ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4790/2016 от 12.12.2016 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело а-4790/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2016 года)

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Толмачевой М.С., при секретаре ФИО2, с участием представителя административного истца ФИО1 отделения Всероссийской Политической Партии «<данные изъяты>» в <адрес>ФИО3, административного ответчика - ФИО1 участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО4, представителя административного ответчика участковой избирательной комиссии избирательного участка и заинтересованных лиц - территориальной избирательной комиссии <адрес> и избирательной комиссии <адрес>ФИО6, помощника прокурора <адрес>ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 отделения Всероссийской Политической Партии <данные изъяты>» в <адрес> об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка об итогах голосования по единому избирательному округу по выборам депутатов <адрес> Думы шестого созыва и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ наДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов <адрес> Думы шестого созыва.

Постановлением территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом постановлений № и от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ были назначены члены участковой избирательной комиссии избирательного участка и ее ФИО1.

Постановлением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты <адрес> Думы шестого созыва, выдвинутый Региональным отделением Партии <данные изъяты>» в <адрес>.

Итоги голосования по единому избирательному округу на части территории области при проведении выборов депутатов <адрес> Думы шестого созыва были установлены участковой избирательной комиссией избирательного участка и оформлены протоколом участковой избирательной комиссией об итогах голосования по единому избирательному округу на части территории области об итогах голосования. Согласно данному протоколу ФИО1 отделение Партии «<данные изъяты>» в <адрес> получило 34 голоса избирателей. Протокол подписан ФИО1 участковой избирательной комиссии, его заместителем, секретарем и членами комиссии.

ФИО1 отделения Всероссийской Политической Партии «<данные изъяты> в <адрес> обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка об итогах голосования по единому избирательному округу по выборам депутатов <адрес> Думы шестого созыва и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей. В обоснование заявленных требований указал, что постановлением избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты <адрес> шестого созыва, выдвинутый региональным отделением Всероссийской Политической партии «Родина» в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в единый день голосования состоялись выборы депутатов <адрес> Думы шестого созыва. Участковой избирательной комиссией избирательного участка были допущены нарушения порядка подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования, которые не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей на данном избирательном участке, а в последующем, повлияли на определение результатов выборов депутатов <адрес> Думы шестого созыва в целом.

Далее административный истец указал, что в нарушение требований ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» полистной подсчет неиспользованных избирательных бюллетеней в присутствии всех членов комиссии, наблюдателей и иных лиц не проводился, в связи с чем, другие члены избирательной комиссии, наблюдатели и иные лица были лишены возможности убедиться в достоверности производимых с неиспользованными бюллетенями действий; рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии, при этом подсчет производился не путем перекладывания бюллетеней по одному из одной части пачки в другую, как это указано в законе, а путем загибания уголков избирательных бюллетеней, что является недопустимым, поскольку при данном порядке подсчета голосов присутствовавшие лица не могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене, равно как у них не было возможности визуально наблюдать правильность подсчета голосов.

По мнению административного истца, указанные в административном исковом заявлении нарушения закона являются существенными и не позволяют выявить действительную волю избирателей, нарушают право партии быть представленной в <адрес> Думе шестого созыва числом депутатов, соответствующим волеизъявлению избирателей.

В судебном заседании представитель административного истца - представитель ФИО1 отделения Всероссийской Политической Партии <данные изъяты>» в <адрес>ФИО3 заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме. Дополнительно указал, что нарушением действующего законодательства является исправление данных в протоколе в строках 12а и 12б и отсутствие повторного протокола . Также указал, что суд лишил сторону административного истца возможности представления доказательств, поскольку не удовлетворил ходатайство об отложении рассмотрения дела для возможности обеспечения явки свидетеля.

В судебном заседании административный ответчик - ФИО1 участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО4 административные исковые требования не признала, поддержала представленные ранее письменные возражения, дополнительно указала, что действия по осуществлению выборов депутатов <адрес> Думы шестого созыва и порядку подсчета голосов были осуществлены в строгом соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-З «О выборах депутатов <адрес> Думы». Никаких жалоб на действия участковой избирательной комиссии от лиц, присутствующих при подведении итогов голосования, не поступало. Также указала, что после закрытия избирательного участка, были собраны неиспользованные бюллетени, выданные членам избирательной комиссии, а также бюллетени, находившиеся в сейфе, все неиспользованные бюллетени были посчитаны полистно, объявлен результат подсчета, после чего данные внесли в увеличенную форму протокола и сами неиспользованные бюллетени погасили.

Далее указала, что после сортировки бюллетеней, она лично каждый бюллетень оглашала и предъявляла для обозрения, после чего передавала членам комиссии по партиям. Каждый член участковой избирательной комиссии пересчитывал бюллетени путем перекладывания из одной пачки в другую. Все это было визуально видно, препятствий в ознакомлении с посчитанными бюллетенями никому не чинились. С требованиями о повторном подсчете бюллетеней никто не обращался.

Также пояснила, что в протоколе была обнаружена техническая ошибка в сроках 12а и 12 б, которая не повлияла на существо волеизъявления избирателей. Это ошибка была выявлена после выдачи копий протокола, но до предъявления протокола в территориальную избирательную комиссию, поэтому ошибка была исправлена и протокол с отметкой «повторный» не составлялся.

В судебном заседании представитель административного ответчика - участковой избирательной комиссии избирательного участка , заинтересованных лиц - территориальной избирательной комиссии <адрес> и избирательной комиссии <адрес>ФИО6 административные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях ФИО1 участковой избирательной комиссии, полностью поддержал позицию последнего при рассмотрении настоящего дела.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключение помощника прокурора <адрес>ФИО5, полагавшего, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку все действия членов участковой избирательной комиссии избирательного участка по подсчету и погашению неиспользованных избирательных бюллетеней, а также по сортировке и подсчету избирательных бюллетеней были произведены в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, и исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Статьей 32 Конституции Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, статья 3 Европейской хартии местного самоуправления, статья 3 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств).

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 15 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Согласно ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-З «О выборах депутатов <адрес> Думы» выборы в Тамбовскую областную Думу (далее - областная Дума) проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом (Основным законом) <адрес> Российской Федерации (далее - <адрес>), настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 1.2 ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.2 настоящей статьи (п. 1.3 ст. 77).

Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными (п. 1.4 ст. 77).

В разъяснениях, данных в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ,при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Исходя из положений пунктов 1.2, 9 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 67-ФЗ в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц суд не вправе осуществлять подсчет голосов и определять результаты выборов, референдума, поскольку в силу положений пункта 1 статьи 70, пункта 11 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ решение этих вопросов относится к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума. В этом случае в решении указывается на необходимость проведения комиссией повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В соответствии с приведенной правовой позицией судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

При этом Конституционный Суд РФ исходит из того, что итоги выборов не могут быть поставлены под сомнение неограниченным кругом лиц, и притом по любым основаниям, в том числе связанным лишь с предположениями о допущенных в ходе установления итогов голосования, определения результатов выборов нарушениях либо с субъективным намерением защитить определенным образом понимаемый общественно-политический интерес при отсутствии у обратившегося в суд лица достаточных оснований полагать, что соответствующие нарушения по своему характеру и масштабу не позволяют выявить действительную волю избирателей, и реальной возможности подтвердить свою позицию необходимыми доказательствами.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, основаниями для удовлетворения требований об отмене решения об итогах голосования могут служить только доказательства наличия таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Согласно положениям ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом. После окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме ФИО1 (заместителя ФИО1) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии. (ч.8-10).

Согласно п. п. 11-18 ст. 68 указанного выше Федерального закона при сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией или не содержащие специального знака (марки) в случае его использования. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. Производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной частипачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, в соответствии с приложением 11 к настоящему Федеральному закону (за исключением контрольного соотношения, проверка которого проводится в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи) с учетом нумерации строк протокола об итогах голосования, предусмотренной законом. После завершения подсчета рассортированные бюллетени упаковываются в отдельные пачки. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов (пункт 26 ст. 68).

Как следует из п.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-З «О выборах депутатов <адрес> Думы» участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования двумя протоколами об итогах голосования на соответствующем избирательном участке: протоколом об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколом об итогах голосования по единому избирательному округу.

Административный истец в качестве обоснования заявленных требований указал, что участковой избирательной комиссией были допущены нарушения порядка подсчета неиспользованных бюллетеней, поскольку полистный подсчет неиспользованных бюллетеней не проводился; нарушение порядка подсчета голосов избирателей в связи с тем, что рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии путем загибания уголков бюллетеней, а не путем перекладывания по одному из одной части пачки в другую, и при данном подсчете присутствовавшие лица не могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене.

Порядок погашения неиспользованных избирательных бюллетеней установлен п.3 ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-З «О выборах депутатов <адрес> Думы», согласно которым установлено, что

после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.

В судебном заседании свидетель ФИО7 – секретарь участковой избирательной комиссии избирательного участка показала, что ФИО1 участковой избирательной комиссии избирательного участка производился полистный подсчет неиспользованных бюллетеней, которые были собраны у членов комиссии и вынуты из сейфа, после ФИО1 огласила результат подсчета, а затем было произведено погашение данных бюллетеней путем отрезания левого нижнего уголка. Не доверять показаниям указанного свидетеля у суда оснований не имеется.

Тот факт, что свидетель ФИО7 являлась секретарём участковой избирательной комиссии избирательного участка не является основанием для признания ее показаний недостоверными или ложными. Кроме того, суд отмечает, что ее показания полностью согласуются и с пояснениями ФИО1 комиссии.

При этом судом также принимается во внимание, что действующим Законодательством не предусмотрен полистный подсчет и погашение неиспользованных бюллетеней, поскольку детальный порядок подсчета неиспользованных бюллетеней и их погашение не регламентирован.

Правом на осмотр погашенных бюллетеней, предусмотренным п.п. «г» п.23 ст. 29 и п.п. «г» п.9 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ наблюдатели и члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса добровольно не воспользовались.

Согласно реестру учета жалоб на избирательном участке в день проведения голосования в депутаты <адрес> Думы шестого созыва жалоб на действия членов участковой избирательной комиссии, связанных с подсчетом и погашением неиспользованных бюллетеней не поступало.

Таким образом, доказательств, подтверждающих нарушение порядка подсчета и погашения неиспользованных бюллетеней, судом не установлено.

Оценивая доводы административного истца о нарушении порядка подсчета голосов избирателей в связи с тем, что рассортированные по пачкам отдельно по каждому кандидату бюллетени подсчитывались одновременно всеми членами участковой избирательной комиссии путем загибания уголков бюллетеней, а не путем перекладывания по одному из одной части пачки в другую, и при данном подсчете присутствовавшие лица не могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене суд исходит из следующего.

Согласно п.п. 14 и 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» члены участковой комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.

После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату (списку кандидатов). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной частипачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя, участника референдума в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается.

Аналогичные положения установлены и ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-З «О выборах депутатов <адрес> Думы».

В судебном заседании достоверно установлено и сторонами по делу не оспорено, что окончание выборов депутатов <адрес> Думы шестого созыва состоялось в 20 часов по местному времени ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на 20 часов ящики для голосования, находящиеся на указанном выше избирательном участке, были опечатаны и не вскрывались до окончания работ со списками избирателей. Неиспользованные избирательные бюллетени были посчитаны членами участковой избирательной комиссии и погашены путем отрезания левого нижнего угла, результаты подсчета были оглашены и внесены в протокол участковой избирательной комиссии .

При этом, для суда представляется очевидным, что поскольку ящики для голосования были опечатаны и на момент подсчета и погашения неиспользованных избирательных бюллетеней не вскрывались, факт того, что в стопке неиспользованных избирательных бюллетеней мог находиться бюллетень с отметкой за какого – либо кандидата, в том числе за административного истца, не мог иметь места.

Также судом установлено, что используемые при выборах на территории <адрес> избирательные бюллетени имели следующие цветные и размерные форматы: А3 длинный белый цвет – за списки от кандидатов от политических партий по единому избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва по пропорциональной системе; А4 – зеленого цвета за кандидатов по одномандатному округу выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва по мажоритарной системе; А 4 синего цвета за списки кандидатов от политических партий по единому избирательному округу на выборах депутатов <адрес> Думы шестого созыва по пропорциональной системе; А4 оранжевого цвета за кандидата по одномандатному округу на выборах депутатов <адрес> Думы шестого созыва по мажоритарной системе.

После вскрытия ящиков для голосования членами участковой избирательной комиссии производилась раскладывание бюллетеней по видам выборов, указанным выше.

После раскладывания избирательных бюллетеней по видам выборов была произведена сортировка избирательных бюллетеней, производившаяся ФИО1 участковой избирательной комиссии, которая оглашала отметку в каждом бюллетене, предъявляла его для обозрения и передавала членам участковой избирательной комиссии с табличкой по соответствующей партии. После сортировки подсчет бюллетеней каждым членом участковой избирательной комиссии производился отдельно по каждой партии, подсчет производился путем перекладывания избирательных бюллетеней из одной пачки в другую, при этом лица, следившие за результатами подсчета не были лишены возможности видеть отметки в избирательных бюллетенях.

Данные обстоятельства подтверждаются как пояснениями ФИО1 участковой избирательной комиссии избирательного участка , так и свидетельскими показаниями ФИО7, указавшей аналогичные сведения.

Таким образом, судом установлено, что в ходе сортировки избирательных бюллетеней каждый бюллетень был оглашен и представлен на обозрение лицам, находившимся в помещении подведения итогов выборов, при подсчете бюллетеней каждый бюллетень перекладывался из одной части пачки в другую, при этом каждый член комиссии, наблюдатель, иное лицо мог видеть за кого из кандидатов отдан голос избирателя. Стороной административного истца данные обстоятельства не опровергнуты.

Согласно реестру учета поступивших в участковую избирательную комиссию избирательного участка в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалоб на нарушения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, <адрес> «О выборах депутатов <адрес> Думы» жалоб на порядок подсчета голосов не поступало.

Судом также принимается во внимание, что член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса от ФИО1 отделения Партии «<данные изъяты>» своими правами, предоставленными ему как Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», так и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-З «О выборах депутатов <адрес> Думы» на подачу жалоб в процессе подсчета голосов, правом на ознакомление с рассортированными избирательными бюллетенями и их повтором подсчете, не воспользовался.

При этом суд отмечает, что полномочия предоставленные членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса как эффективное средство выявления и устранения нарушений законодательства непосредственно во время голосования, и являются одной из гарантий стабильности функционирования институтов представительной демократии, что, в свою очередь, подразумевает недопустимость отмены результатов выборов по основаниям, связанным лишь с предположением о допущенных в ходе установления итогов голосования, определениях результатов выборов нарушениях.

Оценивая доводы административного истца о несоответствии исправление данных в протоколе в строках 12а и 12б и отсутствие повторного протокола . суд исходит из следующего.

В судебном заседании установлено и стороной административного истца не опровергнуто, что в после выдачи копии протокола членами участковой избирательной комиссии была обнаружена техническая ошибка в сроках 12а и 12 б, и поскольку данная ошибка была выявлена после выдачи копий протокола, но до предъявления протокола в территориальную избирательную комиссию, данная ошибка была исправлена и протокол с отметкой «повторный» не составлялся. Требования действующего законодательства при этом нарушены не были. Кроме того, суд отмечает, что данная техническая ошибка в строках 12а и 12б не повлияла на существо волеизъявления избирателей, поскольку количественные указания в сроках 13-18 протокола не изменились.

Оценивая доводы представителя административного истца о том, что суд лишил сторону административного истца возможности представления доказательств, поскольку не удовлетворил ходатайство об отложении рассмотрения дела для возможности обеспечения явки свидетеля, суд считает их несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно п. 7 ст. 6 КАС РФ принципами административного судопроизводства являются: состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

В ходе досудебной подготовки по делу на административного истца была возложена обязанность по обеспечению явки заявленного для допроса свидетеля, показания которого подтверждали обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Досудебная подготовка по делу была проведена ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представителем административного истца было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью обеспечить явку свидетеля, данное ходатайство было удовлетворено и с учетом согласования даты следующего судебного заседания, судебное заседание было отложено на ДД.ММ.ГГГГ. При этом, судом также были приняты меры по извещению свидетеля, указанного в административном исковом заявлении, телеграмма по адресу места жительства свидетеля была направлена ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца вновь заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с неявкой свидетеля, который может прибыть в суд только после ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении данного ходатайства, с учетом мнения лиц, участвующих деле, было отказано и судом принято решение о рассмотрении дела по имеющимся доказательствам. Таким образом, права стороны административного истца нарушены не были, поскольку в период с 22 ноября по ДД.ММ.ГГГГ у него была возможность известить свидетеля о вызове в суд, кроме того, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца указал, что времени отложения судебного разбирательства до ДД.ММ.ГГГГ достаточно для обеспечения явки свидетеля. Таким образом, заявление повторного ходатайства об отложении рассмотрения настоящего дела для возможности обеспечения явки свидетеля, по мнению суда, является злоупотреблением правом со стороны административного истца.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Вмешательство суда в порядок формирования органов муниципальной власти и определения результатов выборов представительного органа местного самоуправления нарушит принцип разделения властей.

По смыслу действующего избирательного законодательства невозможность установить действительную волю избирателей должна быть настолько очевидной, что сомнения в правильности подсчета голосов должны возникнуть только на основании внешних доказательств.

Таким образом, суд приходит к выводу, что каких-либо нарушений избирательного законодательства, не позволяющего с достоверностью определить действительную волю избирателей при определении результатов выборов депутатов <адрес> думы шестого созыва ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссией избирательного участка , допущено не было, доводы стороны административного истца не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и были опровергнуты доказательствами, исследованными в ходе рассмотрения дела.

На основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Так как исковое административное заявление не подлежит удовлетворению, судебные расходы в виде государственной пошлины по делу в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ следует отнести на счет административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отделения Всероссийской Политической Партии «<данные изъяты>» в <адрес> об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка об итогах голосования по единому избирательному округу по выборам депутатов <адрес> Думы шестого созыва и принятии решения о повторном подсчете голосов избирателей - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.С. Толмачева