ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4780/18 от 18.06.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-4780/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Селибова А.Ф.,

при секретаре Масловой А.Д.,

с участием представителя административного истца Приходько Ю.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю к Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Учебно-технический центр «Пожарная и электрическая безопасность» о ликвидации юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю (далее-Управление) обратилось в суд с указанным иском, мотивировав свои требования тем, что в соответствии с ч. 5 ст. 108 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», наименование и уставы ранее созданных образовательных учреждений подлежали приведению в соответствие с данным законом не позднее 01 июля 2016 года. Законом об образовании вместо ранее используемого термина «образовательное учреждение» введен общеродовой термин «образовательные организации», которые согласно п. 1 ст. 22 указанного Закона, создаются в формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Одной из таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций является учреждение, которое в зависимости от формы собственности лица, его учредившего, может быть, например, частным (созданным физическим или юридическим лицом). Ранее такие учреждения являлись негосударственными учреждениями. Изменение наименования негосударственного образовательного учреждения на частное образовательное учреждение осуществляется посредством внесения изменений в учредительные документы, и не является процедурой реорганизации. Кроме того, наименование образовательной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и тип образовательной организации. В связи с изложенным, 07 июня 2016 года в адрес организации было направлено информационное письмо исх. № 41/03-23/1991 о необходимости внесения соответствующих изменений в учредительные документы. Указанное письмо получено адресатом 16 июня 2016 года. Документы для внесения необходимых изменений в учредительные документы в Управление представлены не были, в связи с чем, 02 ноября 2016 года в адрес организации было направлено письменное предупреждение исх. с указанием выявленных нарушений, срока для устранения и ответственности в случае их не устранения. Указанное предупреждение возвращено в Управление с отметкой почты «истек срок хранения». Кроме того, в нарушение действующего законодательства, организацией не исполнена обязанность по предоставлению в Управление в срок до 15 апреля года следующего за отчетным периодом, форм отчетности за 2016-2017 годы, а также сведений о размещении в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о продолжении деятельности организации в 2016-2017 годах. В целях устранения выявленного нарушения в адрес организации было направлено письменное предупреждение от 25 апреля 2018 года исх. № 41/13-23/1249, которое было лично получено директором организации ФИО4 Из пояснения ФИО4 следует, что заинтересованность в продолжении деятельности учреждения отсутствует, в связи с этим, проведение мероприятий по предоставлению отчетов о деятельности организации за 2016-2017 года, а также внесение изменений в учредительные документы организации нецелесообразно. 26 апреля 2018 года от директора организации ФИО4 в Управление поступило заявление с просьбой об оказании содействия в ликвидации организации. Согласно заявлению, один из учредителей организации ФИО5 умер 22 октября 2015 года, из состава участников учреждения выведен не был, его наследники в состав участников учреждения не вступали. В связи с тем, что деятельность учреждения в сфере дополнительного профессионального образования не осуществлялась, истек срок лицензий на оказание образовательных услуг, имущество передано собственнику. В 2016 году два учредителя учреждения, а также наследники умершего учредителя ФИО5 приняли решение на общем собрании учредителей о начале процедуры добровольной ликвидации учреждения. Протоколом общего собрания учредителей № 2 от 25 ноября 2016 года участники назначили ликвидатора, который в свою очередь подготовил уведомление о ликвидации юридического лица по форме № Р15001 и обратился к нотариусу для совершения нотариального действия. В нотариальном удостоверении уведомления о ликвидации юридического лица нотариусом было отказано, в связи с тем, что наследники умершего ФИО5 не вступили в права наследования имущества учреждения, участниками данного учреждения не являются, следовательно, не вправе принимать решения о его ликвидации. Поскольку по состоянию на 03 мая 2018 года выявленные нарушения законодательства РФ административным ответчиком не устранены, Управление просило ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Учебно-технический центр «Пожарная и электрическая безопасность» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю Приходько Ю.К., действующая на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивала, по основаниям, изложенным в иске.

Административный ответчик Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Учебно-технический центр «Пожарная и электрическая безопасность» о времени и месте судебного заседания извещено в установленном законом порядке, представитель в суд не явился.

Заинтересованное лицо ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому о времени и месте судебного заседания извещено, просило дело рассмотреть в отсутствие своего представителя, о чем направило в суд письменное ходатайство, в котором также указало на отсутствие каких-либо возражений относительно исковых требований не оспаривающих действия или бездействие Инспекции.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Учебно-технический центр «Пожарная и электрическая безопасность» ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, о чем произведена запись в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером .

В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества.

Согласно п. 3.2. ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

В силу п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», п. 2 Приказа Минюста России от 17 октября 2010 года № 252 «О порядке размещения в сети интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» установленная вышеуказанными нормами закона информация предоставляется некоммерческими организациями ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Судом установлено, что административным ответчиком не исполнена обязанность по предоставлению в уполномоченный орган отчетности за 2016-2017 годы, а также организация не публиковала в сети Интернет и средствах массовой информации сообщение о продолжении своей деятельности.

Управлением в адрес административного ответчика вынесено предупреждение от 25 апреля 2018 года № 41/03-23/1249, обязывающие устранить нарушения действующего законодательства в установленный срок. Данное предупреждение 03 мая 2018 года получено директором организации ФИО4, который полагал устранение нарушений нецелесообразным, в связи с отсутствием заинтересованности в продолжении деятельности организации.

26 апреля 2018 года в Управление от ФИО4 поступило заявление с просьбой об оказании содействия в ликвидации организации. Согласно заявлению, один из учредителей организации - ФИО5 умер 22 октября 2015 года, из состава участников учреждения выведен не был, его наследники в состав участников учреждения не вступали. В связи с тем, что деятельность учреждения в сфере дополнительного профессионального образования не осуществлялась, истек срок лицензий на оказание образовательных услуг, имущество передано собственнику. В 2016 году два учредителя учреждения, а также наследники умершего учредителя ФИО5 приняли решение на общем собрании учредителей о начале процедуры добровольной ликвидации учреждения. Протоколом общего собрания учредителей № 2 от 25 ноября 2016 года участники назначили ликвидатора, который в свою очередь подготовил уведомление о ликвидации юридического лица по форме № Р15001 и обратился к нотариусу для совершения нотариального действия. В нотариальном удостоверении уведомления о ликвидации юридического лица нотариусом было отказано, в связи с тем, что наследники умершего ФИО5 не вступили в права наследования имущества учреждения, участниками данного учреждения не являются, следовательно, не вправе принимать решения о его ликвидации.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии с ч. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименования и уставы образовательных учреждений не позднее 01 июля 2016 года подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом, с учетом следующего: образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования.

07 июня 2016 года в адрес организации направлено информационное письмо исх. № 41/03-23/1991 о необходимости внесения изменений в учредительные документы. Данное письмо получено адресатом 16 июня 2016 года.

Поскольку документы для внесения необходимых изменений в учредительные документы в Управление представлены не были, 02 ноября 2016 года в адрес организации было направлено письменное предупреждение исх. № 41/13-23/3871 с указанием выявленных нарушений, срока для устранения и ответственности в случае их не устранения. Указанное предупреждение возвращено в Управление с отметкой почты «истек срок хранения».

Доказательств приведения наименования и устава учреждения в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в РФ», суду не представлено.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

До настоящего времени выявленные нарушения законодательства Российской Федерации административным ответчиком не устранены.

Поскольку доказательств, опровергающих обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства административным ответчиком суду не представлено, в силу вышеназванных норм действующего законодательства суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатскому краю к Негосударственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования Учебно-технический центр «Пожарная и электрическая безопасность» о ликвидации юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Ликвидировать Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Учебно-технический центр «Пожарная и электрическая безопасность», зарегистрированное Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (ОГРН , ИНН ), и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Учебно-технический центр «Пожарная и электрическая безопасность» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено судом 21 июня 2018 года.

Председательствующий А.Ф. Селибов

Копия верна

Судья А.Ф. Селибов