ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-478/2018 от 06.06.2018 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2а-478/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2018 года с. Айкино

Усть-Вымский районный суд в составе

председательствующего судьи Моисеевой М.А.

при секретаре Игнатченко С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки за <Дата> год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере ... рублей ... копейки и медицинское страхование в размере .. рубля .... копеек.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное).

В судебное заседание Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми своего представителя не направила, ходатайствовав о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик участия в судебном заседании не принял, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее представил в суд заявление о своем отказе от участия в рассмотрении дела, в котором также выразил несогласие с заявленными исковыми требованиями. Явка административного ответчика не признана судом обязательной. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика.

Заинтересованное лицо ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в Усть-Вымском районе Республики Коми (межрайонное) для участия в судебном заседании своего представителя не направила, ранее представив письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, а также выражает поддержку исковых требований.

Исследовав материалы настоящего административного дела и дела <Номер>, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 в период с <Дата> по <Дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

До <Дата> отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, были урегулированы ныне утратившим силу Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Административный ответчик применительно к положениям пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации являлся плательщиком страховых взносов.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Согласно части 8 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Поскольку административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате в полном объеме страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за <Дата> год, налоговая инспекция направила в его адрес требование <Номер>, предложив в срок до <Дата> произвести уплату недоимки за <Дата> год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере ... рублей .. копейки и медицинское страхование в размере ... рубля ... копеек.

Требование об уплате обязательных налоговых платежей налогоплательщиком исполнено не было.

30 октября 2017 года мировым судьей Айкинского судебного участка Усть-Вымского района выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам в сумме ........... рублей, отмененный определением от 30 ноября 2017 года в связи с поступлением от ФИО1 возражений относительно вынесенного судебного приказа.

В пределах установленного срока последовало обращение налогового органа в суд с административным исковым заявлением.

Таким образом, процедура принудительного взыскания с ответчика обязательный платежей соблюдена.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Административным истцом обоснована законность взыскания с ответчика задолженность по страховым взносам.

При этом доводы административного ответчика об отсутствии задолженности, поскольку им произведены соответствующие платежи, признаются судом несостоятельными исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно части 2 приведенной статьи определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Во исполнение положений, в том числе статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина России от 01 июля 2013 года № 65н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Указанный Приказ, в качестве приложения, содержит перечень кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов.

При отражении кода дохода бюджетов для перечисления страховых взносов во внебюджетные фонды необходимо правильно указать три главные составляющие: код главного администратора доходов бюджета (1 - 3-й разряды); код вида доходов бюджетов (4 - 13-й разряды); код подвида доходов бюджетов (14 - 20-й разряды).

Код главного администратора доходов бюджетов устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете. Данные коды федеральных государственных органов, Банка России, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ приведены в Приложении 7 к Указаниям № 65н. Администраторам по налогам, сборам и страховым взносам присвоены следующие коды: 182 - Федеральной налоговой службе; 392 - Пенсионному фонду; 393 - Фонду социального страхования.

Код вида доходов бюджетов является единым для бюджетов бюджетной системы РФ. Он состоит из 10 разрядов и включает: группу доходов - 4-й разряд кода Классификации доходов бюджетов; подгруппу доходов - 5-й и 6-й разряды кода; статью доходов - 7-й и 8-й разряды; подстатью доходов - 9-й, 10-й и 11-й разряды кода; элемент доходов - 12-й и 13-й разряды.

В группу доходов входят группы «Налоговые и неналоговые доходы» и «Безвозмездные поступления». Группа «Налоговые и неналоговые доходы» содержит, в частности, подгруппу доходов 102 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование».

Таким образом, при перечислении страховых взносов в первых шести разрядах КБК должно быть указано 182102.

Код вида доходов бюджетов для уплаты страховых взносов имеет один из кодов элемента доходов, в частности: 06 - бюджет Пенсионного фонда; 07 - бюджет Фонда социального страхования; 08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Для детализации поступлений по кодам вида доходов бюджетов применяется код подвида доходов бюджетов. Он включает: группу подвида доходов бюджетов (с 14-го по 17-й разряды); аналитическую группу подвида доходов бюджетов (с 18-го по 20-й разряды).

Перечень кодов доходов бюджетов бюджетной системы РФ, главными администраторами которых являются федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, по соответствующему подвиду доходов приведен в Приложении 11 к Указаниям № 65н.

Администрирование налогов, сборов, а также доходов, полученных от поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, в целях раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу осуществляется с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов: 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу); 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу; 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам. В нее, в частности, входит группа 100 «Доходы». Данная группа детализирована статьями 110 - 180, в рамках которых группируются операции, относящиеся к доходам. В частности, на статью 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование» относятся доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов, полученные от страховых взносов, а также недоимки, пени и денежные взыскания (штрафы) по этим страховым взносам, поступления в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

С учетом вышеуказанных Указаний применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, к оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет относиться КБК 18210202140061100160, а на медицинское страхование – КБК 18210202103081011160.

Вместе с тем, согласно имеющимся в материалах дела <Номер> оригиналам квитанций, ФИО1 заплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по КБК 18210202140061110160, и медицинское страхование – 18210202103081013160, то есть на иные КБК.

Налоги и сборы, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, подразделяются на виды в соответствии с несколькими критериями - порядком установления, порядком введения в действие, территорией, на которой налоги и сборы обязательны к уплате.

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1.1 части 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления

В силу пункта 1 части 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.

Согласно пункту 4 части 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего не перечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В силу приведенной ранее статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетной классификацией является группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней.

Правильное указание кода бюджетной классификации необходимо для правильного распределения средств, как между бюджетами, так и внутри данного бюджета.

С учетом того, что налоговое законодательство не относит указание кода бюджетной классификации к обязательным реквизитам, свидетельствующим об уплате или неуплате того или иного налога, неправильное указание кода бюджетной классификации в платежном поручении не является основанием для признания обязанности налога не исполненной.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае неверное указание налогоплательщиком кода бюджетной классификации привело к зачислению произведенного им платежа в счет иного налогового периода. Данное обстоятельство подтверждается ответом налогового органа, согласно которому уплаченные ФИО1 суммы на неверный КБК зачислились на уплату страховых взносов за период с <Дата>, в то время как взыскиваемая сумма задолженности образовалась за предыдущий период.

При этом, в силу законодательства налоговый орган не наделен правом самостоятельного перевода платежи на соответствующий период без соответствующего волеизъявления налогоплательщика. Однако, ФИО1 с таким поручением в налоговый орган не обращался.

Так, пункт 4 части 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает основания для признания обязанности по уплате налога неисполненной, который корреспондируют с пунктом 7 указанной статьи, предусматривающим процедуру уточнения платежа, которой урегулирован механизм возврата суммы платежа (налога, сбора и иного платежа, администрируемого налоговым органом), в случае некорректного оформления налогоплательщиками платежных поручений.

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 не лишен права обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.

Проанализировав приведенное выше законодательство, принимая во внимание фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, так как по делу установлены правовые основания для взыскания с ФИО1 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Учитывая, что административный истец при подаче настоящего административного искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми к ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, проживающего по адресу: <Адрес>, в доход бюджетанедоимку за <Дата> год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере ............. рублей ...... копейки и медицинское страхование в размере ........... рубля ......... копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Усть-Вымский» государственную пошлину в размере 400 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Моисеева