2а-4796/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Киров 22 октября 2018 г.
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
судьи Федяева С.В.,
при секретаре судебного заседания Араслановой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому ФИО1 к Войсковой части 7487 войск национальной гвардии РФ о признании решения жилищной комиссии незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Войсковой части 7487 войск национальной гвардии РФ о признании решения жилищной комиссии незаконным. В обоснование иска указал, что Решением жилищной комиссии Войсковой части 7487 войск национальной гвардии РФ, оформленным протоколом {Номер изъят} от 23.11.2017, был снят с жилищного учета войсковой части нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, и исключен из списка на получение жилищной субсидии на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ.
При вынесении оспариваемого Решения, жилищной комиссией были допущены нарушения процедуры принятия решения, а именно п.п. 31, 32, 33 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ №75 от 12.02.2010 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» а именно, не были предоставлены в УРиС тыла ГКВВ МВД России уточненные списки нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 1 января 2018 года в электронном виде и на бумажных носителях с указанием ФИО2; не были предоставлены сведения в УРиС тыла ГКВВ МВД России к 20 июля 2018 о количестве военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях с указанием ФИО2. Поскольку УРиС тыла ГКВВ МВД России не возвратил представленные списки очередников на получение жилых помещений для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части по причине того, что ФИО2 поставлен на учет с нарушением жилищного законодательства Российской Федерации, оснований для принятия решения о снятии ФИО1 с жилищного учета воинской части нуждающихся в получении жилищной субсидии (жилого помещения по договору социального найма) и исключения его из списка на получение жилищной субсидии на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ отсутствовали.
Кроме того, при вынесении оспариваемого решении были нарушены положения п.15 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.06.2011 №512 в соответствии с которым решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, предусмотренных п.14 Правил и выдается или направляется военнослужащему в течение 3 рабочих дней.
Поскольку ФИО1 был поставлен на учет 07.04.2015 года, с этого времени новых обстоятельств выявлено не было, срок для снятия ФИО1 с учета, установленный указанным выше пунктом Правил пропущен.
На основании изложенного просит признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 7487, оформленное протоколом {Номер изъят} от 19.04.2018 г., в части снятия ФИО1 с жилищного учета воинской части нуждающихся в получении жилищной субсидии (жилого помещения по договору социального найма) и исключения его из списка на получение жилищной субсидии на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ; обязать административного ответчика устранить нарушение прав ФИО1 путем восстановления административного истца в списке на получение жилищной субсидии с нормативом общей площади 33 кв.м и поправочным коэффициентом – 2,375.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель административного истца на основании ордера и доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивала на удовлетворении заявленных требований. Дополнительно пояснила, что право ФИО1 на получение жилищной субсидии (жилого помещения по договору социального найма) установлено вступившим в законную силу решением Пермского гарнизонного военного суда от 23.03.2015 и предметом рассматриваемого спора не является. Административный истец считает очевидным нарушение процедуры снятия его с жилищного учета и просит у суда восстановления его нарушенных прав.
Представитель административного ответчика Войсковая часть 7487 войск национальной гвардии РФ по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований. Пояснил, что рассматриваемым спором интересы МО РФ не затрагиваются, основания для привлечения их к участию в деле в качестве заинтересованного лица отсутствуют. Согласно приказа командира войсковой части п. 18 жилищная комиссия имеет право самостоятельно принимать решения о снятии с жилищного учета. Процедура согласования принимаемых жилищной комиссией решений с Главным Командованием Внутренних Войск нормативно не регламентирована. Обязанность жилищной комиссии информировать ГКВВ о снятии служащего с учета нормативно не предусмотрена. Жилищная комиссия предоставляет в ГКВВ списки нуждающихся в улучшении жилищных условий для последующего финансирования и расчета размера субсидии. Полномочия Жилищной комиссии предусмотрены приказом командира войсковой части, копия которого имеется в материалах дела. При снятии с учета необходимость согласования с главным командованием отсутствует, повлиять на решение комиссии главное командование никак не может.
Представитель заинтересованного лица Военной прокуратуры Кировской области по доверенности ФИО5 пояснил, что процедура снятия с чета административным ответчиком нарушена не была, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в период с 22.11.1994 по 11.03.2014 административный истец ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части 7487. Согласно приказу {Номер изъят} л/с от 11.03.2014 уволен в запас вооруженных сил на основании пп.В п.2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и пп.В п.4 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы. 16.12.2014 г. исключен из списков личного состава.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу тринадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, признаются в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно п. 19 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ №75 от 12.02.2010 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» для принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме по рекомендуемому образцу. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Согласно п. 26 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ №75 от 12.02.2010 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» решение о постановке или невозможности постановки на учет военнослужащих, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимается жилищной комиссией по результатам рассмотрения рапорта (заявления) не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в комиссию.
Согласно выписке из протокола {Номер изъят} от 07.04.2015 заседания жилищной комиссии войсковой части 7487 ФИО1 был признан и принят на жилищный учет войсковой части 7487 нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 ЖК РФ с 26.11.2014 с составом семьи 1 человек. Включен в список на получение жилищной субсидии с нормативом общей площади 33 кв.м и поправочным коэффициентом – 2,375.
Согласно выписке из протокола {Номер изъят} от 30.05.2015 заседания жилищной комиссии войсковой части 7487 ФИО1 включен в список на получение жилищной субсидии с нормативом площади 33 кв.м и с поправочным коэффициентом – 2,375.
В соответствии с п.28 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ №75 от 12.02.2010 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России», ежегодно с 1 января по 1 марта квартирно-эксплуатационные службы (части) проводят переучет лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В ходе переучета при необходимости, вносятся изменения в списки нуждающихся в жилых помещениях относительно изменившихся жилищных условий, состава семьи, прав на льготы, а также на основании представленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшееся (имеющееся) у него объекты недвижимого имущества по Российской Федерации и с вновь открывшимися обстоятельствами рассматривалось повторно жилищное дело ФИО1 о законности нахождения его на жилищном учете части.
На основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 01.04.1996 АО «ДСК» и ФИО1 заключили договор о передачи квартиры, общей площадью 44,8 кв.м. в собственность ФИО1
На основании договора дарения от 16.06.2005 ФИО1 совершил сделку по отчуждению недвижимого имущества, подарив квартиру своей супруге ФИО6
Рассмотрев вновь материалы жилищного дела ФИО1 члены жилищной комиссии пришли к выводу, что данная квартира относилась к государственному жилищному фонду, поскольку находилась в ведении государственного предприятия. Следовательно, последующее признание ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилым помещением ниже учетной нормы предполагало, что такое улучшение может состоять с учетом данного жилья. Соответственно ст. 53 ЖК РФ не применима, поскольку ФИО1 имеет право по обеспечению от государства предоставление жилья или жилищной субсидии в размере, с учетом ранее предоставленного от государства жилья. Из чего комиссия пришла к выводу, что имевшаяся у ФИО1 площадь 44,8 кв.м превышает норму предоставления – 33,0 кв.м.
Согласно выписке из протокола {Номер изъят} от 23.11.2017 г. заседания жилищной комиссии войсковой части 7487 ФИО1 снят с жилищного учета воинской части нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, и исключен из списка на получение жилищной субсидии на основании пп.2 п. 56 ЖК РФ.
Согласно выписке из протокола {Номер изъят} от 22.02.2018 заседания жилищной комиссии войсковой части 7487 в связи с протестом военного прокурора Кировского гарнизона решение членов жилищной комиссии от 23.11.2017 {Номер изъят} отменено, поскольку не была подтверждена правовая форма собственности жилого помещения.
Согласно выписке из протокола {Номер изъят} от 19.04.2018 г. заседания жилищной комиссии войсковой части 7487, ФИО1 была представлена справка {Номер изъят} от 11.04.2018 КОГБУ «БТИ», согласно которой сведения о зарегистрированных правах в период до 01.04.1996 на отчужденную им квартиру, отсутствуют. В связи с чем комиссия пришла к выводу, что ФИО1 на жилищном учете воинской части в получении жилищной субсидии (жилого помещения) состоит незаконно, и постановлено снять с жилищного учета воинской части нуждающихся в получении жилищной субсидии ФИО1 и исключить из списка на получение жилищной субсидии на основании пп.2 п.2 ст. 56 ЖК РФ.
Предмет регулирования КАС РФ определен в статье 1, согласно части 1 которой настоящий кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу части 4 статьи 1 КАС РФ не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
Статьей 22 ГПК РФ предусмотрена подведомственность гражданских дел.
Исходя из пункта 1 части 1 данной статьи, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статьи 8 ГК РФ), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными, неправомерными и т.д.) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными, неправомерными и т.д.), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Административным ответчиком в рассматриваемом споре является жилищная комиссия, которая установила, что ФИО1 обеспечен жилым помещением по установленным нормам и пришла к выводу об отсутствии оснований для принятия его на жилищный учет. Поскольку право ФИО1 на получение жилищной субсидии (жилого помещения по договору социального найма) предметом рассматриваемого спора не является и в случае оспариваеия подлежит восстановлению в порядке гражданского судопроизводства, судом в рамках рассматриваемого административного иска проверяется законность действий административного ответчика и соблюдение процедуры снятия административного истца с жилищного учета.
Полномочия жилищной комиссии воинской части 7487 определены Положением «О жилищной комиссии воинской части» являющейся приложением к приказу командира войсковой части 7487 от 28.09.2017. В соответствии с п. 18 Положения, жилищная комиссия имеет право принимать положительное или мотивированное отрицательное решение по вынесенному на рассмотрение вопросу или заявлению.
Р решение жилищной комиссии войсковой части 7487, оформленное протоколом {Номер изъят} от 19.04.2018 в части снятия ФИО1 с жилищного учета воинской части нуждающихся в получении жилищной субсидии (жилого помещения по договору социального найма) и исключении его из списка на получение жилищной субсидии на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ является мотивированным и принято жилищной комиссией в пределах своей компетенции.
Процедура снятия и постановки на жилищный учет военнослужащих регламентируется п.15 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.06.2011 №512 в соответствии с которым решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, предусмотренных п.14 Правил и выдается или направляется военнослужащему в течение 3 рабочих дней.
Рассматривая доводы ФИО1 о пропуске административным ответчиком, установленного п.15 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.06.2011 №512 срока для снятия с учета нуждающихся на улучшение жилищных условий и срока, установленного п. 26 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ №75 от 12.02.2010 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России», суд приходит к выводу об их необоснованности.
Основанием для снятия ФИО1 с учета послужила справка {Номер изъят} от 11.04.2018 КОГБУ «БТИ», предоставленная ФИО1 в жилищную комиссию 19.04.2018 г., что подтверждается выпиской из протокола {Номер изъят} от 19.04.2018 г. на заседание жилищной комиссии войсковой части 7487. Таким образом, решение о снятии ФИО1 с жилищного учета было принято 19.04.2018, то есть в пределах срока, указанного п.15 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.06.2011 №512. Доказательств, подтверждающих нарушение указанного выше срока в судебное заседание не предоставлено.
Доводы ФИО1 о том, что решение жилищной комиссии не было ему направлено в течение 3 дней после вынесения опровергаются материалами жилищного дела, исследованными в судебном заседании, согласно которым копия выписки из протокола была направлена ФИО1 письмом 23.04.2018 исх{Номер изъят} и получена 28.04.2018 года.
Кроме того, в судебном заседании административным истцом не было указано каким образом несоблюдение 30 дневного срока принятия решения комиссией и 3 дневного срока направления решения комиссии могло повлиять на содержание оспариваемого решения или на полномочия комиссии по его вынесению, а так же каким образом нарушило права или законные интересы административного истца.
Нарушение 3 дневного срока направления решения комиссии может ограничить только процессуальные права ФИО1 на обжалование решения комиссии. Поскольку административным ответчиком не было заявлено ходатайство о пропуске процессуального срока на обжалование решения комиссии, вопрос о пропуске процессуальных сроков не являлся предметом рассмотрения спора. Иных правовых последствий нарушения рассматриваемых сроков для ФИО1 в судебном заседании не установлено. Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о не относимости рассматриваемых доводов к предмету спора.
Процедура снятия и постановки на жилищный учет военнослужащих регламентируется положениями инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ №75 от 12.02.2010 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» а так же Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.06.2011 №512.
Согласно п. 31 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ №75 от 12.02.2010 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России», подразделения внутренних войск представляют в УРиС тыла ГКВВ МВД России до 10 апреля уточненные списки нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 1 января в электронном виде и на бумажных носителях.
Согласно п. 32 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ №75 от 12.02.2010 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России», ежегодно, к 20 января и к 20 июля в УРиС тыла ГКВВ МВД России предоставляются сведения о количестве военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 33 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД РФ №75 от 12.02.2010 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России», УРиС тыла ГКВВ МВД России возвращает представленные списки очередников на получение жилых помещений для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части, если в них включены лица, поставленные на учет с нарушением жилищного законодательства Российской Федерации.
Рассматривая доводы административного истца о том, что жилищная комиссия в нарушение вышеприведенных положений Инструкции не согласовала вопрос о снятии с жилищного учета воинской части нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма с ГКВВ, суд приходит к выводу об их необоснованности, поскольку порядок постановки на учет военнослужащих, в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятие с учета регулируется Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512, которыми процедура согласования не предусмотрена. Нормативная регламентация указанной административным истцом процедуры отсутствует.
Иных доводов о нарушении административным ответчиком процедуры снятия ФИО1 с жилищного учета воинской части нуждающихся в получении жилищной субсидии (жилого помещения по договору социального найма) и исключении его из списка на получение жилищной субсидии на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ в административном исковом заявлении не заявлено.
Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа государственной власти могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В нарушение части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ФИО1 не представил достаточных доказательств, подтверждающих, что оспариваемое решение жилищной комиссии не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отказ в принятии ФИО1 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не свидетельствует о незаконности действий жилищной комиссии, связанных с нарушением порядка рассмотрения о принятии на учет.
На основании изложенного суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые действия (бездействие), решения приняты в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемых действий, решения соблюден, основания для совершения оспариваемых действий (бездействия), принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Напротив, ФИО1 не доказала факт нарушения его прав, свобод и законных интересов.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО1 к Войсковой части 7487 войск национальной гвардии РФ о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части 7487, оформленное протоколом {Номер изъят} от {Дата изъята} в части снятия ФИО1 с жилищного учета воинской части нуждающихся в получении жилищной субсидии (жилого помещения по договору социального найма) и исключении его из списка на получение жилищной субсидии на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ. Обязании административного ответчика устранить нарушение прав ФИО1 путем восстановления административного истца в списке на получение жилищной субсидии с нормативами общей площади 33 кв.м. и поправочным коэффициентом – 2,375 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья С.В.Федяев