ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-478/2016 от 28.09.2016 Чердынского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-478/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2016г. г. Чердынь

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Л.А.,

с участием прокурора Коростелевой Е.Б.,

представителей ответчика ФИО7 и ФИО8,

заинтересованного лица ФИО3,

при секретаре Мисюревой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «ФИО5 сельское поселение» к ФИО2 сельского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий ФИО2ФИО3, ФИО4 на ближайшем заседании представительного органа,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «ФИО5 сельское поселение» к ФИО2 сельского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий ФИО2ФИО3, ФИО4 на ближайшем заседании представительного органа. В обоснование заявленных требований пояснил, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, в части представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, являющимися ФИО2ФИО2 сельского поселения, за 2015 год, выявлены нарушения. Установлено, что на момент проверки отсутствовали справки о доходах ФИО2ФИО4 и ФИО3, что является грубым нарушением законодательства о противодействии коррупции. Данный факт влечет в соответствии с федеральным законодательством досрочное прекращение их полномочий, однако представительным органом местного самоуправления полномочия ФИО2 прекращены не были. В связи с чем, просит признать незаконным бездействие ФИО2 сельского поселения, возложить обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий ФИО2ФИО3, ФИО4 на ближайшем заседании представительного органа.

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представители административного ответчика с заявленными требованиями не согласились на том основании что, ФИО4 справка о доходах была сдана своевременно. Однако в связи с выявленными неточностями она была возвращена для устранения недостатков. После приведения ее в соответствие с установленными требованиями ФИО4 вторично сдал указанную справку ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 действительно указанную справку своевременно не сдал, ввиду того что не имел возможности, т.к. ухаживал за своей больной матерью, которая находилась в беспомощном состоянии, требовался постоянный уход, ДД.ММ.ГГГГ она скончалась. ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление о признании причины несвоевременного предоставления справки о доходах, уважительной. Справка была сдана им ДД.ММ.ГГГГ. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ причина непредставления справки в указанные сроки признана уважительной. ФИО2 сельского поселения <адрес>ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено представление прокурора <адрес> о досрочном прекращении полномочий ФИО2 сельского поселения ФИО4 и ФИО3, причины были признаны уважительными, в удовлетворении требований прокуратуры было отказано.

Свидетель ФИО10 пояснила, что является ответственным лицом за прием справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. ФИО4 подал сведения своевременно ДД.ММ.ГГГГ, но в виду того что при проверке были выявлены неточности в разделе 1 «Сведения о доходах» п.6 не был заполнен, разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях», не заполнен, разделе 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера» не заполнен, справка была возвращена для устранения недостатков, что не противоречит законодательству. Вторично ФИО4 сдал справку ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 сдал справку ДД.ММ.ГГГГ, не своевременно, но решением комиссии причины несвоевременной сдачи были признаны уважительными. При проверке прокуратурой эти обстоятельства не были озвучены, поскольку про них никто не спрашивал.

ФИО3 пояснил, что своевременно справку о доходах он не сдал потому, что ухаживал за больной матерью, был устроен в службе социальной защиты по уходу за ней. Другой работы и других доходов не имел. Его жена не могла ухаживать т.к. работала. Кроме того она не хотела помогать ему в сборе сведений о своих доходах. По этой причине он не сдал своевременно справку. Во всех заседаниях ФИО2 в 2016г. он участвовал.

Оценив доводы прокурора, представителей административного ответчика, свидетеля, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению

Согласно части 7.1 статьи 40 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Частью 10.1 статьи 40 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено досрочное прекращение полномочий депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Статьей 12.1 п.4 ФЗ РФ от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, к каковым относятся депутаты согласно абз. 19 п. 1 ст. 2 ФЗ РФ от 06.10.2003г. N 131-ФЗ, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае: непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (пункт 2), участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом (пункт 3), осуществления лицом предпринимательской деятельности (пункт 4).

В представлении прокурор <адрес> указал, что ФИО4 и ФИО3, являясь ФИО2 сельского поселения, в нарушение действующего законодательства о противодействии коррупции не представили справку о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год.

В соответствии с п.2 «Положения о предоставлении ФИО2 сельского поселения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», утвержденного Решением ФИО2 сельского поселения Чердынского муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ (далее Положения…), сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом ФИО1 Федерации форме справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Данная норма аналогична положениям п. 3 Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 558 (ред. от 23.06.2014) "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"

(вместе с "Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера") (далее федеральное Положение…).

Пунктом 5 Положения предусмотрена возможность предоставления уточненных сведений в течение одного месяца после окончания срока, указанного в п. 2 Положения… Данная норма аналогична положениям абз. 2 п. 10 федерального Положения…

Применительно к обстоятельствам представления справки о доходах ФИО2ФИО4 суд считает недоказанным факт предоставления им указанной справки в установленный срок поскольку проведении прокурорской проверки данные обстоятельства не были выявлены и при этом проверяемый орган был обязан о них сообщить поскольку эти обстоятельства на тот момент могли быть известны только его должностным лицам.

Пояснения свидетеля ФИО10 о том, что прокурор не спрашивал данных сведений и по этой причине они не были озвучены, суд отвергает ввиду их явной надуманности.

Кроме того по смыслу указанных положений справка о доходах не может быть возвращена декларанту для внесения исправлений, поскольку им могут быть представлены уточненные сведения.

Представитель ответчика пояснил, что ФИО4 была своевременно сдана справка о доходах с отметкой о дате сдачи и в дальнейшем уточненная справка о доходах так же с отметкой о даче сдачи. Данные пояснения ничем не подтверждены, соответствующие справки уду не представлены, от дальнейшего доказывания представители ответчика отказались. Кроме того, свидетель ФИО11 в судебном заседании пояснила, что ФИО2ФИО4 сдавал одну справку, которая ему возвращалась для внесения исправлений.

Оценивая указанные доказательства в их совокупности суд считает установленным факт сдачи справки о доходах ФИО2ФИО4 после истечения установленных законом сроков, что фактически является фактом непредставления сведений о доходах в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 8 Положения… в случае непредставления по объективным причинам ФИО2 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению. Данная норма так же аналогична п. 11 федерального Положения…

Согласно имеющимся в материалах дела, протокола и решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации ФИО5 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, причина не предоставления ФИО3 справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу, признана уважительной.

Суд считает, что комиссия неправильно истолковала нормы материального права отождествив понятия «объективной причины» и «уважительной причины». Объективные причины не связаны с волей декларанта и таких причин в решении комиссии не указано. То обстоятельство, что у ФИО2ФИО3 болела мать и он за ней ухаживал не свидетельствует невозможности представления им справки о доходах в установленные сроки. Сам ФИО3 поясняет, что уход за престарелой матерью не препятствовал ему принимать участие в работе ФИО2. Кроме того, не представлено доказательств, что уход требовался ежеминутно. Сведения о своих доходах ФИО3 мог получить при получении заработной платы, поскольку уход он осуществлял на возмездной основе от органов социального обеспечения. Кроме того супруга ФИО2 не была занята на работе круглосуточно и могла освободить его от обязанностей по уходу для целей оформления письменного обращения о выдаче сведений о доходах. Так же из пояснений ФИО3 в судебном заседании следует, что его супруга не желала помогать ему в оформлении справки о ее доходах. Данное обстоятельство так же не свидетельствует об объективных препятствиях своевременного предоставления ФИО2 сведений. Все указанные ответчиком и заинтересованным лицом причины нарушения сроков предоставления сведения о доходах носят субъективный характер.

Суд так же учитывает, что Положением… не предоставлено право комиссии продлевать сроки предоставления сведений.

Учитывая изложенные обстоятельства суд считает установленным факт непредставления ФИО2ФИО3 справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу.

В соответствии с п. 6, 7, 13 Положения… в случае не непредставления справки о доходах ФИО2 данные факты полежали проверке с применением установленной законом ответственности, в т.ч. предусмотренной статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". От проведения такой проверки и применения мер ответственности ответчик уклонился в нарушение действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Требований прокурора <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, муниципального образования «ФИО5 сельское поселение» к ФИО2 сельского поселения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ФИО2 сельского поселения, <адрес> по проверке фактов непредставления ФИО2ФИО2 сельского поселения ФИО3 и ФИО4 сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг и несовершеннолетних детей и применению к ним надлежащих мер ответственности.

Обязать ФИО2 сельского поселения, <адрес> устранить допущенные нарушения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Пермский краевой суд путем подачи жалобы через Чердынский районный суд Пермского края.

Председательствующий: Л.А. Пьянков