ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4780/21 от 28.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-4780/21

73RS0001-01-2020-006048-26

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2021 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Бирюковой О.В.,

при секретаре Галныкиной С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1к Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества, обязании обратиться с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском к ответчику Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества, обязании обратиться с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества. В обоснование иска истица указала, что является инвалидом и состоит на учете как малоимущая и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. 13.07.2020 истица обратилась в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 500 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, цель использования - для индивидуального жилищного строительства. 12.08.2020 г. Министерство отказало ФИО1 в удовлетворении ее заявления. По имеющейся у истца информации Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, являясь, на основании решения Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 № 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска», отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции, в том числе, функции по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «город Ульяновск», в нарушение п. 4.14 Положения об Управлении имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, утвержденным вышеуказанным решением Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 № 90, не предпринимает никаких действий по снятию несуществующего объекта недвижимости с кадастрового учета, тем самым нарушая права истца на получение вышеуказанного земельного участка и препятствует ей в реализации указанного права. По смыслу действующего законодательства о кадастровом учете объектов, собственник прекратившего свое существование объекта недвижимости обязан обратиться с соответствующим заявлением о внесении в единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования объекта недвижимости. Просила признать незаконными бездействие Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества (жилого дома с кадастровым номером ), Обязать Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска обратиться с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества (жилого дома с кадастровым номером ) и возложить обязанность на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска возместить понесенные истцом судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп..

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, в целом дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска и заинтересованного лица Администрации города Ульяновска в судебном заседании исковые требования не признала, в целом дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. В том числе считала, что права ФИО1 ответчиком не нарушены, поскольку законом не предусмотрено право гражданина требовать предоставление земельного участка по своему выбору. В настоящее время ответчик не намерен исполнить свою обязанность по снятию с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимости, поскольку денежные средства для осуществления данной процедуры отсутствуют. Сроки осуществления обязанности законом не установлены.

Иные заинтересованные лица в судебном заседании не участвовали, извещались.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Часть 9 названной статьи предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно пункту 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными может быть принято, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В ходе судебного разбирательства установлено, и не оспаривалось сторонами, что ФИО1, являясь <данные изъяты> 13.07.2020 обратилась в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 1 500 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, цель использования - для индивидуального жилищного строительства.

12.08.2020 г. Министерство отказало ФИО1 в удовлетворении ее заявления, поскольку согласно выписке из ЕГРН от 28.07.2020, на земельном участке с кадастровым номером расположен жилой дом с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности МО «город Ульяновск».

Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что согласно акту о приемке выполненных работ, подписанного 14.05.2013, здание по адресу: <адрес> разобрано в период с 12.04.2013 по 26.04.2013, во исполнение Постановления главы города Ульяновска от 26.12.2008 «Об отселении из аварийных многоквартирных домов», и постановлением администрации г.Ульяновска от 23.09.2013 исключено из реестра муниципального имущества.

Представителем административного ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что именно на Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска возложена обязанность по снятию с кадастрового учета указанного снесенного объекта недвижимого имущества.

Согласно п.4.1.–4.1.6 35, 4.2,4.3, 4.14 Решения Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 (ред. от 25.08.2021) "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска" (вместе с "Положением об Управлении имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска"), Управление от имени муниципального образования "город Ульяновск" по специальному поручению администрации города Ульяновска: осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Ульяновской Городской Думы, полномочия собственника в отношении движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования "город Ульяновск". Выступает заявителем при государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и перехода права на недвижимое имущество, составляющее казну муниципального образования "город Ульяновск", и сделок с ним, а также при государственной регистрации права собственности на земельные участки, перехода прав собственности на земельные участки и сделок с ними.

Доводы представителя административного ответчика о том, что установленная нормативно-правовыми актами обязанность по снятию объекта с кадастрового учета может не исполняться ответчиком в связи с отсутствием финансирования и отсутствия установленных законом сроков исполнения обязанности, суд находит не состоятельными.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных данным законом сведений (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Проанализировав изложенные нормы права, положения ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 5 Федерального закона от 30.12.2020 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" суд приходит у выводу о том, что если законодатель не определил срок, в течение которого должна быть исполнена установленная нормами права обязанность, то указанное обстоятельство не может толковаться иначе, как необходимость исполнения обязанности непосредственно после ее возникновения.

Отсутствие надлежащего финансирования для исполнения обязанности, возложенной законом, не может служить основанием для отказа в ее исполнении.

При этом суд отмечает, что с момента возникновения обязанности по снятию с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимости на момент вынесения решения суда прошло более восьми лет, тогда как доказательства не возможности исполнения обязанности Управлением (отказ в выделении денежных средств и т.д.) суду не предоставлены.

Поскольку истица не обращалась к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка с кадастровым номером , доводы представителя ответчика о том, что не исполнение ответчиком установленной законом обязанности не затрагивает права и законные интересы истца, так как истица не обладает правом выбора земельного участка - суд находит не состоятельными. В ходе судебного разбирательства установлено, что основанием для отказа заинтересованным лицом в удовлетворении ее заявления о предоставлении земельного участка послужило наличие недостоверных сведений в ЕГРН по вине административного ответчика.

Таким образом, проанализировав изложенные нормы права, доказательства, собранные по делу, суд приходит к выводу о том, что бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по снятию с кадастрового учета снесенного в 2013 году объекта недвижимости является незаконным и указанное бездействие нарушило законные права и интересы административного истца, в связи с чем исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Исходя из общих положений главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы подлежат присуждению стороне, в пользу которой состоялось решение суда и взыскиваются с лица, чьи действия повлекли возникновение для противоположной стороны негативные последствия.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

С ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб..

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества (жилого дома с кадастровым номером ).

Обязать Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска обратиться с соответствующим заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о снятии с кадастрового учета несуществующего объекта недвижимого имущества (жилого дома с кадастровым номером

Взыскать с Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска в пользу ФИО1государственную пошлину в размере 300 руб..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В.Бирюкова