ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-477/18 от 03.07.2018 Талдомского районного суда (Московская область)

Адм.дело №2а-477/18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2018 года Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Никитухиной И.В. с участием прокурора Головешкиной Е.С. при секретаре Ивановой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Талдомского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района <адрес> и заинтересованному лицу Избирательной комиссии городского поселения <адрес> о признании незаконным решения Совета депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района <адрес> о назначении дополнительных выборов и обязании отменить решение,

У С Т А Н О В И Л:

Талдомский городской прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения Совета депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Совета депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Запрудня по многомандатному избирательному округу ».

Требования прокурора основаны на том, что по результатам проведенной проверки принятого Советом депутатов городского поселения Запрудня решения от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что данным решением представительный орган муниципального образования на ДД.ММ.ГГГГ назначил дополнительные выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Запрудня по многомандатному избирательному округу . Однако данное решение не соответствует требованиям действующего законодательства. В силу положений п.10 ст.71 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Думой принят <адрес>-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Талдомского муниципального района», который вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст.1 указанного <адрес> муниципальное образование, образованное путем объединения территорий муниципальных образований <адрес>, наделяется статусом городского округа - Талдомский городской округ. Городское поселение Запрудня Талдомского муниципального района утрачивает статус муниципального образования. Согласно ст.<адрес> представительным органом Талдомского городского округа первого созыва является Совет депутатов Талдомского городского округа, избираемый на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем дополнительные выборы в городском поселении не могут быть назначены и проведены.

В связи с выявленными нарушениями прокурором ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, которые по результатам рассмотрения представительным органом ДД.ММ.ГГГГ оставлены без удовлетворения.

Проведение в муниципальном образовании, утратившем статус, дополнительных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Запрудня по многомандатному избирательному округу , не только противоречит действующему законодательству, порождает правовую неопределенность, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, но и приведет к неправомерному расходованию средств муниципального бюджета.

На основании изложенного просит признать незаконным решение Совета депутатов городского поселения Запрудня от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ) «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Запрудня по многомандатному избирательному округу », а также возложить на Совет депутатов городского поселения <адрес> обязанность по отмене решения Совета депутатов городского поселения Запрудня от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ) «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Запрудня по многомандатному избирательному округу ».

В судебном заседании прокурор ФИО3 административный иск поддержала.

Представитель Совета депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района <адрес>ФИО4 административный иск не признал и пояснил, что оспариваемое решение ни чьих прав не нарушает. Основанием для подачи административного иска явился <адрес> «Об организации местного самоуправления на территории Талдомского муниципального района». Данный Закон оспаривается в Московском областном суде. Административный иск был принят, назначен к слушанию на ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что дальнейшее рассмотрение настоящего иска невозможно до рассмотрения дела <адрес> судом в силу положений части 5 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Вторым основанием является то, что заблаговременно Главой городского поселения Запрудня были поставлены в известность о принятом решении территориальная избирательная комиссия <адрес> и председатель <адрес> Думы. Данные документы были приняты, но, несмотря на это, <адрес> об организации местного самоуправления был принят.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии городского поселения <адрес>ФИО5 полагала рассмотрение административного иска на усмотрение суда.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.239 ч.6 КАС РФ прокурор в порядке, установленном настоящей главой, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных настоящей статьей, частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.34 ч.1, 2 и 3 ФЗ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.35 ч.1 и 16 ФЗ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

16. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом…

В соответствии со ст.16 Устава городского поселения <адрес> выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Запрудня и главы городского поселения Запрудня осуществляются на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании.

Выборы депутатов городского поселения Запрудня проводятся по многомандатным округам.

В соответствии со ст.30 ч.1 Устава городского поселения Запрудня Совет депутатов городского поселения Запрудня состоит из 15 депутатов, избираемых населением городского поселения Запрудня на муниципальных выборах на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании по многомандатным округам.

В соответствии со ст.31 Устава городского поселения <адрес> Совет депутатов городского поселения Запрудня является муниципальным казенным учреждением и наделяется правом юридического лица.

2. Совет депутатов приступает к исполнению своих полномочий после избрания не менее 2/3 депутатов от установленного числа депутатов.

7. В случае добровольного сложения с себя депутатских полномочий кем-либо из депутатов либо невозможности исполнения обязанностей депутата в соответствии с настоящим Уставом Совет депутатов имеет право работать в уменьшенном составе (но не менее 2/3 установленной численности депутатов Совета) до проведения дополнительных выборов депутатов по освободившимся округам.

В соответствии со ст.46 Устава городского поселения <адрес> срок полномочий Совета депутатов городского поселения Запрудня составляет пять лет.

Полномочия Совета депутатов городского поселения Запрудня могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полномочия Совета депутатов также прекращаются:

4) в случае утраты городским поселением Запрудня статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом…

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Советом депутатов городского поселения <адрес> на чрезвычайном заседании было принято решение о назначении на ДД.ММ.ГГГГ дополнительных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Запрудня по многомандатному избирательному округу (л.д.10).

ДД.ММ.ГГГГ Талдомским городским прокурором принесен протест, ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, в которых прокурором указывалось на незаконность принятого решения по тем основаниям, что в настоящее время представительный орган городского поселения Запрудня состоит из 13 депутатов, что указывает на его правомочность, в связи с чем сокращение сроков избирательных действий при назначении дополнительных выборов является неправомерным. Кроме того, со ссылкой на <адрес>-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Талдомского муниципального района», в соответствии с которым городское поселение Запрудня утрачивает статус муниципального образования, прокурором предложено отменить оспариваемое решение Совета депутатов городского поселения Запрудня.

По результатам рассмотрения представительным органом протеста и представления прокурора ДД.ММ.ГГГГ указанные акты прокурорского реагирования оставлены без удовлетворения.

Решением Совета депутатов городского поселения Запрудня от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение от ДД.ММ.ГГГГ в части указания даты дополнительных выборов – слова «19 августа» заменены на слова «9 сентября» (л.д.23).

В связи с отклонением представительным органом актов прокурорского реагирования, прокурор обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Совета депутатов городского поселения Запрудня от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ) «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Запрудня по многомандатному избирательному округу ».

Суд считает требования прокурора в этой части подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из представленных документов и Устава городского поселения Запрудня следует, что в городском поселении Совет депутатов городского поселения Запрудня состоит из 15 депутатов, которые были избраны сроком на 5 лет.

В соответствии с Уставом городского поселения Запрудня к полномочиям Совета депутатов относится принятие решений о выборах депутатов в Совет депутатов, главы городского поселения Запрудня и других выборных должностных лиц в соответствии с федеральным законодательством и законодательством <адрес> (ст.33).

Совет депутатов является правомочным при наличии не менее 2/3 депутатов от установленного числа депутатов, то есть не менее 10 депутатов. Из протокола чрезвычайного заседания Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ следует, что дополнительные выборы назначены в связи с тем, что два депутата сложили с себя полномочия.

В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (ч.4); решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (ч.7).

Аналогичные нормы закреплены в статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в <адрес>", которая предусматривает, что выборы депутатов Совета депутатов, главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления назначает Совет депутатов соответствующего муниципального образования (ч.1); в случае досрочного прекращения полномочий депутатов Совета депутатов, главы муниципального образования, других должностных лиц местного самоуправления, влекущего за собой неправомочность органа местного самоуправления, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (ч.3).

В соответствии с п.9 ст.71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. Законом могут быть предусмотрены иные основания для проведения в многомандатном избирательном округе дополнительных выборов депутата взамен выбывшего.

В соответствии с п.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть.

При этом в соответствии с п.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

На момент принятия оспариваемого решения Совет депутатов городского поселения Запрудня состоял из 13 депутатов, в связи с чем он правомочен был осуществлять свои полномочия. Следовательно, оснований для назначения дополнительных выборов не имелось.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ вступил в законную силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 70/2018-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Талдомского муниципального района". В соответствии с п.<адрес> объединены территории городского поселения Вербилки Талдомского муниципального района, городского поселения Северный Талдомского муниципального района, городского поселения Талдом Талдомского муниципального района, сельского поселения Гуслевское Талдомского муниципального района, сельского поселения Ермолинское Талдомского муниципального района, сельского поселения Квашенковское Талдомского муниципального района, сельского поселения Темповое Талдомского муниципального района и прекращен статус муниципального образования городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района со дня вступления в силу настоящего Закона. Муниципальное образование, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории Талдомского муниципального района, наделено статусом городского округа.

В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 70/2018-ОЗ представительным органом Талдомского городского округа первого созыва является Совет депутатов Талдомского городского округа.

В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 70/2018-ОЗ со дня формирования органов местного самоуправления Талдомского городского округа прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городского поселения Вербилки Талдомского муниципального района, городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района, городского поселения Северный Талдомского муниципального района, городского поселения Талдом Талдомского муниципального района, сельского поселения Гуслевское Талдомского муниципального района, сельского поселения Ермолинское Талдомского муниципального района, сельского поселения Квашенковское Талдомского муниципального района, сельского поселения Темповое Талдомского муниципального района и Талдомского муниципального района.

В связи с изложенным, проведение дополнительных выборов ДД.ММ.ГГГГ в городском поселении Запрудня будет противоречить действующему законодательству и приведет к нарушению прав граждан по участию в голосовании по выборам депутатов представительного органа муниципального образования, статус которого прекращен.

На основании изложенного, суд признает незаконным решение Совета депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Совета депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Запрудня по многомандатному избирательному округу ».

Так как решение Совета депутатов городского поселения Запрудня признано незаконным, то оснований для возложения обязанности на Совет депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района <адрес> по отмене решения указанного решения не имеется. Поэтому в этой части суд прокурору отказывает.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Талдомского городского прокурора <адрес>, поданный в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Совета депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Совета депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) «О назначении дополнительных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Запрудня по многомандатному избирательному округу ».

В остальной части административного иска о возложении обязанности на Совет депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района <адрес> по отмене решения Талдомскому городскому прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме в Московский областной суд через Талдомский районный суд.

Судья И.В.Никитухина

Решение в окончательной форме

составлено ДД.ММ.ГГГГ