракта - июнь 2024 года,

Рекультивация - с момента заключения контракта - июнь 2024 года,

Разборка - с момента заключения контракта - июнь 2024 года,

Снос строений - с момента заключения контракта - июнь 2024 года,

Организация дорожного движения на период строительства - с момента заключения контракта - июнь 2024 года,

Подготовительные работы по дорожной части - с момента заключения контракта - июнь 2024 года,

Земляное полотно – май 2025 года – июль 2025 года,

Дорожная одежда – август 2025 года – сентябрь 2025 года,

Укрепительные работы – сентябрь 2025 года – ноябрь 2025 года,

Организация дорожного движения на период эксплуатации – ноябрь 2025 года – декабрь 2025 года,

Шумозащитные экраны – октябрь 2024 года – декабрь 2025 года,

Крайние опоры (устои) – декабрь 2024 года – февраль 2025 года,

Промежуточные опоры – июль 2024 года – март 2023 года,

Сопряжения – июль 2025 года – август 2025 года,

Конусы и лестничные сходы – октябрь 2025 года – ноябрь 2025 года,

Специальные вспомогательные сооружения и устройства – июнь 2024 года – октябрь 2025 года,

Металлическое пролетное строение – декабрь 2024 года – ноябрь 2025 года,

Статические испытания свай – июль 2024 года – январь 2025 года,

Наружное освещение – октябрь 2025 года – декабрь 2025 года,

Электроснабжение – октябрь 2025 года – декабрь 2025 года,

Система видеонаблюдения – ноябрь 2025 года – декабрь 2025 года,

Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности – ноябрь 2025 года – декабрь 2025 года,

Пожарная безопасность – ноябрь 2025 года – декабрь 2025 года,

Локальное очистное сооружение. Левый берег – июнь 2025 года – декабрь 2025 года,

Механизированные работы по устройству земляного полотна площадки, укрепление откосов и поверхности площадки ЛОС механизированным посевом многолетних трав по слою растительного грунта толщиной 0,15 м, устройство проектируемой дорожной одежды, устройство бортового камня – июнь 2025 года – декабрь 2025 года,

Локальное очистное сооружение. Правый берег – июнь 2025 года – декабрь 2025 года,

Механизированные работы по устройству земляного полотна площадки, укрепление откосов и поверхности площадки ЛОС механизированным посевом многолетних трав по слою растительного грунта толщиной 0,15 м, устройство проектируемой дорожной одежды, устройство бортового камня – июнь 2025 года – декабрь 2025 года,

Дождевая канализация. Правый берег – июнь 2025 года – декабрь 2025 года,

Дождевая канализация. Правый берег – июнь 2025 года – декабрь 2025 года,

Пусконаладочные работы – ноябрь 2025 года – декабрь 2025 года.

Таким образом, из представленного графика выполнения работ следует, что продолжительность строительства моста составляет 23 месяца, до декабря 2025 года.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора об обязании администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан обеспечить сообщение между поселком Шах-Тау и административным центром города Стерлитамак путем строительства нового Бельского моста через реку Белая для автомобильного и пешеходного движения, отвечающего требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 33384-2015, поскольку существующий Бельский мост находится в аварийном состоянии, расположен на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, является одной из основных транспортных артерий между городским округом г. Стерлитамак и другими муниципальными образованиями юго-восточной части Республики Башкортостан, для жителей, проживающих в посёлке Шах-Тау, Стерлитамакском и Ишимбайском районах, Бельский мост через реку Белая является единственным кратчайшим путем транспортного сообщения с городами Стерлитамак и Уфа, других путей проезда к поселку Шах - Тау не имеется, в случае разрушения моста находящиеся и проживающие в поселке граждане будут лишены какой-либо помощи со стороны пожарной, медицинской службы и правоохранительных органов, что ставит под угрозу и жизнь неопределенного круга лиц.

Учитывая график выполнения работ по строительству моста, суд приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора об обязании обеспечить сообщение в течение трех лет с даты вступления в законную силу решения суда. При этом, обеспечение транспортного сообщения согласно действующему законодательству не ставиться в зависимость от финансовой возможности органа местного самоуправления.

Изменения, которые необходимо внести в проектно-сметную документацию, с учетом того, что при строительстве моста затрагиваются права и законные интересы АО «Башкирская содовая компания» в части принадлежащих объектов (рассолопроводов), между административным ответчиком и указанным предприятием согласованы, о чем представителями пояснено в ходе рассмотрения дела.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора г. Стерлитамак Республики Башкортостан Коровкина Д.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан о возложении обязанности обеспечить сообщение – удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан в течение трех лет с даты вступления в законную силу решения суда обеспечить сообщение между поселком Шах-Тау и административным центром города Стерлитамак путем строительства нового Бельского моста через реку Белая для автомобильного и пешеходного движения, отвечающего требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 33384-2015.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья Э.Р. Кузнецова