ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-477/20 от 08.10.2020 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-477/2020

УИД 43RS0010-01-2020-000727-63

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2020 г. г. Вятские Поляны

Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:

председательствующего судьи Мининой В.А.,

при секретаре Староверовой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике к Халяпову И.Г. о взыскании земельного налога и пени за его несвоевременную уплату,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике обратилась в суд с административным исковым заявлением к Халяпову И.Г. о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2012, 2013, 2014 гг. в размере 2 692 руб. 56 коп., в т.ч.: земельный налог – 2 468 руб. 81 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога – 223 руб. 75 коп.

В обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства.

Согласно сведениям, представленным из органов Росреестра по Кировской области, налогоплательщик Халяпов И.Г. является собственником земельного участка по адресу: *** кадастровый , кадастровая стоимость которого за период с 01.01.2012 по 01.01.2014 составляла 411 403 руб.

Межрайонной ИФНС России № 3 по Удмуртской республике произведено исчисление земельного налога за 2012-2014 гг. в размере 2 468,81 руб. Налог в установленный законом срок не оплачен.

За несвоевременную уплату земельного налога в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени в сумме 223,75 руб.

В соответствии со ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области административному ответчику направлены требования об уплате налога и пени, однако до настоящего времени сумма пени административным ответчиком добровольно не уплачена.

От административного ответчика Халяпова И.Г. в суд поступили возражения относительно заявленных требований. Указал, что земельный налог за 2012-2014 гг. им уплачен в установленный законом срок 27.11.2015 в сумме 2 468 руб. 81 коп. В полученном им в 2015 г. налоговом уведомлении счета получателя платежа отличаются от номера счета в налоговом уведомлении, предъявленном административным истцом в суд в качестве доказательства. Учитывая, что он исполнил обязанность по уплате земельного налога, просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании административный ответчик Халяпов И.Г. исковые требования не признал. Пояснил, что действительно имеет в собственности земельный участок по адресу: ***. Им действительно было получено уведомление по уплате земельного налога за 2012, 2013, 2014 годы, своевременно, в установленный срок им была произведена уплата налога в полном объеме. То, что уплаченная сумма земельного налога была ошибочно перечислена на другой номер КБК, им с супругой было обнаружено только в ходе судебного разбирательства по данному делу. Он пытался уточнить платеж в 2020 году, обращался с соответствующим заявлением в налоговый орган, в чем ему было отказано ввиду пропуска срока. Считает, что Налоговым кодексом не предусмотрено, что перечисление налога на другой номер ГБК свидетельствует о его неуплате. Поскольку наименование Банка и номер счета в платежном документе указан правильно, считает, что свою обязанность по уплате налога он исполнил. Также считает, что по данным требования истец пропустил срок исковой давности. В удовлетворении иска просил отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Сбербанк России» (в лице Кировского отделения № 8612) в судебное заседание не явился. В отзыве указали, что, по их мнению, ответственным за правильность указания реквизитов при перечислении суммы налога является налогоплательщик.

Суд, выслушав пояснения административного ответчика, принимая во внимание доводы сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Пунктом 2 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика или плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В силу ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пени и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.

Пункт 2 части 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ), является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты налогоплательщиком налога в установленные законом сроки для него наступают неблагоприятные последствия в виде обязанности уплаты пени (ст. 75 НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ч. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Порядок исчисления суммы налога: налоговая база * налоговая ставка/12 месяцев * количество месяцев, за которое производится расчет.

Халяпов И.Г., в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до 31.12.2014 признается налогоплательщиком налога на имущество.

Налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года, без учета коэффициента-дефлятора (п. 2 ст.5 Закона, ч. 5. 6 ст. 8 Закона от 02.11.2013 N 306-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Согласно сведениям, представленным органами Росреестра по Кировской области, ответчик Халяпов И.Г. (налогоплательщик) является собственником земельного участка по адресу: ***, кадастровый , кадастровая стоимость которого за период с 01.01.2012 по 01.01.2014 составляла 411 403 руб.

Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения

В силу положений п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

На основании п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налоговым периодом согласно п. 1 ст. 393 НК РФ признается календарный год.

Положением о земельном налоге муниципального образования «Город Воткинск» установлены ставки земельного налога.

По состоянию на спорные правоотношения применялась ставка 0,2 процента.

Межрайонной ИФНС России № 3 по Удмуртской республике произведено исчисление земельного налога за 2012-2014 гг. в размере 2 468,81 руб., исходя из расчета:

- За 2012 г. – 411 403,00 х 0,2 % = 822,81 руб.

- За 2013 г. – 411 403,00 х 0,2 % = 823 руб.

- За 2014 г. – 411 403,00 х 0,2 % = 823 руб.

Административным ответчиком указанный расчет не оспаривается.

Межрайонная ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике направила Халяпову И.Г. налоговое уведомление от *** об уплате земельного налога в размере 2 468,81 руб. в срок: не позднее 22.12.2015.

В связи с отсутствием сведений об уплате налога, признавая, что установленная законом обязанность по уплате налога налогоплательщиком не исполнена, то в адрес Халяпова И.Г. налоговым органом направлено требование от *** об уплате земельного налога за 2012-2014 годы в размере 2 468,81 руб., пени по земельному налогу, начисленные за период с 23.12.2015 по 31.08.2016 в размере 223,75 руб.

МИФНС России N 3 по Удмуртской Республике обратилась в суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по земельному налогу за 2012-2014 годы в отношении указанного выше земельного участка - 2 468,81 руб., и пени.

Выданный 31.01.2020 мировым судьей судебного участка № 10 Вятскополянского района Кировской области № 2а-167/2020 судебный приказ о взыскании указанной недоимки по земельному налогу отменен по заявлению Халяпова И.Г. определением мирового судьи от 14.02.2020. На момент подачи административного иска Халяповым И.Г. сумма задолженности не оплачена.

Ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность не погашена, административный истец просил взыскать с Халяпова И.Г. задолженность по земельному налогу за 2012-2014 годы в размере 2 468,81 руб., пени по земельному налогу, начисленные за период с 23.12.2015 по 31.08.2016 в размере 223,75 руб.

Административный ответчик Халяпов И.Г. исковые требования не признал. Представил платежный документ (копия приобщена к материалам дела) – Чек-ордер Киров ВВБ № 8612 филиал № 406 об оплате 27.11.2015 денежной суммы 2468,81 руб. Получатель: УФК по Удмуртской республике (Межрайонная ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике); КБК: .

При этом, как видно из приложенной к налоговому уведомлению квитанции, номер КБК для уплаты указанного налога указан: .

Данное обстоятельство свидетельствует о наличии ошибки в оформлении поручения на перечисление налога.

21.07.2020 налогоплательщик Халяпов И.Г. обратился в налоговый орган - МИФНС России N 3 по Удмуртской Республике с заявлением об уточнении платежа, на который получил ответ, что уточнение вышеуказанного платежного документа невозможно в связи с истечением трех лет с даты перечисления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации со ссылкой на п. 7 ст. 45 НК РФ.

Давая оценку доводам административного ответчика об отсутствии задолженности по земельному налогу за указанный период, суд приходит к следующим выводам.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (часть 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации РФ).

Согласно части 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 части 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ) при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

С 1 января 2019 года уточнение ошибочных платежей налогоплательщиков возможно при одновременном выполнении трех условий: поступление платежа в бюджет; с момента перечисления денежных средств по ошибочному платежному документу прошло не более трех лет; уточнение платежа не должно привести к недоимке.

Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о законности отказа в уточнении назначения платежей, поскольку на момент рассмотрения заявления с момента перечисления денежных средств прошло 4 года 7 месяцев 24 дня, то есть срок, значительно превышающий установленный абз. 2 ч. 7 ст. 45 НК трехлетний срок.

Административный ответчик заявил о пропуске административным истцом срока исковой давности.

Вместе с тем, судом установлено следующее.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено признание безнадежными к взысканию и списание недоимки по земельному налогу, образовавшейся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящихся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Земельный налог за налоговые периоды до 2013 года включительно подлежал уплате в срок, устанавливаемый в соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 387 и абзацем третьим пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 397 НК и Решением Воткинской городской Думы Удмуртской республики от 29.02.2009 № 438 «Об утверждении Положения «О земельном налоге муниципального образования «Город Воткинск» срок уплаты земельного налога налогоплательщиками – физическими лицами, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, по состоянию на 1 января 2015 года у Халяпова И.Г. имелась задолженность по земельному налогу за 2012 и 2013 годы.

При этом, тот факт, что налоговое уведомление о взыскании земельного налога за 2012 и 2013 год было направлено в адрес Халяпова И.Г. налоговым органом на основании пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации только 24.10.2015 года, не свидетельствует об отсутствии у него права на освобождение от уплаты земельного налога за 2012 и 2013 год и пени.

При таких обстоятельствах, признавая задолженность по земельному налогу за 2012-2013 год безнадежной и не подлежащей взысканию, суд пришел к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении требований о взыскании земельного налога и пени за указанные годы.

Вместе с тем, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части взыскания недоимки по земельному налогу и пени за период 2014 года.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как указано выше, срок исполнения самого раннего требования от *** по недоимке по земельному налогу за 2012, 2013, 2014 годы на общую сумму 2468,81 руб. (в том числе недоимка за 2014 год 823,00 руб.) и пени за указанные годы на общую сумму 223,75 руб. (в том числе пени за 2014 год – 74,59 руб.), направленного в адрес налогоплательщика Халяпова И.Г., установлен до ***.

Поскольку, сумма по всем предъявленным к налогоплательщику требованиям не превысила 3000 руб., то налоговый орган вправе был обратиться в суд в срок до 04.04.2020 (04.10.2016 + 3 года + 6 месяцев).

Установлено, что 14.01.2020 МИФНС России N 3 по Удмуртской Республике обратилась к мировому судье судебного участка № 10 Вятскополянского судебного района Кировской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Халяпова И.Г. недоимки по земельному налогу и пени за 2012-2014гг.

Выданный 31.01.2020 судебный приказ о взыскании указанной недоимки по земельному налогу отменен по заявлению Халяпова И.Г. определением мирового судьи от 14.02.2020.

С настоящим административным исковым заявлением МИФНС России N 3 по Удмуртской Республике обратилась в суд 01.06.2020, через организацию почтовой связи, в связи с чем, с учетом положений статьи 48 НК РФ, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

При таких обстоятельствах, требования МИФНС России N 3 по Удмуртской Республике о взыскании с Халяпова И.Г. недоимки по земельному налогу за 2014 год в размере 823,00 руб. и пени в размере 74,59 руб. подлежат удовлетворению.

Размер налога и расчет пени административным ответчиком не оспаривается, судом проверен и признан верным.

В соответствии со ст. 333-36 НК РФ истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты госпошлины.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 400 руб. в доход бюджета муниципального образования «городской округ город Вятские Поляны».

Руководствуясь ст. ст. 175 –180, 150, 292-293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Межрайонной ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике удовлетворить частично.

Взыскать за счет имущества Халяпова И.Г. в доход бюджета на расчетный счет УФК по Удмуртской Республике – (Межрайонная ИФНС России № 3 по Удмуртской Республике) – , БИК , ИНН , КПП :

- недоимку по земельному налогу с физических лиц за 2014 год в размере 823 (восемьсот двадцать три) руб. (ОКТМО , КБК ) и пени в размере 74 (семьдесят четыре) руб. 59 коп. (ОКТМО , КБК ).

Взыскать с Халяпова И.Г. госпошлину в размере 400 (четыреста) руб. в доход бюджета муниципального образования «городской округ город Вятские Поляны».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья Минина В.А.

Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2020 года