ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-477/2022 от 10.06.2022 Шарьинского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-477/2022

44RS0003-01-2022-000651-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2022 года г. Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Шушкова Д.Н., с участием заместителя Шарьинского межрайонного прокурора Аристовой И.С., при секретаре Шадриной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шарьинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Шарьинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области о признании бездействия ответчика, выразившееся в непринятии мер для разработки и утверждения муниципальной программы развития торговли незаконным; возложении обязанности в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу развития торговли на территории Зебляковского сельского поселения в порядке, установленном Законом Костромской области от 02.09.2010 г. № 657-4-ЗКО «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Костромской области».

Требования мотивируются тем, что Шарьинской межрайонной прокуратурой дана оценка исполнения законодательства о развитии торговой деятельности и защите прав субъектов предпринимательской деятельности в деятельности органов местного самоуправления.

Вопреки законодательным нормам администрацией поселения муниципальная программа, предусматривающая комплекс мер по развитию торговли на территории муниципального образования, не разработана и не утверждена, в том, числе несмотря на внесенное в адрес главы муниципального образования 03.03.2022 г. представления об устранении нарушений закона.

Таким образом, органом местного самоуправления полномочия по созданию условий для развития торговой деятельности, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, не реализуются

Вышеизложенное свидетельствует о допущенном административным ответчиком бездействии, так как им не выполняются возложенные на него указанным федеральным законодательством обязанности. Подобное бездействие препятствует развитию торговой деятельности, негативным образом отражается на уровне развития предпринимательства.

Дело рассматривается в отсутствие представителя административного ответчика администрации Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области, просившего рассмотреть дело без его участия.

При рассмотрении дела заместитель прокурора поддержала заявленные требования по тем же основаниям.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Шарьинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о развитии торговой деятельности и защите прав субъектов предпринимательской деятельности в деятельности Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области.

В ходе проверки установлено, что муниципальная программа, предусматривающая комплекс мер по развитию торговли на территории муниципального образования, не разработана и не утверждена.

04.02.2022 года Шарьинским межрайонным прокурором в адрес главы Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о развитии торговой деятельности и защите прав предпринимателей, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения, об охране окружающей среды, об обращении с отходами производства и потребления (л.д. 6-9).

Согласно ответа главы Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района С.С.С. от 04.03.2022 г. исх. №_____ на представление прокурора, в настоящее время муниципальная программа находится в стадии разработки. По окончании разработки проект муниципальной программы будет направлен для проведения оценки на предмет соблюдения законности (л.д. 10).

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п. 28 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулируются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

В статье 11 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» закреплены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Частями 1, 2, 3 статьи 16 приведенного Федерального закона предусмотрено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе наряду с установленными частью 1 настоящей статьи формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» для содействия развитию торговли органы местного самоуправления разрабатывают муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Программы развития торговли разрабатываются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи.

В программах развития торговли определяются: цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли товарами российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности; объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности; основные показатели эффективности реализации программ развития торговли; порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.

Статьёй 5 Закона Костромской области от 02.09.2010 г. № 657-4-ЗКО «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Костромской области» предусмотрено, что муниципальные программы развития торговли разрабатываются местными администрациями муниципальных образований с учетом требований ст. 18 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Разработанные проекты муниципальных программ развития торговли до утверждения согласовываются с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области в области государственного регулирования торговой деятельности.

В настоящее время администрацией Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района не приняты меры для разработки и утверждения муниципальной программы развития торговли.

На основании изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации Зебляковского сельского поселения Шарьинского муниципального района Костромской области, выразившееся в непринятии мер для разработки и утверждения муниципальной программы развития торговли незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Зебляковское сельское поселение Шарьинского муниципального района Костромской области» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить муниципальную программу развития торговли на территории Зебляковского сельского поселения в порядке, установленном Законом Костромской области от 02.09.2010 г. № 657-4-ЗКО «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Костромской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Шарьинский районный суд.

Председательствующий: Д.Н. Шушков

Решение вступило в законную силу __________