ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4790/2021 от 13.01.2022 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-65/2022

(73RS0004-01-2021-013068-66)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2022 года г. Ульяновск

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

председательствующего судьи Киреевой Е.В.,

при секретаре Клейменовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о возложении обязанности включить защитные сооружения в реестр объектов федеральной собственности, принять меры по государственной регистрации права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с уточненным административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о возложении обязанности включить защитные сооружения, расположенные по адресу: <...> (защитное сооружение № 107-73) и <...> (защитное сооружение № 108-73) в реестр объектов федеральной собственности, принять меры по государственной регистрации права собственности, указав, что прокуратурой района совместно с отделом надзорной деятельности по г. Ульяновску главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объектов гражданской обороны (убежищ), расположенных на территории Заволжского района г. Ульяновска, в ходе которой выявлены нарушения, требующие прокурорского вмешательства.

Установлено, что по адресу: <...> и <...>, расположены защитные сооружения гражданской обороны № 107-73 и № 108-73 соответственно. Так, согласно паспорту убежища № 107-73 убежище принято в эксплуатацию 29.02.1982, его вместимость составляет 2500 чел., общая площадь - 1459,65 кв. м, общий объем - 5261 куб. м. В качестве эксплуатирующей убежище организации указано АО «Завод КПД-2».

В соответствии с паспортом убежища № 108-73 оно принято в эксплуатацию в октябре 1980 г., его вместимость составляет 900 чел., общая площадь - 852,78 кв. м, общий объем - 3221,5 куб. м. В качестве эксплуатирующей убежище организации указано АО «Завод КПД-2».

Сведения о данных убежищах также содержатся в перечнях защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области и администрации г. Ульяновска.

Согласно ответу МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области от 17.09.2021 сведений о вышеназванных объектах гражданской обороны в территориальном управлении не имеется.

Из ответов Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска и Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области также следует, что указанные объекты недвижимости в реестрах государственной и муниципальной собственности отсутствуют.

Согласно выписке из ЕГРН от 24.09.2021 защитному сооружению № 107-83 присвоен кадастровый номер , оно имеет площадь 1459 кв. м, расположено по адресу: <...>. Данный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет на основании технического паспорта защитного сооружения, содержащегося в реестровом деле земельного участка с кадастровым номером 73:24:021106:68, том 3.

По данным филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области информации о защитном сооружении гражданской обороны № 108-73 в ЕГРН не содержится, реестровое, кадастровое и регистрационные дела на данный объект не заводились.

При этом согласно межевому плану от 21.07.2020, подготовленному кадастровым инженером ФИО1, являющейся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров Ассоциация «Союз кадастровых инженеров», в ходе проведенных ею кадастровых работ установлено отсутствие связи объекта недвижимости с кадастровым номером на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <...>.

Из заключения кадастрового инженера следует, что объект недвижимости с кадастровым номером находится на земельном участке с кадастровым номером . Между тем прокурорская проверка показала, что защитное сооружение с кадастровым номером фактически находится по адресу: <...>

На земельном участке с кадастровым номером расположено защитное сооружение гражданской обороны № 108-73.

В результате отсутствия контроля со стороны Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области вышеуказанные защитные сооружения в настоящее время пришли в негодности и не готовые к приему укрывающихся.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, ГУ – Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области.

Руководствуясь ст.39 КАС РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит с учетом уточнения административного иска, возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области включить защитные сооружения, расположенные по адресу: <...> (защитное сооружение № 107-73) и <...> (защитное сооружение № 108-73) в реестр объектов федеральной собственности, принять меры по государственной регистрации права собственности на указанные защитные сооружения.

Заместитель прокурора Заволжского района г. Ульяновска Нагорный А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Указал на то, что в межевом плане кадастровый инженер, верно указал, что сооружение отсутствует на участке, но допустил ошибку в части указания, где находится сооружение. Ранее, когда происходила приватизация предприятия, отсутствовал межевой план. Межевой план был подготовлен с целью отвязать земельный участок, на котором находится защитное сооружение от земельного участка, принадлежащего АО «КПД-2».

Представитель административного ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области ФИО2 исковые требования не признала, указала, что МТУ Росимущества на основании своего Положения, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 № 458, является уполномоченным органом, осуществляющим полномочия собственника имущества Российской Федерации на территории Ульяновской области, осуществляет контроль за управлением, распоряжением и использованием по назначению и сохранностью недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и иного федерального имущества. Спорные объекты гражданской обороны не относятся к собственности Российской Федерации. Сведения об указанных объектах в МТУ Росимущество в Республике Татарстан и Ульяновской области не подавались и не поступали. К ним не поступало обращений по вопросу включения в реестр федеральной собственности данных защитных сооружений, соответственно, бездействия со стороны ответчика не имелось. Убежище не относится к запасным пунктам управления и соответственно Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 не устанавливает, что защитные сооружения относятся исключительно к федеральной собственности, что свидетельствует о возможности нахождения защитных сооружений в муниципальной собственности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.1992 № 737 все имущество было передано в государственную собственность Ульяновской области. Просит отказать в удовлетворении требований административного иска в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц ГУ МЧС России по Ульяновской области, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области», Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Ульяновска, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. В отзыве на иск просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение оставляла на усмотрение суда. Считает, что в защитные сооружения относятся к федеральной собственности.

Представитель заинтересованного лица АО «Завод КПД-2» ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании административные исковые требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица АО «Завод КПД-2» ФИО4 в судебном заседании считала, что административный иск заявлен обоснованно. Дополнила, что когда предприятие стадо готовиться к продаже предприятия, стали формировать границы земельного участка, проводить инвентаризацию имущества, было установлено, что защитное сооружение находится за границами земельного участка, которое находится в их собственности.

Представитель заинтересованного лица ЗАО «Завод ГСИ» ФИО5 в судебном заседании административный иск оставила на усмотрение суда. Согласно представленного отзыва на иск, защитное сооружение гражданской обороны с инв. №108-73, по адресу: <...>, не находится во владении ЗАО «Завод ГСИ». ЗСГО с инв. №108-73 фактически находится на земельном участке с кадастровым номером: . ЗАО «Завод ГСИ» не является собственником земельного участка с кадастровым номером: . ЗСГО с инв. №107-73, по адресу: г. Ульяновск. 6-й проезд Инженерный, д.1, с кадастровым номером: , не находится во владении ЗАО «Завод ГСИ» и не расположено на земельном участке с кадастровым номером: . Земельный участок с кадастровым номером: , находится в долевой собственности ЗАО «Завод ГСИ» и ЗСГО с инв. №107-73, (кад. №: ) располагается за границами данного земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером: (лист 7 и лист 1), имеющаяся в материалах дела. Также, согласно межевому плану от 21.07.2020, имеющегося в материалах дела, кадастровым инженером ФИО1 установлено, что на земельном участке с кадастровым номером: , отсутствует объект недвижимости с кадастровым номером: .

Суд полагает возможным административное дело рассмотреть в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с преамбулой Закона о гражданской обороне настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Согласно п. 2, п. 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4 ст. 7 названного Федерального закона).

Установлено, что прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объектов гражданской обороны (убежищ), расположенных на территории Заволжского района г. Ульяновска, в ходе которой выявлены нарушения, требующие прокурорского вмешательства.

Установлено, что по адресу: <...> и <...>, расположены защитные сооружения гражданской обороны № 107-73 и № 108-73 соответственно. Так, согласно паспорту убежища № 107-73 убежище принято в эксплуатацию 29.02.1982, его вместимость составляет 2500 чел., общая площадь - 1459,65 кв. м, общий объем - 5261 куб. м. В качестве эксплуатирующей убежище организации указано АО «Завод КПД-2».

В соответствии с паспортом убежища № 108-73 оно принято в эксплуатацию в октябре 1980 г., его вместимость составляет 900 чел., общая площадь - 852,78 кв. м, общий объем - 3221,5 куб. м. В качестве эксплуатирующей убежище организации указано АО «Завод КПД-2».

Сведения о данных убежищах также содержатся в перечнях защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области и администрации г. Ульяновска.

В реестре муниципального имущества, реестре имущества Ульяновской области и Российской Федерации на день разрешения спора не значатся.

Убежище включены в реестр защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Ульяновской области под инвентарным номерами: № 107-73 и № 108-73.

Согласно ответу АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в соответствии с договором №20-УО73-Д255 от 01.06.2020, заключенным между АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и ЗАО «Завод ГСИ», был подготовлен межевой план от 21.07.2020 в результате проведения кадастровых работ в связи с отсутствием связи объекта недвижимости с кадастровым номером на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: обл. Ульяновская, г. Ульяновск, р-н Заволжский, 6 проезд Инженерный, В ходе исполнения договора были проведены геодезические работы на местности в системе МСК-73 в присутствии представителя ЗАО «Завод ГСИ», которым местонахождение объекта недвижимости с кадастровым номером показано на другом земельном участке - с кадастровым номером , а не на земельном участке с кадастровым номером . Подготовка межевого плана в связи с отсутствием связи объекта недвижимости с кадастровым номером на земельном участке с кадастровым номером не является основанием для внесения в ЕГРН и привязки объекта с кадастровым номером к земельному участку с кадастровым номером (для этого необходимо провести кадастровые работы по изготовлению технического плана на объект). Таким образом, межевой план был подготовлен для исключения объекта с кадастровым номером из границ земельного участка с кадастровым номером .

По данным Справки по вопросу оценки содержания и использования защитных сооружений , , установлено, что защитные сооружения приняты в эксплуатацию в 1980 году, находятся в Казне Российской Федерации и в хозяйственном ведении АО «Управляющая компания «КПД-2».

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их верховных советов, Советов народных депутатов.

Убежище относится к объектам гражданской обороны, которые не указаны в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, а, следовательно, со дня вступления в силу этого Постановления оно стало относиться к федеральной собственности.

Согласно пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 в любом случае, несмотря на снятие объекта с учета защитного сооружения, продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации или в муниципальную собственность в установленном порядке. Снятие объекта с учета защитного сооружения в любом случае предполагает передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную.

Общий порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с названной нормой имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют доказательства выбытия спорного имущества из состава федеральной собственности с соблюдением соответствующего порядка.

Распоряжений, актов о передаче спорного имущества из состава федеральной собственности в состав собственности субъекта Российской Федерации в материалы дела не представлено, как и данных об издании соответствующего закона Ульяновской области, не оформлено и право собственности Ульяновской области на указанные объекты, что подтверждается сообщением Управления Росреестра по Ульяновской области об отсутствие зарегистрированных прав на объекты недвижимости.

Согласно Паспортов убежищ в период введения их в эксплуатацию, они принадлежали заводу АО «Завод КПД-2», сведения о том, что указанные защитные сооружения вошли в План приватизации отсутствуют, а значит из правообладания Российской Федерации не выбывали.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.09.1992 №737 «О передаче негосударственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Ульяновской области», в Перечне арендных и государственно-кооперативных предприятий, в пользовании которых находится государственное имущество, передаваемое в государственную собственность Ульяновской области (приложение №2) указано Завод крупнопанельного домостроения № 2, г. Ульяновск, при этом перечень объектов федеральной собственности, передаваемых в составе указанного имущества в государственную собственность субъекта Российской Федерации, в названном Постановлении отсутствует. Спорное убежище в качестве самостоятельного объекта, передаваемого в государственную собственность Ульяновской области, в Постановлении также не поименовано.

Убежища, расположенные по адресу: <...> (защитное сооружение № 107-73) и <...> (защитное сооружение № 108-73), относятся к защитным сооружениям гражданской обороны, и в силу закона являются федеральной собственностью.

Данные защитные сооружения в реестр федерального имущества не включены, находятся в состоянии непригодном для их использования по прямому назначению. На день разрешения спора не значатся такие объекты и в реестре государственного имущества Ульяновской области.

Обращение прокурора с вышеуказанным иском имеет целью защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий.

Успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны, как государственного имущества.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.

Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Ульяновской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Основания и порядок осуществления учета федерального имущества установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

В силу пункта «б» статьи 6 раздела Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», учет федерального имущества (внесение сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом) и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, - в отношении: имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах; имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом; федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на вещном праве, по месту государственной регистрации (для юридических лиц) или по месту жительства (для физических лиц) в субъектах Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность территориальные органы (за исключением случаев, когда учет имущества относится к компетенции иных территориальных органов).

Следовательно, надлежащим ответчиком по иску является Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Доводы административного ответчика о том, что обязанность по поддержанию защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности не может быть возложена на МТУ Росимущества в Республике Татарстан Ульяновской области, поскольку такими полномочиями Управление не обладает, не могут быть признаны состоятельными, поскольку, как указано выше, собственник объектов гражданской обороны - Российская Федерация не передавала полномочия по их содержанию другим субъектам.

С учетом изложенного, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, надлежит обязать включить защитные сооружения, расположенные по адресу: <...> (защитное сооружение № 107-73) и <...> (защитное сооружение № 108-73) в реестр объектов федеральной собственности, а как следствие принять меры по государственной регистрации права собственности на защитные сооружения.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск прокурора Заволжского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области включить защитные сооружения, расположенные по адресу: <...> (защитное сооружение № 107-73) и <...> (защитное сооружение № 108-73) в реестр объектов федеральной собственности, принять меры по государственной регистрации права собственности в реестр объектов федеральной собственности и возложить обязанность по их государственной регистрации.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Киреева Е.В.