Дело № 2а-478/2019 УИД 09RS0005-01-2019-000548-50 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Учкекен 28 июня 2019 года Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Джемакуловой И.И., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в здании суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Малокарачаевского района поданному в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Учкекенского сельского поселения о непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов, установил: Прокурор Малокарачаевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к Учкекенскому сельскому поселению Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконным бездействия выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов. Как следует из административного иска, обращение прокурора обусловлено теми обстоятельствами, что в ходе проведения проверки соблюдения администрацией Учкекенского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района антикоррупционного законодательства в части исполнения обязанности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов установлено, что администрацией Учкекенского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района приняты следующие нормативно-правовые акты, а именно: - постановление № 22/1 от 14.02.2019 «Об утверждении административного регламента «Предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений в условиях социального найма»; - постановление № 22/2 от 14.02.2019 «Об утверждении административного регламента «Присвоение адреса объекту недвижимости». Антикоррупционная экспертиза, как проектов, так и принятых нормативно-правовых актов, а именно: постановление № 22/1 от 14.02.2019 «Об утверждении административного регламента «Предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений в условиях социального найма»; -постановления № 22/2 от 14.02.2019 «Об утверждении административного регламента «Присвоение адреса объекту недвижимости» не проводились. В этой связи прокурор просит: - признать незаконным бездействие администрации Учкекенского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы следующих нормативно-правовых актов: постановление № 22/1 от 14.02.2019 «Об утверждении административного регламента «Предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений в условиях социального найма»; постановление №22/2 от 14.02.2019 «Об утверждении административного регламента «Присвоение адреса объекту недвижимости»; - обязать администрацию Учкекенского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу постановления № 22/1 от 14.02.2019 «Об утверждении административного регламента «Предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений в условиях социального найма»; постановления № 22/2 от 14.02.2019 «Об утверждении административного регламента «Присвоение адреса объекту недвижимости». - установить срок исполнения обязанности в течении месяца после вступления решения суда в законную силу. При подаче административного искового заявления, прокурор ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, от главы администрации Учкекенского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района ФИО1 Х-М. поступило ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства в отсутствии представителя. Явка участников процесса судом обязательной не признавалась. На основании изложенного, дело в соответствии со ст.ст. 291-292 КАС РФ рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие сторон. Исследовав имеющиеся в административном деле и представленные документы, суд пришел к следующим выводам. В силу части 4 и части 5 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры. Согласно статье 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения. В силу прямого указания закона на администрацию Учкекенского сельского поселения возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы. Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции -деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции). Согласно статье 2 указанного Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. В статье 3 указанного Закона закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. В силу статьи 4 данного Закона выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составленном при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона. Согласно положениям пункта 1 статьи 2 и пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одни из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ. Их вышеизложенных норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, принимаемых органом местного самоуправления, является обязательным. Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Данное постановление обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт. В соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления. В силу прямого указания закона на администрацию Учкекенского сельского поселения возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы. Таким образом, бездействие администрации Учкекенского сельского поселения, выражающееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта не основано на требованиях закона, является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции, исполнения Российской Федерацией принятых на себя обязательств в рамках Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года. На момент обращения в суд прокурора указанные нарушения устранены не были, что свидетельствует об обоснованности иска и необходимости его удовлетворения. Доказательств полного устранения нарушений административным ответчиком не предоставлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, решил: Административный иск прокурора Малокарачаевского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Учкекенского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы следующих нормативно-правовыхактов: постановление № 22/1 от 14.02.2019 «Об утверждении административного регламента «Предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений в условиях социального найма»; постановление №22/2 от 14.02.2019 «Об утверждении административного регламента «Присвоение адреса объекту недвижимости». Обязать администрацию Учкекенского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района провести антикоррупционную экспертизу постановления № 22/1 от 14.02.2019 «Об утверждении административного регламента «Предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений в условиях социального найма»; постановления № 22/2 от 14.02.2019 «Об утверждении административного регламента «Присвоение адреса объекту недвижимости». Установить срок исполнения обязанности в течении месяца после вступления решения суда в законную силу. На основании ст. 293 КАС РФ не позднее следующего дня с момента изготовления решения в окончательной форме его копии направить в адреса сторон. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики (369000 <...>) через Малокарачаевский районный суд в срок, не превышающий 15 (пятнадцати) дней со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии. |