ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4791/2016 от 30.09.2016 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2а-4791/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 сентября 2016 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Хиженяк Н.Б.,

при секретаре Ануфриевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире административное дело по административному исковому заявлению Ситкова Ю. А. к администрации г. Владимира, Управлению земельными ресурсами администрации г. Владимира о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании устранить нарушенное право,

у с т а н о в и л:

Ситков Ю.А. обратился в Октябрьский районный суд г.Владимира с административным исковым заявлением с учетом уточнений к администрации <...>, Управлению земельными ресурсами администрации <...> о признании незаконным отказа в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании устранить нарушенное право.

В обоснование административного иска указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый ###. В ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года он обращался в Администрацию <...> с просьбой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения его земельного участка и земельного участка из состава неразграниченных земель, площадью ### кв.м., который является муниципальным и смежным по отношению к его участку. Данное обращение было продиктовано его желанием пробрести вновь образуемый земельный участок в ### кв.м, себе в собственность, ДД.ММ.ГГГГ. письмом ### и письмом от ДД.ММ.ГГГГ за ### ему было отказано в предоставлении вышеуказанной муниципальной услуги, ссылаясь на п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ (вклинивание и изломанность границ) и ст. 11.9. ЗК РФ (возможность образования самостоятельного земельного участка. Считает данный отказ незаконным, согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Администрация г. Владимира не предоставила доказательств, что в результате образования земельного участка площадью ### кв.м, путем перераспределения будут нарушены вышеуказанные нормы материального права; п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ определяет, что образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса. В данном случае Администрация г. Владимира не доказала возможность образования самостоятельного земельного участка с учетом зонирования территории и сохранения его разрешенного использования (жилая застройка). В соответствии с действующими нормативами, площадь земельного участка под жилую застройку должна быть не менее ### кв.м. Своими действиями Администрация <...> нарушила вышеуказанные нормы материального права и допустила нарушение его прав и законных интересов, а именно: истец не может реализовать свое право на перераспределение земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности. Просит признать незаконными действия Администрации г. Владимира, выразившиеся в отказе в предоставлении ему муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером ### и земельного участка из состава неразграниченных земель, площадью ### кв.м., который является муниципальным и смежным по отношению к его участку, изложенные в письмах от ДД.ММ.ГГГГ.### и от ДД.ММ.ГГГГ###, устранить допущенное нарушение его права путем обязания Администрации г. Владимира в лице Управления земельными ресурсами утвердить схему расположения земельного участка расположенного по адресу: <...>, <...><...>, кадастровый ### на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения данного земельного участка и земельного участка из состава неразграниченных земель, площадью ### кв.м.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного истца Логинов Р.В. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям, просил его удовлетворить.

Представитель административных ответчиков администрации <...>, Управления земельными ресурсами администрации <...> по доверенности – Сафронова С.А. в судебном заседании просила в иске отказать в полном объеме.

В обоснование возражений указала, что Ситкову Ю.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью ### кв.м с кадастровым номером ###, местоположение <...>, разрешенное использование — жилая застройка. ДД.ММ.ГГГГСитков Ю.А. обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ### администрация <...> отказала Ситкову Ю.А. в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку из земель, прилегающих к земельному участку административного истца, поскольку возможно образовать самостоятельный земельный участок. ДД.ММ.ГГГГСитков Ю.А. вновь обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков и предоставил новую схему. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ### администрация <...> отказала Ситкову Ю.А. в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку образуемый земельный участок приводит к вклиниванию и изломанности границ, что нарушает требования п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. Администрация города действовала в пределах имеющихся полномочий. В соответствии со ст.3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа. Статьей 4 Порядка управления земельными ресурсами <...>, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ### полномочия по распоряжению земельными участками и полномочия на принятие решений о перераспределении земельных участков предоставлены администрации <...>. Распоряжением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ###-р право подписи писем об отказе в предоставлении прав на земельные участки и на иных документах, касающихся распоряжения земельными участками предоставлено начальнику управления земельными ресурсами администрации <...>. В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденным постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ### при наличии хотя бы одного из оснований для отказа в перераспределении земельного участка ответственный исполнитель готовит проект сообщения об отказе в подготовке соглашения о перераспределении, которое подписывает уполномоченное должностное лицо. Отказ в перераспределении земельных участков соответствует действующему законодательству. В соответствии с подпунктом 9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок. Основания для отказа в перераспределении земельных участков установлены п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ. В соответствии с подпунктом 11 указанного пункта основанием для отказа в перераспределении земельных участков является наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ. В частности, к таким основаниям относится разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ. В конкретном случае схема разработана с нарушением требований, установленных п.6 ст. 11.9 ЗК РФ, согласно которым образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию земель недостаткам. Предлагаемое перераспределение ведет к вклиниванию земельного участка, на который претендует Ситков Ю.А. в земельный участок, остающейся в государственной собственности, а также не позволит администрации <...> эффективно и рационально использовать данный участок в целях его застройки в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Перераспределение не будет соответствовать случаям, установленным ст.39.28 Земельного кодекса РФ, что является основанием для отказа в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Дополнительно пояснила, что в районе <...> в соответствии с проектно-сметной документацией, разработанной на основании решения горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ### решением Владимирского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ### отводились земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов членам товарищества индивидуальных застройщиков «Учитель». Решением Владимирского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ### решено обязать управление архитектуры и градостроительства Владимирского горисполкома откорректировать эскизы застройки <...>. В соответствии с эскизом застройки, спорный участок расположен на землях общего пользования, по которым предусматривалась пешеходная связь между <...>, где находится роща Манчжурского ореха. Существование рощи Манчжурского ореха подтверждается эскизом застройки улиц Южной и Левино Поле, разработанной управлением архитектуры и градостроительства Владимирского горисполкома. Согласно сведений государственного кадастрового учета смежными к земельному участку Ситкова Ю.А., расположенному по адресу: <...>, являются государственные неразграниченные земли. Следовательно, имеется возможность сформировать земельный участок в целях общего пользования территории, где растет редкий вид деревьев — Манчжурский орех. Таким образом, оспариваемые решения приняты в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно 218 КАС РФ гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, требование об обжаловании решения, действия (бездействия) органов власти и (или) должностных лиц может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: нарушение закона и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В данном случае такой совокупности не имеется.

Статьей 4 Порядка управления земельными ресурсами <...>, утвержденного решением Владимирского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ### полномочия по распоряжению земельными участками и полномочия на принятие решений о перераспределении земельных участков предоставлены администрации <...>.

Распоряжением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ###-р право подписи писем об отказе в предоставлении прав на земельные участки и на иных документах, касающихся распоряжения земельными участками предоставлено начальнику управления земельными ресурсами администрации <...>.

Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием и выдача документов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», утвержденным Постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ N 1115 определено, что при наличии оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории исполнитель готовит проект сообщения об отказе(п.З.З.З), начальник управления подписывает сообщение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (п.3.3.4).

Судом установлено, что Ситков Ю.А. является собственником земельного участка площадью ### кв.м. расположенного по адресу: <...>, кадастровый ###,разрешенное использование- жилая застройка, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. <...> (л.д.11).

Согласно Приложению ### «Карта градостроительного зонирования. Схема правового зонирования территории» к Правилам землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) <...>, утвержденных решением Совета народных депутатов <...> от ДД.ММ.ГГГГ### земельный участок административного истца и испрашиваемый земельный участок относятся к зоне застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами( Ж-2).

Ситков Ю.А., полагая, что имеет право на увеличение площади земельного участка, используемого для содержания принадлежащего ему жилого дома ДД.ММ.ГГГГ. обратился с заявлением в администрацию <...> об утверждении схемы расположения земельного участка площадью ### кв.м. (л.д.56).

По результатам рассмотрения обращения письмом от ДД.ММ.ГГГГ### Управление земельными ресурсами администрации <...> отказало Ситкову Ю.А. в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку из земель, прилегающих к земельному участку административного истца, возможно образовать самостоятельный земельный участок (л.д.58).

ДД.ММ.ГГГГСитков Ю.А. вновь обратился с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков площадью ### кв.м. и предоставил новую схему (л.д.19).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ### Управление земельными ресурсами администрации <...> отказало Ситкову Ю.А. в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку образуемый земельный участок приводит к вклиниванию и изломанности границ, что нарушает требования п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ (л.д.9).

В силу пунктов 1 - 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно п.п.3 п.16 ст.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно ч.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с решением исполкома Владимирского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. №### истцу под строительство 2-этажного кирпичного дома отведен земельный участок площадью ### кв.м. по <...>.

Решением исполкома Владимирского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. ### разрешено проведение проектно-изыскательских работ на указанной территории для товарищества индивидуальных застройщиков работников народного образования(л.д.73-80).

В соответствии со схемой планировочной организации земельных участков в составе проекта строительства усадебной застройки, эскизом застройки <...>, испрашиваемый земельный участок, расположенный между земельным участком истца и соседним земельным участком, выделенным ФИО6, находится на землях общего пользования, по которым предусматривалась пешеходная связь между <...>, где находится роща Манчжурского ореха.

Из материалов дела усматривается, что испрашиваемый земельный участок в установленном законом порядке Ситкову Ю.А. не предоставлялся и был им занят самовольно, что подтверждается актом обследования муниципальной земельной инспекции от ДД.ММ.ГГГГл.д.71), фотоматериалами.

Согласно сведениям государственного кадастрового учета смежными к земельному участку истца являются участки, находящиеся в государственной неразграниченной собственности, соответственно имеется возможность сформировать земельный участок для общего пользования для размещения тротуара, рощи.

Кроме того, наличие, в случае перераспределения земельных участков, на сложившееся землепользование вклинивания земельного участка на который претендует Ситков Ю.А. и изломанности границ земельного участка, остающегося в государственной собственности, подтверждено схемами расположения земельных участков, составленными кадастровым инженером ФИО7, содержащей границы учетного земельного участка и границы проектного земельного участка (л.д.20,57).

Показания свидетеля кадастрового инженера ФИО8 о составлении схемы участка по фактическому землепользованию и невозможности ее составления иным образом, выводы суда не опровергают.

Таким образом, представленные на утверждение в Администрацию схемы расположения земельного участка разработаны с нарушениями, предусмотренными пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ, что является достаточным основанием в силу п.п.3 п.16 ст.10 ЗК РФ для принятия уполномоченным органом решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемые решения органом местного самоуправления приняты в соответствии с законом в пределах полномочий, права и свободы истца не нарушены, исковые требования истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ситкова Ю. А. к Администрации <...>, Управлению земельными ресурсами администрации <...> о признании незаконными действий администрации <...> по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером ### и земельного участка из состава неразграниченных земель, площадью ### кв.м., который является муниципальным и смежным по отношению к его участку, изложенные в письмах от ДД.ММ.ГГГГ.### и от ДД.ММ.ГГГГ###; обязать Администрацию <...> в лице Управления земельными ресурсами утвердить схему расположения земельного участка расположенного по адресу: <...>, Южная, <...>, кадастровый ### на кадастровом плане территории, образованного путем перераспределения данного земельного участка и земельного участка из состава неразграниченных земель, площадью ### кв.м., который является муниципальным и смежным по отношению к его участку – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд гор. Владимира в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.Б. Хижняк

Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2016 года

Судья Н.Б. Хижняк