15 января 2021 года Дело № 2а-478/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Поповой Д. В.,
при секретаре Поливаной Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Бушманову .. о взыскании задолженности по налогам, пени, встречному административному исковому заявлению Бушманова .. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании задолженности по налогам и платежам, начисленным налоговым органом, безнадежными к взысканию,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - МИФНС № 9, Инспекция, налоговый орган) обратилась с административным исковым заявлением к Бушманову С. А. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование административного искового заявления указано, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК), за 2018 год в размере 10 724 руб., пени за период с 03.12.2019 по 17.12.2019 года в сумме 34 руб. 68 коп.; по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 5 375 руб. и пени за период с 03.12.2019 по 17.12.2019 в сумме 17 руб. 38 коп., всего, сумма задолженности, подлежащая взысканию, 16 151 руб. 06 коп.
Бушманов С. А. обратился к МИФНС № 9 со встречным административным исковым заявлением о признании задолженности по налогам и платежам, начисленным налоговым органом, безнадежными к взысканию.
Требования встречного административного искового заявления мотивирует неверным исчислением налоговым органом ставки транспортного налога принадлежащему ему транспортному средству ..... считая её завышенной МИФНС № 9. Утверждает об уплате им налога с полученных доходов в размере 10 724 руб. Оспаривает доводы налогового органа о выставлении ему требований в указанном размере, настаивая, что требования .....
По требованиям налогового органа 17.03.2020 года мировым судьей судебного участка № 10 Северодвинска Архангельской области выносился судебный приказ № 2а-1342/2020-10. Позднее судебный приказ отменен определением мирового судьи.
.....
Административный истец, извещённый о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Начальником МИФНС № 9 дополнительно представлены отзыв на возражения (л. д. 70-74), возражения на встречное исковое заявление, дополнения к возражениям (л. д. 100-101).
Административный ответчик Бушманов С. А., надлежаще извещённый, в суд не явился, направил дополнения к возражениям, дополнения к встречному исковому заявлению, являющиеся по сути, самостоятельными встречными административными требованиями, в принятии которых определением судьи от 15.01.2021 отказано.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, материалы дела № 2а-1342/2020-10, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно сведениям, представленным на основании пункта 4 статьи 85 НК РФ в адрес МИФНС № 9 органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, Бушманов С. А. являлся собственником следующих транспортных средств – объектов налогообложения:
.....
.....
В соответствии со статьёй 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Как это предусмотрено статьей 361, 363 Кодекса, конкретные ставки транспортного налога, а также порядок и сроки уплаты налога определяются законами субъектов Российской Федерации.
На территории Архангельской области принят Закон от 01.10.2002 № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге» (далее - Закон). Статьей 1 указанного Закона установлены ставки транспортного налога в зависимости категории транспортных средств, от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства. Так, ставки транспортного налога, действующие в 2018 году (статья 1 Закона), составляли: 25,00 рублей - автомобили легковые с мощностью двигателя от 100 л. с. до 150 л.с. включительно.
Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены статьей пунктом 1 статьи 363 НК РФ.
Согласно пункта 3 статьи Кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют уплату транспортного налога на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно пункту 1 статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.
В силу пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц возлагается на налоговый орган, который направляет налогоплательщику налоговое уведомление, не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
Во встречном административном иске Бушманов С. А. считает неверно исчисленной налоговым органом ставки транспортного налога принадлежащему ему транспортного средства ..... полагая её завышенной МИФНС № 9.
Как следует из поступивших возражений на встречное исковое заявление начальника МИФНС № 9 Мардановой Т. В., налоговые органы являются только пользователем вышеуказанных сведений и не являются первоисточником информации о характеристиках транспортных средствах. Следовательно, ответственность за степень актуальности и достоверности этих данных не несут.
Налоговые органы рассчитывают все имущественные налоги лиц (транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц) налогоплательщиков – физических на основании сведений, поступающих в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию соответствующих объектов налогообложения.
По сведениям, представленным на основании пункта 4 статьи 85 НК РФ подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в адрес Инспекции, c ..... года Бушманов С. А. является собственником грузового транспортного средства .....
Как указано в возражениях, на стр. 1 административного искового заявления № 2.4-13/16756 неверно указан вид объекта собственности. При этом в приложении 3 к административному исковому заявлению № 2.4-13/16756 (сведения об имуществе налогоплательщика – физического лица) категория транспортных средств указана верно.
.....
Аналогичная информация содержится в представленной по запросу суда карточке учёта транспортного средства.
В соответствии со статьей 1 Закона от 01.10.2002 № 112-16-ОЗ «О транспортном налоге», принятого на территории Архангельской области, ставки транспортного налога, действующие в 2018 год составляли: 25 руб. 00 коп. – для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом, вопреки возражениям Бушманова С. А. правомерно и обосновано произведено начисление транспортного налога за 2018 год по ставке 25 руб. 00 коп. в отношении автомобиля «ФОЛЬКСВАГЕН LТ 28», как грузового.
Правовые основания для применения ставки в размере 14 руб. 00 коп. как для легковых автомобилей, как того просит Бушманов С. А. во встречном административном иске, возражениях, дополнениях к возражениям, при исчисление транспортного налога за 2018 год в отношении автомобиля «.....» у налогового органа отсутствуют, соответственно, и оснований для перерасчёта налога у Инспекции не имелось.
При этом ставки транспортного налога, в соответствии с которыми произведено начисление, указаны в налоговом уведомлении .....
Налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.
Пунктом 1 статьи 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьей 226 НК РФ.
Указанные организации признаются налоговыми агентами и обязаны исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов, в частности, статьей 226 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Кодекса налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном, в частности, пунктом 5 статьи 226 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Налоговое уведомление формируется налоговым органом на основании представленного налоговым агентом в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ Сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, в виде Справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ).
.....
.....
Таким образом, общая сумма НДФЛ за 2018 год, не удержанная налоговым агентом ..... у налогоплательщика составила – 10 724 руб.
.....
Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При этом, перерасчёт сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчётом.
В соответствии с частью 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Пользователи Интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (далее – ЛК ФЛ, Личный кабинет) получают налоговые уведомления в электронной форме.
Бушманов С. А. является пользователем ЛК ФЛ, следовательно, в соответствии с пунктом 2 статьи 11.2 Кодекса налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету, получают от налогового органа в электронной форме через Личный кабинет документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено вышеуказанным пунктом.
С учётом положений статьи 11.2, 52 Кодекса Инспекцией в адрес налогоплательщика через ЛК ФЛ направлено налоговое уведомление от ..... на уплату налогов за 2018 год (по ОКТМО ..... в том числе:
- транспортного налога в размере 5 375 руб. 00 коп;
- налога на доходы физических лиц в размере 10 724 руб. 00 коп (л. д. 18).
В налоговом уведомлении указаны: сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В силу пункта 4 статьи 31 НК РФ В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днём размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Таким образом, налоговым органом исполнена обязанность по направлению налогового уведомления в адрес налогоплательщика.
В установленный срок – 02.12.2019 – налог уплачен не был, возражения относительно начислений не заявлены.
Как следует из возражений на встречное исковое заявление, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету, на бумажном носителе по почте не направляются.
В соответствии со статьями 11.2, 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в адрес должника через ЛК ФЛ направлено требование .....
В силу пункта 4 статьи 31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика. С учётом положений пункта 6 статьи 6.1 НК РФ - следующий рабочий день.
Подтверждение выгрузки требования .....
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, вопреки возражениям Бушманова С. А., действия налогового органа по формированию и направлению требования № 60109 полностью соответствует положениям действующего законодательства о налогах и сборах.
Налоговое уведомление на уплату налога на доходы физических лиц формируется налоговым органом на основании представленного налоговым агентом в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В данном случае, формой сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога является - «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ), которая утверждена Приказом ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@ (приложение № 1 к настоящему приказу).
.....
..... в которой указана общая сумма полученного дохода – ..... а также же сумма исчисленного, но неудержанного налога – 8 818 руб. 00 коп.;
- ..... в которой указана общая сумма полученного дохода – ..... а также же сумма исчисленного, но неудержанного налога – 1 906 руб. 00 коп.
В соответствии с представленными справками о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год, код дохода указан – 2301, что соответствует наименованию дохода: Суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
При этом суммы неустойки и штрафа, выплачиваемые на основании Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (код дохода - 2301), облагаются налогом на доходы физических лиц, поскольку такие выплаты прямо не поименованы в перечне доходов, не подлежащих налогообложению (Пункт 3 статьи 217 НК РФ; Письма ФНС России от 13.04.2015 № БС-3-11/1481@, от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@; Письмо Минфина России от 28.10.2015 N 03-04-07/62079; Определение Верховного Суда РФ от 30.09.2014 № 309-ЭС14-47).
.....
.....
.....
Статьёй 45 Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом, налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы установлена также статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днем уплаты налога в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации.
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов, на сумму недоимки в соответствии со статьей 75 Кодекса налоговым органом начислены пени (расчеты пени приложены к исковому заявлению) за период с 03.12.2019 года по 17.12.2019 года в размере: 17 руб. 38 коп. – за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год; 34 руб. 68 коп. – за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц за 2018 год;
На момент направления административного искового заявления и рассмотрения дела в суде пени ответчиком не уплачены.
Пунктом 1 статьи 45 Кодекса предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьями 11.2, 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в адрес должника через ЛК ФЛ направлено требование ..... с предложением в добровольном порядке в срок до 21.01.2020 уплатить недоимку по налогу (транспортный и НДФЛ) за 2018 год в размере 16 099 руб. 00 коп. и задолженность по пени в сумме 52 руб. 06 коп. (л. д. 95).
В силу пункта 4 статьи 31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Поскольку Бушманов С. А. является пользователем Личного кабинета налоговое уведомление ..... в соответствии со статьей 11.2, 52 Кодекса выгружено ..... что подтверждается скриншотом из Личного кабинета налогоплательщика, приложенным к административному исковому заявлению .....
В силу пункта 4 статьи 31 НК РФ в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Таким образом, действия налогового органа по формированию и направлению налогового уведомления № 60294139 полностью соответствует положениям действующего законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, как отмечено в возражениях на иск, самостоятельное определение налоговым органом сумм дохода налогоплательщика, с которых налоговым агентом не был удержан налог на доходы физических лиц, и, соответственно сумм, с которых подлежит уплате налог, не предусмотрено действующим законодательством.
Вместе с тем, в случае несогласия с данными, содержащимися в справке по форме 2-НДФЛ, представленной налоговым агентом в налоговый орган, налогоплательщик вправе обратиться непосредственно к налоговому агенту о представлении в налоговый орган по месту своего учета уточняющей (аннулирующей) справки о доходах и суммах налога физического лица по форме 2-НДФЛ.
При этом перерасчёт налога на доходы физических лиц в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации осуществляется только после представления налоговым агентом уточняющих (аннулирующих) сведений.
По задолженности, отраженной в представленных скриншотах из Личного кабинета налогоплательщика, Инспекция сообщила следующее.
В личном кабинете налогоплательщика отражается текущая задолженность по налогам, включая недоимку и пени.
.....
.....
.....
.....
Изложенные обстоятельства опровергают утверждения Бушманова С. А. о существенных различиях в сведениях, представленных в личном кабинете налогоплательщика.
В сроки, установленные требованием ..... об уплате налога и пеней (не позднее 21.01.2020), а также по состоянию на дату обращения в суд Бушманов С. А. обязанность по уплате налоговой задолженности не исполнил в полном объёме.
С учётом установленных обстоятельств, контрольный орган должен был обратиться в суд за принудительным взысканием задолженности по обязательным платежам в шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налогов и пеней ..... поскольку с момента выставления данного требования общая сумма требований превысила 3 000 рублей. Данным требованием срок его исполнения определён до 21.01.2020. Следовательно, шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании налогов за и пени истекал 21.07.2020.
Как усматривается из материалов дела, 12.03.2020 Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 10 Северодвинского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам, пени с Бушманова С. А., то есть в установленный законом срок.
17.03.2020 мировым судьей судебного участка № 9 Северодвинского судебного района Архангельской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 10 Северодвинского судебного района Архангельской области, вынесен судебный приказ № 2а-1342/2020-10 о взыскании с Бушманова С. А. задолженности по налогу и пени в общей сумме 16 151 руб. 06 коп.
24.04.2020 от Бушманова С. А. поступили возражения относительно исполнения судебного приказа № 2а-1342/2020-10.
24.04.2020 мировым судьей судебного участка № 10 Северодвинского судебного района Архангельской области принято определение об отмене судебного приказа № 2а-1342/2020-10 от 17.03.2020.
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, то есть не позднее 24.10.2020.
В силу пункта 2 статьи 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день.
В соответствии с пунктом 4 статьи 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока.
При этом, вопреки возражениям Бушманова С. А., суд соглашается с утверждением представителя налогового органа о том, что исчисление процессуальных сроков регламентировано статьей 92, 93 КАС РФ и не ставится законодателем в зависимость от режима работы отделений АО «Почта России».
Таким образом, с административным исковым заявлением Инспекция обратилась в Северодвинский городской суд Архангельской области 26.10.2020, то есть в пределах установленного пунктом 3 статьи 48 НК РФ срока.
Представленный истцом расчёт взыскиваемых сумм судом проверен, признан обоснованным в соответствии с нормами действующего законодательства и арифметически правильным, ответчиком не оспорен, а также доказательств, опровергающих доводы налогового органа о получении дохода, материалы дела не содержат.
С учётом установленных обстоятельств и представленных в дело доказательств, суд находит исковые требования МИФНС № 9 подлежащими удовлетворению в полном объёме, а встречные административные требования Бушманова С. А. к МИФНС № 9 о признании задолженности по налогам и платежам, начисленным налоговым органом, безнадежными к взысканию, не подлежащими удовлетворению.
По смыслу положений статьи 44 НК РФ, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, исключение соответствующих записей из лицевого счёта налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счёта налогоплательщика после вступления такого судебного акта в силу.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 29.12.2017, установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьёй решения о списании, признанных безнадежными ко взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Учитывая изложенные положения закона, а также установленное в ходе рассмотрения данного дела обстоятельство обращения налоговым органом к Бушманову С. А. с административным иском в суд в пределах установленного законом срока, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении встречных требований Бушманова С. А. о признании задолженности по налогам и платежам, начисленным налоговым органом, безнадежными к взысканию.
Согласно части 1 статьи 114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» госпошлину в размере 646 руб. 04 коп.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Бушманову .. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с Бушманова .., в доход бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ), за 2018 год в размере 10 724 руб., пени за период с 03.12.2019 по 17.12.2019 года в сумме 34 руб. 68 коп.; по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 5 375 руб. и пени за период с 03.12.2019 по 17.12.2019 в сумме 17 руб. 38 коп., всего, сумма задолженности, подлежащая взысканию, 16 151 (Шестнадцать тысяч сто пятьдесят один) руб. 06 коп.
Взыскать с Бушманова .. в доход бюджета муниципального образования «Северодвинск» государственную пошлину в размере 646 (Шестьсот сорок шесть) руб. 04 коп.
В удовлетворении встречного административного искового заявления Бушманова .. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании задолженности по налогам и платежам, начисленным налоговым органом, безнадежными к взысканию, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д. В. Попова
Решение принято в окончательной форме 29.01.2021.