Дело № 2а-4786/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2019 года г. Новосибирск
Ленинский районный суд г. Новосибирска
в лице судьи Синеока Ю.А.
при секретаре судебного заседания Срыбных Т.И.
с участием Ломанова Ю.В. – представителя административного истца Митина С.П., Власенко Э.А. – представителя административного ответчика
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Митина Сергея Петровича о незаконном отказе в выдаче водительского удостоверения в связи с отказом на обработку персональных данных
у с т а н о в и л :
Митин С.П. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, которым просил признать незаконным отказ в выдаче водительского удостоверения, обязать орган ГИБДД МВД выдать водительское удостоверение.
В обосновании административно иска истец указал, что в марте 2019 года он обратился в Государственную инспекцию 1 МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области за заменой водительского удостоверения, в связи с истечением срока действия предыдущего. В заявлении на замену водительского удостоверения он указал, что не согласен с обработкой персональных данных, в связи с чем в выдаче нового водительского удостоверения ему было отказано.
В судебном заседании представитель административного истца требования иска поддержал, пояснил, что отказ в выдаче нового водительского удостоверения не правомерен, т.к. в силу ст.7 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ответчик имел возможность осуществить обработку персональных данных истца и без его согласия, следовательно, обязан был выдать ему новое водительское удостоверение.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что выдача водительского удостоверения является допуском к управлению транспортным средством, данные о водителе подлежат внесению в базу данных, без согласия гражданина сбор, хранение, обработка его персональных данных в силу ФЗ « О персональных данных» не правомерны.
Получив объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В марте 2019 года Митин С.П. обратился в Государственную инспекцию 1 МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области с заявлением о замене водительского удостоверения, в связи с истечением срока действия предыдущего. В заявлении на замену водительского удостоверения он указал, что не согласен с обработкой персональных данных (л.д.9).
28.03.2019 года 1 МЭО ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области отказало Митину С.П. в выдаче нового водительского удостоверения, в связи с его несогласием на обработку персональных данных (л.д. 10).
В ст. 3 ФЗ "О персональных данных" даны основные понятия, используемые в данном ФЗ, в том числе:
1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
2) оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
10) информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
Согласно п.1 ч. 1 ст.6 ФЗ "О персональных данных" обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Участники дорожного движения, согласно ч.4 ст. 24 ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязаны выполнять требования данного закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу п. 2.1.1 Правил дорожного движения в РФ ( утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 (ред. от 14.08.2018) "О допуске к управлению транспортными средствами"
(вместе с "Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений") определен порядок допуска к управлению транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, в т.ч. взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения.
Согласно п.31 Правил, при выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения соответствующие отметки и записи, содержащиеся в ранее выданном водительском удостоверении, переносятся в новое водительское удостоверение.
Приказом МВД России от 20.10.2015 N 995 (зарегистрирован в Минюсте России 21.03.2016 N 41477) утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.
Регламентом определено, что выдача водительских удостоверений производится на основании заявления, являющегося Приложением №2. Форма заявление предполагает, что водительское удостоверение может быть выдано только при наличии согласия гражданина на обработку персональных данных.
Регламент предполагает также ведение реестра выдачи водительских удостоверений многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, суд находи установленным, что водительское удостоверение может быть выдано, а гражданин, следовательно, допущен к управлению транспортным средством, только при условии обработка персональных данных водителя, а именно: сбора, записи, накопление, хранение, извлечение и использования.
В силу п.4 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», для обработки органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных в целях предоставления персональных данных заявителя, имеющихся в распоряжении таких органов или организаций, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункциональный центр на основании межведомственных запросов таких органов или организаций для предоставления государственной или муниципальной услуги по запросу о предоставлении государственной или муниципальной услуги, а также для обработки персональных данных при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и на региональных порталах государственных и муниципальных услуг не требуется получение согласия заявителя как субъекта персональных данных в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
То есть, законом допустима передача персональных данных без согласия заявителя, как субъекта персональных данных, что не исключает обязанности получения согласия на сбор, обработку, хранение персональных данный.
При таких обстоятельствах, суд находит, что административному истцу административным ответчиком правомерно отказано в выдаче водительского удостоверения, ввиду не предоставления административным истцом согласия на обработку его персональных данных.
Руководствуясь ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ,
р е ш и л :
Отказать в удовлетворении требования административного иска Митина Сергея Петровича.
На решение может быть подана жалоба в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г. Новосибирска в течение месяца после принятия решения в окончательном виде.
Решение принято судом в окончательном виде 27.08.2019 года.
Судья: (подпись) Ю.А. Синеок
Подлинник решения в административном деле № 2а-4786/2019 Ленинского районного суда г.Новосибирска.