УИД 86RS0013-01-2022-001209-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2022 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (почтовый адрес: микрорайон 6, строение 21, г. Радужный, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628462; тел/факс (<***>; адрес электронной почты rdj.hmao@sudrf.ru; адрес официального сайта http://rdj.hmao.sudrf.ru) в составе судьи Першиной Е.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-478/2022 по административному исковому заявлению прокурора города Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в интересах неопределенного круга лиц (заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу) о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению информацией,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Радужный обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению информацией. В обоснование заявленных требований указал, что путём мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены страницы по адресам:
http://spb.regtorg.ru/goods/t451316-prodazha_grunta_plodorodnogo_s_dostavkoj _ot_10_kubov.htm,
http://spb.regtorg.ru/goods/t416749-grunt_plodorodnyj_s_dostavkoj_ot_2_kubov.htm,
http://www.regtorg.ru/goods/grunt_plodorodnyj_s_dostavkoj.html,
https://m-s-k-region.ru/grunt,
содержащие информацию о предоставлении услуги по продаже плодородного слоя почвы и чернозема. Самовольная продажа плодородного слоя земли нарушает не только принцип рационального использования земель, но и невилирует принцип экономического установления земельного налога, что является противоправным деянием. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Предоставление доступа посредством сети «Интернет» к информации, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации, противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. В связи с чем, указанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации. На момент проверки доменные имена указанных интернет-сайтов в Реестре отсутствуют. Ссылаясь на ст. 2, 9, 10, 15, 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст. 9, 36 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 1, 4, 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 394 Налогового кодекса <...> Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 1, 39, 291 КАС РФ, просил признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по указанным адресам, запрещенной к распространению в Российской Федерации информацией (л.д. 5-8).
Управление Роскомнадзора по Тюменской области, ХМАО – Югре и ЯНАО, являясь по делу заинтересованным лицом, письменно указало, что на адресах
http://spb.regtorg.ru/goods/t451316-prodazha_grunta_plodorodnogo_s_dostavkoj_ot_10_kubov.htm,
http://spb.regtorg.ru/goods/t416749-grunt_plodorodnyj_s_dostavkoj_ot_2_kubov.htm,
https://m-s-k-region.ru/grunt размещена информация о продаже почвогрунта, однако Роскомнадзор не является экспертной организацией и не может дать оценку является ли добыча продаваемого почвогрунта противоречащей действующему законодательству РФ, в связи с чем, в данной части решение оставляет на усмотрение суда; мониторинг информации, размещенной на странице сайта http://www.regtorg.ru/goods/grunt_plodorodnyj_s_dostavkoj.html на период 04.08.2022 показал, что указанный адрес является результатом поискового запроса и не позволяет идентифицировать информационные ресурсы, на которых размещена противоправная информация, в связи с чем, полагает необходимым в данной части отказать в заявленных требованиях (л.д. 22-28).
На основании п. 2 ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ч. 1 ст. 39 КАС РФ, п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из материалов административного дела, прокуратурой г. Радужный в ходе осуществления мониторинга сети «Интернет» выявлены страницы по адресам:
http://spb.regtorg.ru/goods/t451316-prodazha_grunta_plodorodnogo_s_dostavkoj _ot_10_kubov.htm,
http://spb.regtorg.ru/goods/t416749-grunt_plodorodnyj_s_dostavkoj_ot_2_kubov.htm,
http://www.regtorg.ru/goods/grunt_plodorodnyj_s_dostavkoj.html,
https://m-s-k-region.ru/grunt,
содержащие информацию о предоставлении услуги по продаже плодородного слоя почвы и чернозема (л.д. 9-12).
Из сообщения ОМВД России по г. Радужному от 04 июля 2022 года № 45/6-14831 следует, что в ходе мониторинга интернет-сайта установить правообладателей сайтов не представляется возможным (л.д. 14).
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).
Частью 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7) вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (ст. 75 Закона № 7).
Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ст. 4 Закона № 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» предусмотрено, что снятие или уничтожение почвенного слоя является нарушением почвенного слоя, что требует его последующей рекультивации.
Вышеуказанным постановлением предусмотрено, что снятие плодородного слоя почвы возможно только при проведении строительных и землеустроительных и иных аналогичных работ и только при утверждении проекта рекультивации или консервации земель.
При этом, пунктом 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514, предусмотрено, что землеустроительные работы могут проводиться только по согласованию с органами Росреестра.
Частью 4 ст. 13 ЗК РФ предусмотрено, что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
Частью 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Кроме того, действующее земельное законодательство устанавливает правовой режим земель, определяет их принадлежность к той или иной категории и разрешенного использования, что обязывает собственников земельных участков, использовать их с учетом целевого назначения, что оказывает влияние на стоимость земельных участков и способствует реализации принципа платности землепользования (п. п. 7 и 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7, ст. 42 и п. 1 ст. 65 ЗК РФ).
За использование плодородных земель п. п. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена специальная ставка земельного налога.
Таким образом, самовольная продажа плодородного слоя земли нарушает не только принцип рационального использования земель, но и принцип экономического установления земельного налога, основанного на делении земель по целевому назначению и на категории.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» установлен запрет на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Представленными суду доказательствами подтвержден факт размещения на указанных выше страницах интернет-сайтов общедоступной информации о предоставлении услуги по продаже плодородного слоя почвы и чернозема, что действующим законодательством запрещено; данная информация является запрещенной к распространению в Российской Федерации. На момент рассмотрения дела указатели страниц интернет-сайтов в Единый реестр не включены.
То обстоятельство, что информация, размещенная на интернет-сайте по указанному в письменном отзыве адресу, является результатом поискового запроса и не позволяет идентифицировать информационные ресурсы, на которых размещена противоправная информация, суд не принимает во внимание в виду того, что в представленном заинтересованным лицом скриншоте по указанному адресу имеется информация с предложением услуг по продаже плодородного слоя почвы и чернозема, что действующим законодательством запрещено.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
При установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 265.5, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора города Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресам:
http://spb.regtorg.ru/goods/t451316-prodazha_grunta_plodorodnogo_s_dostavkoj _ot_10_kubov.htm,
http://spb.regtorg.ru/goods/t416749-grunt_plodorodnyj_s_dostavkoj_ot_2_kubov.htm,
http://www.regtorg.ru/goods/grunt_plodorodnyj_s_dostavkoj.html,
https://m-s-k-region.ru/grunt,
информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацией.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Радужнинский городской суд.
Судья подпись Е.Ю. Першина
КОПИЯ ВЕРНА
Подлинный документ находится в административном деле № 2а-478/2022 Радужнинского городского суда.
Решение в законную силу не вступило. 24.08.2022.
Судья Е.Ю. Першина